Судья Щипициной Т.А.
Дело № 33- 13395
г. Пермь 12 декабря 2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего: Пьянкова Д.А.
Судей Абашевой Д.В., Фомина В.И.
При секретаре Араслановой О.Р.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 12 декабря 2018 года в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 14 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в интересах ФИО1 к Администрации Пожвинского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края, Администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности восстановить в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списках лиц, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилья за счет бюджета, отказать.
Заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., пояснения представителей ФИО1 – ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился суд с иском к Администрации Пожвинского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края, Администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края о признании акта обследования и заключения межведомственной комиссии незаконными, возложении обязанности провести новое обследование жилого помещения, восстановить ФИО1 в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках лиц, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилья за счет бюджета. Требования мотивированы тем, что ФИО1, являясь инвалидом ** группы и членом семьи репрессированного лица, реабилитирован 03.12.2015 года, с супругой проживает в жилом помещении № ** дома №**, расположенного по адресу: ****, который не пригоден для фактического проживания. В марте 2014 года в связи с ухудшением жилищных условий он повторно обратился в администрацию поселения, приложив справку БТИ о том, что износ дома на 15.04.2013 года составляет 58%. Жилищно-бытовая комиссия, обследовав жилищные условия истца, пришла к выводу, что жилое помещение не соответствует требованиям и не пригодно для постоянного проживания, и 13.03.2014 года вынесла решение о постановке ФИО1 на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении. Данное решение было утверждено постановлением главы администрации сельского поселения от 13.03.2014 № 36. 24.11.2015 года ФИО1 был включен в список реабилитированных лиц, имеющих право на получение денежной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края по состоянию на 01.12.2015 по Юсьвинскому району. 18.03.2016 года при новом обследовании занимаемого истцом жилого помещения межведомственная комиссия пришла к выводу, что помещение пригодно для постоянного проживания, лишь требуется частичный капитальный ремонт, что явилось основанием для исключения ФИО1 из списка лиц, нуждающихся в получении жилья, а также из списка реабилитированных лиц, нуждающихся в получении субсидий на приобретение жилья. Исковые требования были уточнены, истец просил исключить из иска требования о признании акта обследования и заключения межведомственной комиссии незаконными, а также о возложении обязанности провести новое обследование жилого помещения, поскольку в ходе рассмотрения дела было проведено обследование жилого дома истца и составлен новый акт обследования и заключение.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ФИО1, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что окончательное решение о постановке на учет принимает глава сельского поселения, решение данного вопроса к компетенции межведомственной комиссии не относится. Постановка ФИО1 на учет как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, является законной и обоснованной. Истцом оспаривается постановление главы Пожвинского сельского поселения об исключении из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вопрос о пригодности жилого помещения для проживания истцом не ставится. Судом не дано оценки действиям администрации сельского поселения по исключению ФИО1 из списка. Вывод суда о том, что раз по заключению межведомственной комиссии жилое помещение пригодно для проживания, то оснований для постановки ФИО1 на учет не имеется, необоснован. Судом неправильно применены положения ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
В силу п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является членом семьи репрессированного лица, реабилитирован 07.08.2012 года, с 17.10.2012 года он является получателем пенсии по инвалидности, с 01.07.2015 году ему установлена 2 группа инвалидности бессрочно.
Также из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ****, принадлежащем на праве собственности ФИО4 Общая площадь жилого помещения - 53,7 кв.м., 1990 года постройки.
03.12.2012 года ФИО1 обратился в администрацию Пожвинского сельского поселения с заявлением о постановке его на учет на получение жилья, как реабилитированного лица.
Решением жилищно-бытовой комиссии администрации Пожвинского сельского поселения от 20.10.2013 года ФИО1 отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, поскольку заключением межведомственной комиссии № 10 от 15.03.2013 года, назначенной распоряжением главы Пожвинского сельского поселения от 06.04.2012 года № 27-р, дом признан пригодным для постоянного проживания.
В связи с несогласием истца с данным заключением, 10.03.2014 года комиссией было проведено повторное обследование жилого помещения истца, о чем составлен акт проверки жилищных условий; по результатам проверки комиссией вынесено заключение о том, что жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Согласно протокола повторного заседания жилищно-бытовой комиссии администрации Пожвинского сельского поселения по рассмотрению документов по делу ФИО1 от 13.03.2014 года, на основании акта проверки жилищных условий от 10.03.2014 года и справка БТИ о техническом состоянии дома от 06.03.2014 года № 27, согласно которой износ дома составляет 58%, принято решение о постановке ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п.3 ст.51 ЖК РФ, как проживающего в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Данное решение утверждено постановлением главы Администрации Пожвинского сельского поселения Юсьвинского района № 36 от 13.03.2014 года, о чем истец уведомлен письмом от 13.10.2014г. № 77.
На основании распоряжения Администрации Юсьвинского муниципального района № 549-р от 24.11.2015 года ФИО1 утвержден в списке реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края по состоянию на 01.12.2015 года по Юсьвинскому муниципальному району, который был направлен в Министерство социального развития Пермского края 24.11.2015 года.
18.03.2016 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Пожвинского сельского поселения от 08.02.2016 года № 11-р, снова было проведено обследование занимаемого истцом жилого помещения № **, расположенного по адресу: ****, по результатам которого вынесено заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, рекомендован лишь частичный капитальный ремонт, что подтверждается актом обследования жилого помещения и заключением № 9 от 18.03.2016 года.
Постановлением администрации Пожвинского сельского поселения от 25.11.2016 года № 156 ФИО1 был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, о чем истцу направлено уведомление № 868 от 28.11.2016 года.
На основании данного постановления Распоряжением администрации Юсьвинского муниципального района от 28.11.2016 года № 584 ФИО1 был исключен из списка граждан реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и имеющих право на получение краевых жилищных сертификатов для приобретения (строительства) жилого помещения по Юсьвинскому району, о чем истец извещен уведомлением от 28.11.2016 года № 05-05/379.
Считая акт обследования и заключение межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения необъективным, 06.12.2016 года ФИО1 обратился к главе Пожвинского сельского поселения с заявлением о проведении повторного обследования жилого помещения.
16.05.2017 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Пожвинского сельского поселения от 19.04.2017 года, было проведено повторное обследование занимаемого ФИО1 жилого помещения, по результатам которого также вынесено заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, при этом указано на необходимость проведения частичного капитального ремонта, что следует из акта обследования жилого помещения и заключения № 16 от 16.05.2017 года.
Не согласившись с заключениями о пригодности жилого помещения к проживанию, истец обжаловал действия администрации Пожвинского сельского поселения в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края, специалистами которой 25.10.2017 года был проведен осмотр технического состояния квартиры № ** по ул.**** п. ****, в ходе которого установлено, что занимаемое истцом жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, о чем истец был проинформирован письмом от 27.10.2017г., что подтверждается актом осмотра технического состояния многоквартирного дома от 25.10.2017г., ответами Инспекции от 27.10.2017г., 22.11.2017 г.
Согласно списку реабилитированных лиц, имеющих право на предоставление субсидии (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края по Юсьвинскому району по состоянию на 01.12.2017 года, утвержденному распоряжением Администрации Юсьвинского муниципального района № 537-р от 30.11.2017 года, ФИО1 в данном списке отсутствует.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, полно, правильно и тщательно установив все обстоятельства, имеющие правовое значение для возникшего спора, и дав надлежащую правовую оценку доводам каждой из сторон, пришел к правильному выводу, что поскольку жилое помещение, в котором проживает истец, уполномоченным органом признано пригодным для проживания, то оснований для признания ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ не имеется.
В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 18.03.2016 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Пожвинского сельского поселения от 08.02.2016 года № 11-р, снова было проведено обследование занимаемого истцом жилого помещения № **, расположенного по адресу: ****, по результатам которого вынесено заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, рекомендован лишь частичный капитальный ремонт.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопрос о постановке лиц на учет в качестве нуждающихся не относится к компетенции межведомственной комиссии, следует признать несостоятельными. Исходя из положений ст.52 ЖК РФ функция учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложена на органы местного самоуправления и вопросы снятия граждан с такого учета находятся в компетенции исполнительных комитетов муниципальных образований по месту проживания граждан. Как следует из материалов дела, вопросы о постановке ФИО1 на учет как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и последующем снятии с указанного учета решался администрацией Пожвинского сельского поселения, а не межведомственной комиссией.
Апелляционная жалоба содержит доводы о том, что первоначально ФИО1 был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий законно и обоснованно, в связи с чем последующее снятие его с учета в порядке, предусмотренном ст. 56 ЖК РФ является неправомерным. Как следует из материалов дела, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями п. 3 ст. 51 ЖК РФ Фабер был поставлен на основании акта проверки жилищных условий. Заключение межведомственной комиссии о пригодности или непригодности жилого помещения жилищно-бытовой комиссией при разрешении указанного вопроса не рассматривалось. Впоследствии неоднократно обследуя жилое помещение, в котором проживает ФИО1, межведомственная комиссия не усматривала оснований для признания его непригодным. Акты обследования ФИО1 не оспаривались. Кроме того, нормами действующего законодательства не исключается возможность повторной проверки жилого помещения на пригодность проживания после постановки лица на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Апелляционная жалоба содержит доводы о том, что актами обследования жилого помещения подтверждается факт не соответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Данные доводы не могут повлечь за собой отмену решения суда по следующим основаниям. Судом на основании анализа положений действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", п.8 ч.1 ст. 4 Закона Пермской области "О социальной поддержки отдельных категорий населения Пермской области", ст.1 Закона Пермского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2012 г. N 1324-п, которым утвержден Порядок предоставления субсидии (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилого помещения реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимися пенсионерами, и проживающим совместно членам их семей" сделан правильный вывод о том, что обязательным условием для реализации права на предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Пермского края является признание реабилитированного лица нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет. Из положений ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям, в силу требований ст. 15 ЖК РФ должно быть признано непригодным для проживания в установленном законом порядке. Таким образом, для разрешения заявленных исковых требований юридически значимым обстоятельством по делу является установление факта пригодности или непригодности жилого помещения для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное обстоятельство судом установлено – жилое помещения, в котором проживает истец в установленном порядке непригодным для проживания не признано. Наличие в нем недостатков само по себе не свидетельствует о его непригодности к проживанию. Доказательств непригодности жилого помещения истцом суду не представлено
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения, поскольку судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, выводы суда должным образом мотивированы, основаны на совокупности представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, судом правильно применен материальный закон, нарушений норм процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции, изложенной в ходе судебного разбирательства, были предметом исследования суда первой инстанции и основанием для отмены решения суда не являются. При указанных обстоятельствах решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
О п р е д е л и л а :
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 14 сентября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий – подпись
Судьи – подписи