ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1340/19ГОД от 23.05.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий Коголовский И.Р.

Дело № 33-1340/2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе

председательствующего Топоева А.С.,

судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,

при секретаре Изместьевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 и по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителей ответчика отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Черногорску ФИО2 и ФИО3 на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 12 марта 2019 года, которым частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Черногорску о взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО4, представителя ответчика ФИО3, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Черногорску (далее – ОМВД по г. Черногорску) о взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что в период службы у ответчика полицейским (водителем) по охране объектов ОВД комендантской группы он неоднократно в период с ноября 2017 года по ноябрь 2018 года привлекался к службе сверхурочно, в ночное время и в нерабочие праздничные дни, за что ему положена денежная компенсация, которая не выплачена ответчиком ни во время прохождения им службы, ни при его увольнении со службы. С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным отказ ответчика в оплате прохождения службы сверхурочно, службы в ночное время и в нерабочие праздничные дни, взыскать с ответчика денежную компенсацию за прохождение службы сверхурочно, службы в ночное время и в нерабочие праздничные дни в период с ноября 2017 года по ноябрь 2018 года в размере 47229 руб. 27 коп., компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали с учетом их уточнения.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, заявив, в том числе о пропуске истцом срока обращения в суд в части требований о взыскании денежной компенсации за период с ноября 2017 года по 23.08.2018 года. Относительно исковых требований о взыскании денежной компенсации за прохождение службы сверхурочно с 23.08.2018 года по 23.11.2018 года пояснила, что в указанный период он отработал 270 часов при установленной норме 528 часов, в связи с чем оснований для начисления ему данной денежной компенсации не имеется. В части требований о взыскании денежной компенсации за службу в ночное время, в нерабочие праздничные дни указала на то, что в соответствии с пунктами 288, 290, 291 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 года № 50 (далее – Порядок № 50), сотрудникам за службу в ночное время, в нерабочие праздничные дни предоставляются дополнительные дни отдыха на основании рапорта сотрудника. Поскольку истец с таким рапортом в 2017-2018 годах не обращался, то дни отдыха ему не предоставлялись.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. Признал незаконным отказ ОМВД по г. Черногорску в выплате ФИО1 компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Взыскал с ОМВД по г. Черногорску в пользу ФИО1 невыплаченную заработную плату за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 4436 руб. 16 коп., компенсацию морального вреда в размере 1500 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.

С решением не согласны истец ФИО1 и представитель ответчика ФИО2

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда в части отказа в удовлетворении его исковых требований отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих доводов указывает на несогласие с выводом суда о пропуске им срока обращения в суд, поскольку согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации по требованию о невыплате или неполной выплате заработной платы он должен исчисляться со дня установленного срока выплаты указанных сумм в течение одного года, в то время как суд применил трехмесячный срок. Считает необоснованным вывод суда об ошибочности произведенного им расчета часов сверхурочной службы с учетом включенных в него часов отдыха и приема пищи. Обращает внимание на то, что он не был ознакомлен с приказом начальника ОМВД по г. Черногорску от 17.04.2017 года № 137 «Об утверждении режима службы дежурной части и комендантской группы (по охране объектов ОВД)».

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО2 просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на пункты 288, 290 Порядка № 50, и пункт 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 года № 65 (далее – Порядок № 65), указывает на то, что сотрудникам за службу в ночное время, в нерабочие праздничные дни предоставляются дополнительные дни отдыха на основании рапорта сотрудника. При этом денежная компенсация может выплачивать сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, на основании приказа руководителя. 23.11.2018 года от ФИО1 поступил рапорт о выплате в срок до 01.12.2018 года такой компенсации за период с ноября 2017 года по ноябрь 2018 года, однако в нем не указаны конкретные дни его службы в выходные и праздничные дни. Просила учесть, что поскольку на момент подачи рапорта истец являлся действующим сотрудником, то он мог воспользоваться правом на предоставление ему дополнительных дней отдыха, однако с таким рапортом он к ответчику не обращался. Полагала необоснованным присуждение судом истцу компенсации за службу 19.01.2018 года и 09.05.2018 года, поскольку он знал о своем праве на предоставление ему дополнительных дней отдыха за службу в указанные дни, но с рапортом о предоставлении дней отдыха ни в течение соответствующего учетного года, ни при предоставлении ему ежегодного отпуска, он не обращался, что свидетельствует о пропуске им срока обращения в суд.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО3 указывает на несогласие с решением суда в части взыскания в пользу истца денежной компенсации за прохождение службы в выходные и нерабочие праздничные дни, поскольку истцу установлен сменный режим прохождения службы и суммированный учет рабочего времени. Поскольку отработанное истцом в учетном 2018 году служебное время не превысило нормальную продолжительность служебного времени – 1970 часов, то в соответствии с пунктом 288 Порядка № 50 оснований для выплаты такой денежной компенсации не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 14.06.1995 года в должности полицейского (водителя) комендантской группы по охране объектов органов внутренних дел ОМВД по г. Черногорску, откуда уволен 16.12.2018 года.

Обращаясь с иском в суд, истец указывал на то, что в период с ноября 2017 года по ноябрь 2018 года он неоднократно привлекался к службе сверхурочно, однако, несмотря на соответствующее обращение к ответчику с рапортом от 23.11.2018 года, денежная компенсация за прохождение службы за указанные дни ему не выплачена.

Разрешая данные исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд, поскольку ФИО1, получая ежемесячно заработную плату, не мог не знать о том, какие начисления ему производятся, а если не знал, то имел возможность их проверить. Поскольку истец обратился в суд с иском 18.12.2018 года, то срок давности обращения в суд по заявленным требованиям за период до сентября 2018 года включительно истек, что является самостоятельным основанием для обращения в суд.

Выражая несогласие с решением суда, в указанной части истец в апелляционной жалобе указывает на то, что согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации по требованию о невыплате или неполной выплате заработной платы срок давности обращения в суд составляет один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в то время как суд применил трехмесячный срок.

Судебная коллегия находит данный довод апелляционной жалобы подлежащим отклонению как основанный на неверном толковании норм материального права.

Отношения сотрудника органов внутренних дел, связанные с разрешением служебных споров, регулируются Федеральным законом № 342-ФЗ.

Нормы трудового законодательства применяются к отношениям, связанным с прохождением службы в органах внутренних дел только в части, не урегулированной нормами специального законодательства.

Предусмотренный частью 4 статьи 72 Федерального закона № 342-ФЗ трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора (за исключением споров, связанных с увольнением со службы в органах внутренних дел) направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений. Сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.

При этом закрепление в части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации правила о том, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (в том числе в случае возникновения такого спора при увольнении работника), представляет собой установление специального срока для защиты права на оплату труда для граждан, работающих по трудовому договору, и само по себе не предполагает обязательного установления аналогичных норм в отношении лиц, занятых профессиональной деятельностью, связанной с осуществлением публичных функций, в том числе сотрудников органов внутренних дел.

Согласно пункту 4 Порядка № 65, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд по требованию о взыскании денежной компенсации за службу сверхурочно, обоснованно пришел к выводу о том, что истцом данный срок пропущен по требованиям о взыскании такой компенсации до сентября 2018 года включительно, с учетом даты обращения истца в суд 18.12.2018 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации за привлечение к службе сверх нормальной продолжительности служебного времени, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом данного факта, признав при этом расчет денежной компенсации неверным, поскольку в него истцом необоснованно включены время отдыха и время приема пищи.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 53 Федерального закона № 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Согласно пункту 277 Порядка № 50 в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации (рекомендуемый образец табеля - приложение № 44 к настоящему Порядку).

Продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период (пункт 283 Порядка № 50).

Как следует из пункта 36 Режима службы сотрудников комендантской группы (по охране объектов ОВД) ОМВД по г. Черногорску, утвержденного приказом ОМВД по г. Черногорску от 17.04.2017 года № 137, для сотрудников данной службы установлен суммированный учет служебного времени, учетный период составляет один год.

В соответствии с производственным календарем на 2018 год нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составляет 1970 часов, в то время как согласно табелям учета служебного времени истец в 2018 году отработал 1518 часов, в связи с чем оснований для взыскания денежной компенсации за сверхурочную службу не имеется, а потому решение суда в указанной части является правильным.

Оценивая изложенные в суде апелляционной инстанции доводы представителя истца о том, что из нормальной продолжительности служебного времени за учетный период следует исключать время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, в отпуске по временной нетрудоспособности и иные периоды, когда за работником сохраняется место работы и заработная плата, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению, поскольку они не основаны на законе.

Прохождение службы в органах внутренних дел регламентируется специальным законодательством, в частности пунктом 283 Порядка № 50, предусматривающего, что продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, и не предусматривает указанный представителем истца порядок исчисления количества сверхурочных часов службы.

В табелях учета служебного времени сведения о сверхурочной службе истца отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения данной части исковых требований не имеется.

Разрешая вопрос о взыскании в пользу истца денежной компенсации за службу в ночное время и за службу в выходные и нерабочие праздничные дни, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в отношении прохождения службы истца 19.01.2018 года, 09.05.2018 года, 09.09.2018 года.

Выражая несогласие с решением суда в данной части, представители ответчика в апелляционной жалобе и дополнениях к ней указывают на то, что истец в период прохождения службы должен был написать рапорт о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за прохождение службы в вышеуказанные дни, которые могли быть присоединены к основному отпуску, что им сделано не было, на пропуск срока обращения в суд с требованием о взыскании денежной компенсации за прохождении службы 19.01.2018 года и 09.05.2018 года, а также на то, что отработанное истцом в 2018 году служебное время не превысило нормальную продолжительность служебного времени, в связи с чем оснований для выплаты денежной компенсации за прохождение службы в выходные и нерабочие праздничные дни не имеется.

Оценивая доводы апелляционной жалобы представителя ответчика об отсутствии оснований для выплаты истцу денежной компенсации за прохождение службы в выходные и нерабочие праздничные дни, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Как указывалось выше, пунктом 6 статьи 53 Федерального закона № 342-ФЗ установлено, что сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В соответствии с пунктами 284, 285, 290 Порядка № 50 сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации.

Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.

Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

При этом в соответствии с действующим Порядком № 50 для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 286 Порядка № 50, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, ФИО1 с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни в 2018 году к руководству ОМВД по г. Черногорску не обращался, то есть им не были выполнены определенные приведенными выше нормативными положениями обязательные условия по реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за указанный период - подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно пункту 288 Порядка № 50 за выполнение сотрудниками служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании графика сменности или при суммированном учете служебного времени в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется.

Как указывалось выше, для сотрудников комендантской группы ОМВД по г. Черногорску установлен суммированный учет рабочего времени с определением учетного периода как один год, а также что при нормальной продолжительности служебного (рабочего) времени в 2018 году равной 1970 часам, истец отработал 1518 часов, а потому истцу не полагалось предоставление дополнительных дней отдыха за прохождение службы в выходные и нерабочие праздничные дни.

Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что привело к принятию незаконного решения в части удовлетворения исковых требований о взыскании в пользу истца денежной компенсации за прохождение службы в выходные и нерабочие праздничные дни, которое подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 12 марта 2019 года по настоящему делу в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Черногорску о взыскании денежной компенсации за прохождение службы в выходные и нерабочие праздничные дни отменить, принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Черногорску о взыскании денежной компенсации за прохождение службы в выходные и нерабочие праздничные дни отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий А.С.Топоев

Судьи Г.П.Пархомович

А.В.Пронина