Докладчик БлиноваМ.А.
Апелляционное дело №33-1339/2014
Судья Няхукова Э.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 апреля 2014 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей БлиновойМ.А., Юркиной И.В.,
при секретаре Михайловой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа в изменении градостроительного регламента в части территориальной зоны, понуждении Управления архитектуры и градостроительства изменить градостроительный регламент в части территориальной зоны, поступившее по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 января 2014 г.
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения заявителя ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованных лиц – администрации г. Чебоксары и Управления архитектуры и градостроительства – ФИО2, возражавшего против доводов апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства в изменении градостроительного регламента в части территориальной зоны многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) на зону малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) земельного участка с кадастровым номером ... в <адрес>; понуждении внести изменения в градостроительный регламент относительно территориальной зоны многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) на зону малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) по земельному участку с указанным кадастровым номером.
В обоснование заявления указал, что он является сособственником на праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ... в <адрес>. Принадлежащий заявителю земельный участок по указанному адресу имеет разрешенное использование «...».
Заявитель обратился в Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики с заявлением об изменении градостроительного регламента части территориальной зоны Ж-1 в кадастровом квартале ... по местоположению своего участка. При этом получил ответ Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары об отказе внесения изменений в градостроительный регламент. Действия органа местного самоуправления нарушают права заявителя на проведение реконструкции своего жилого дома путем надстройки второго этажа и не соответствует статьям 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса РФ. Изложенные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для изменения градостроительного регламента части территориальной зоны многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) на зону малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) земельного участка с кадастровым номером ... в <адрес>.
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявление поддержал в изложенной редакции.
Представитель заинтересованных лиц администрации города Чебоксары и Управления архитектуры и градостроительства ФИО2 в удовлетворении требований ФИО1 просил отказать. В отзыве на заявление указали, что Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, составной часть которых является Градостроительный регламент, являются нормативным правовым актом, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005г. №1683. При этом Правила отражают перспективное развитие территории, территориальные зоны в градостроительном регламенте не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики ФИО3 против удовлетворения заявления ФИО1 возражала.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 января 2014 г. в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным отказа в изменении градостроительного регламента и понуждении Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары изменить градостроительный регламент в части территориальной зоны многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) на зону малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) земельного участка с кадастровым номером ... в <адрес>, отказано.
На указанное решение суда заявителем ФИО1 подана апелляционная жалоба по мотивам незаконности и необоснованности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы. Судебной коллегии пояснил, что им оспариваются в части территориальной зоны градостроительный регламент в Правилах землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, т.к. на его основе разработан градостроительный план его земельного участка, в котором территориальная зона определена Ж-1 (зона многоквартирных домов).
Представитель заинтересованных лиц администрации города Чебоксары и Управления архитектуры и градостроительства ФИО2 в суде апелляционной инстанции просил в удовлетворении апелляционной жалобы на судебное решение отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны.
Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.3 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.30, ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, которые, в свою очередь, согласно п.1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ утверждаются представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
В силу п.8 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Кодекса подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 9 указанной статьи при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
На территории Чебоксарского городского округа Правила землепользования и застройки утверждены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики 14 июля 2005 г. № 1683. Данные Правила вводят в городе Чебоксары систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании, в целях обеспечения условий для реализации планов и программ развития городской территории, систем инженерного обеспечения и социального обслуживания, сохранения природной и культурно-исторической среды (ст. 2 Правил).
Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа являются муниципальным нормативным правовым актом, принятым представительным органом государственной власти. В главе 2.1 Правил предусмотрена карта зонирования территории города Чебоксары, градостроительные регламенты по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости.
Судом установлено, что ФИО1 обратился в Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики с заявлением об изменении градостроительного регламента части территориальной зоны многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) на зону малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) земельного участка с кадастровым номером ... в <адрес>. Указанное заявление было направлено в администрацию города Чебоксары. 9 сентября 2013 г. Управлением архитектуры и градостроительства, рассмотревшим заявление по поручению администрации города Чебоксары, Козлову А.Н. было сообщено о невозможности удовлетворения его заявления.
Проанализировав применительно к предмету судебного разбирательства вышеизложенные положения Градостроительного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики 14 июля 2005 г. № 168, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, поскольку Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары не является органом, уполномоченным внести изменения в градостроительный регламент.
Порядок внесения изменений в градостроительные регламенты представительным органом местного самоуправления урегулирован нормами Градостроительного кодекса РФ, а также в самих Правилах землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики 14 июля 2005 г. № 168. Также территориальная зона в Градостроительном регламенте устанавливается не в отношении конкретного земельного участка, а исходя из градостроительного зонирования в муниципальном нормативном правовом акте.
Требования ФИО1 о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства в изменении градостроительного регламента части территориальной зоны многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) на зону малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) земельного участка с кадастровым номером ... в <адрес> и понуждении внести соответствующие изменения в градостроительный регламент относительного указанного земельного участка обоснованно оставлены без удовлетворения также потому, что суд не вправе понуждать орган местного самоуправления внести изменения конкретного содержания в муниципальный нормативный правовой акт, т.к. это прерогатива самого представительного органа власти.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы заявителя ФИО1 являются несостоятельными и не влекут отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 января 2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: