Судья: Немира Т.В.
Докладчик: Карболина В.А. Дело №33-905\2018(13419\2017)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.
судей Карболиной В.А., Галаевой Л.Н.
с участием прокурора Баландина Е.И.
при секретаре Луковниковй С.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 30 января 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «ТТК» на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2017 года, которым исковые требования Татарского межрайонного прокурора в защиту жилищных прав Л.В.П. к ООО «Татарская тепловая компания» об устранении нарушений требований законодательства, о возложении обязанности удовлетворены.
Обязано ООО «Татарская тепловая компания» произвести за период с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года Л.В.П., проживающей в <адрес> перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению на сумму 2113 рублей.
Взыскана с ООО «Татарская тепловая компания» в доход государства государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения прокурора Баландина Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Татарский межрайонный прокурор в защиту жилищных прав Л.В.П. обратился в суд с иском к ООО «Татарская тепловая компания» об устранении нарушений требований законодательства, о возложении обязанностей.
В обоснование иска указал, что проведённой по жалобе Л.В.П., проживающей по адресу: <адрес> нарушении её жилищных прав - ООО «ТТК» при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года, проверкой установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии. ООО «ТТК» в период с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений указанного дома, в том числе Л.В.П. необоснованно применяло повышающий коэффициент к нормативу на отопление равный 1,4, тогда как проверкой установлено, что в вышеуказанном многоквартирном доме максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее чем две десятых гигакалории в час.
Прокурор указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 42(1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603, действовавшей с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г.) при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента. Величина повышающего коэффициента в период времени с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. принимается равной 1,4.
В разделе №6 информации Минстроя России от 2 сентября 2016 г. N 28483-АЧ/04 по вопросам применения повышающих коэффициентов, указано, что Правительство Российской Федерации установило применение повышающих коэффициентов по двум основаниям: исходя из положения части 1 статьи 157 ЖК РФ в указанных в ней случаях; исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в остальных случаях.
Исходя из нормы части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в целях стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определяемых при помощи приборов учета, до установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе их из строя, утраты или по истечении срока их эксплуатации, расчеты за используемые энергетические ресурсы (к которым Закон N 261-ФЗ относит воду, электрическую энергию, тепловую энергию) должны осуществляться с определением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов в соответствии с законодательством.
Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах N 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в подпункте "в" пункта 21.1 и в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124, при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг или теплоснабжающей организации (для расчетов за тепловую энергию с исполнителем в многоквартирном доме) акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
При этом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261 -ФЗ требования об оснащении приборами учета воды, электрической энергии, тепловой энергии не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), то в соответствующих случаях не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией.
На основании изложенного, прокурор просил обязать ООО «ТТК» произвести Л.В.П., проживающей в <адрес>, за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016г. перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению на сумму 2113 рубля.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем ООО «ТТК», который в апелляционной жалобе просит решение отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда об отсутствии законных оснований для применения при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. повышающего коэффициента в размере 1,4 к нормативу потребления данной коммунальной услуги, и отсутствовали основания для обследования данного многоквартирного дома на предмет наличия либо отсутствия технической возможности установки прибора учета тепловой энергии, противоречат ст. 157 ЖК РФ (в редакции от 02.06.2016 г.), п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 13.07.2015 г.), п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции от 29.06.2016 г.) в части порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, ввиду того, что в соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан, т.е. помещение в т.ч. внутри многоквартирного дома.
Обращает внимание на то, что указанные выше правовые нормы жилищного законодательства и собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в совокупности устанавливали в период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. основания для применения повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальные услуги при неисполнении потребителями обязанности по установки приборов учета используемых воды и электроэнергии в принадлежащих им помещениях в многоквартирных домах, т.е. за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению в отсутствие индивидуальных либо квартирных приборов учета холодной воды, горячей воды, электроэнергии (ст. 157 ЖК РФ).
До 01.01.2017 г. при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядком, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (п. 42(1)), не было предусмотрено, что применение повышающих коэффициентов ставится в зависимость от обязанности установки соответствующих приборов учета тепловой энергии, а такие коэффициенты подлежали применению в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии при наличие технической возможности их установки.
Считает, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в тот период требовалось только определять, существует или нет техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии при его отсутствии, так как в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, судом применена норма материального права, не подлежащая в данном случае применению - ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в совокупности с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции от 29.06.2016 г.), и неверно истолкован п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции от 29.06.2016 г.).
Автор апелляционной жалобы полагает, что судом был сделан неверный вывод о том, что техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на данном многоквартирном доме отсутствует, поскольку техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии определяется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" и Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета".
По мнению апеллянта, акт обследования, составленный 20.07.2016 г. ООО «УК-Лидер» не действителен и не мог быть принят судом в качестве доказательства того, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета на данном доме, поскольку не соответствует установленному порядку и является в соответствии со ст. 60 ГПК РФ недопустимым доказательством.
Кроме того, представителями ответчика при обследовании было установлено (и отражено в акте от 20.07.2016 г.), что техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на обследуемом многоквартирном доме существует, но снаружи дома на тепловом вводе в дом, что соответствует ст. 36 главы 6 ЖК РФ и п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
ООО «ТТК» осуществляло расчет размера платы собственникам помещений данного многоквартирного дома на основании агентского договора, по условиям которого ООО «УК-Лидер», как управляющая организация, должно было направить в адрес ООО «ТТК» информацию о максимальном объеме потребления данного многоквартирного дома с приложением подтверждающих документов.
Апеллянт указывает, что полученные средства от продажи коммунального ресурса для целей получения собственниками помещений данного многоквартирного дома коммунальной услуги, ООО «ТТК» направило на расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности, т.е. на оплату за топливно-энергетические ресурсы, как и разъясняется в указанном письме Минстроя России.
Автор апелляционной жалобы не согласен с размером государственной пошлины в сумме 6 000 рублей, взысканным судом, поскольку неясно исходя из каких расчетов и норм Налогового Кодекса РФ с ответчика была взыскана данная сумма.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 42(1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603, действовавшей с 01.07.2016 по 31.12.2016) при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента. Величина повышающего коэффициента в период времени с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года принимается равной 1,4.
Изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» затрагивают сферу предоставления коммунальных услуг, в том числе порядка расчета платы за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента.
В разделе № 6 информации Минстроя России от 2 сентября 2016 г. № 28483 АЧ/04 по вопросам применения повышающих коэффициентов, указано, что Правительство Российской Федерации установило применение повышающих коэффициентов по двум основаниям: исходя из положения части 1 статьи 157 ЖК РФ в указанных в ней случаях и исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации - в остальных случаях».
Исходя из нормы части 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ в целях стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определяемых при помощи приборов учета, до установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе их из строя, утраты или по истечении срока их эксплуатации, расчеты за используемые энергетические ресурсы (к которым Закон N 261-ФЗ относит воду, электрическую энергию, тепловую энергию) должно осуществляться с определением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов в соответствии с законодательством.
Одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона N 261-ФЗ об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) общедомовые приборы учета, Правила N 354 и Правила N 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве теплоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах N 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в подпункте "в" пункта 21.1 и в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124, при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг или теплоснабжающей организации (для расчетов за тепловую энергию с исполнителем в многоквартирном доме) акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
При этом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261- ФЗ требования об оснащении приборами учета воды, электрической энергии, тепловой энергии не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), то в соответствующих случаях не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией.
Таким образом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ требования об оснащении приборами учета воды, электрической энергии, тепловой энергии не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), то в соответствующих случаях не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией.
Применение указанных исключений в Законе N 261-ФЗ не требует от Исполнителя проведения технического обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета. Такой критерий используется исполнителем в силу соответствующей информации, содержащейся в технической документации на многоквартирный дом или в соответствующем уведомлении органа местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что Л.В.П. является собственником <адрес>.
Из протокола общего собрания № 104 от 28.12.2008 года установлено, что большинством голосов собственников многоквартирного <адрес><адрес> принято решение о выборе управляющей компании - ООО «УК-Лидер» по оказанию услуг по управлению, услуг и работ по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества дома в многоквартирном доме.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 28.12.2008 года, собственники многоквартирного <адрес> заключили с ООО «УК-Лидер» договор на управление многоквартирным домом.
Из агентского договора № 3/13 от 01.02.2013 года и дополнительных соглашений № 1,2, 3 от 01.08.2010 года, 01.09.2013 года, 18.09.2013 года установлено, что ООО «УК-Лидер» и ООО «ТТК» заключили данный договор, согласно условиям которого ООО «ТТК» обязуется от имении ООО «УК-Лидер» и за его счет совершать необходимые юридические и фактические действия в части коммунальных услуг, оказываемых по отоплению и горячему водоснабжении, в отношении домовладений, согласно приложению №1, в том числе дому <адрес>
В ходе проверки проведенной Татарской межрайонной прокуратурой на основании жалобы Л.В.П. по факту незаконного, завышенного начисления за тепловую энергию в период с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года ООО «ТТК», выявлено отсутствие технической возможности установить прибор учета в <адрес> ввиду того, что установка коллективного (общедомового) прибора учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома. Представителем ООО «ТТК» в актах указано особое мнение о возможности установки приборов учета на границе раздела балансовой принадлежности. Следовательно, ООО «ТТК» с 20.07.2016 года не подлежат применению повышающие коэффициенты к нормативам потребления при расчете размера платы за коммунальную услугу «отопление».
Из акта обследования от 20.07.2016 года, составленного ООО «ТТК» в присутствии заместителя ООО «УК-Лидер» Ч.В.А., начальника управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации г.Татарска - ФИО1 следует, что в <адрес> имеется техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Однако, представителями ООО «УК-Лидер» и администрации г.Татарска данный акт не подписан.
Из акта обследования от 20.07.2016 года, составленного ООО «УК-Лидер» в присутствии заместителя ООО «УК-Лидер» Ч.В.А., и.о. технического директора ООО «ТТК» Ю.С.В., начальника управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации г.Татарска - П.В.В. следует, что в <адрес> отсутствует техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Однако, представителем ООО «ТТК» в акте указано особое мнение о возможности установки приборов учета на границе раздела балансовой принадлежности.
Из копии акта № 06-02-021/4у от 26.01.2017 года, следует, что главным государственным инспектором ГЖИ НСО установлено нарушение ООО «ТТК» требований ч.1 ст. 157 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам многоквартирного дома <адрес> по оплате за оказание услуги отопления начиная с 01.07.2016 года.
Согласно копии нагрузки по котельным, нагрузка котельной №3, обслуживающей <адрес> составляет 0,075 Гкал/ч.
Согласно письма № 436 от 25.07.2016 года ООО «ТТК» уведомляет ООО «УК-Лидер» о том, что владельцам помещений многоквартирных домов, в том числе <адрес><адрес> НСО при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с 01.07.2016 года будут применяться нормативы, исходя из наличия технической возможности установки ОПУ.
Из ответа № 274 от 26.07.2016 года установлено, что ООО «УК-Лидер» просит организовать ООО «ТТК» исполнение ФЗ № 261 от 23.11.2009 года и установить ОПУ на горячее водоснабжение и отопление. Также рекомендует при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению с 01.07.2016 года применять нормативы, исходя из отсутствия технической возможности установки ОПУ.
Из письма № 308 от 05.09.2016 года установлено, что ООО «УК - Лидер» разъясняет ООО «ТТК», что для признания акта обследования от 20.07.2016 года недействительным, необходимо обратиться в суд.
Согласно письма от 04.10.2016 года, ООО «УК-Лидер» сообщает в Татарскую межрайонную прокуратуру о том, что по результатам комиссионного осмотра были составлены акты обследования по жилым многоквартирным домам, в которых отсутствует техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в том числе и в <адрес>.
Из информации ООО «ТТК» от 09.11.2017 года установлено, что с 01.07.2016 года начисления за отопление по адресу: <адрес> производились с повышенным коэффициентом 1,4 и составили за период с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года -2112 рублей 78 копеек.
С учетом вышеизложенного, судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, поскольку в указанном доме максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее чем две десятых гигакалории в час, что подтверждается актом главного государственного инспектора ГЖИ Новосибирской области, информацией ООО «УК - Лидер», не отрицается ответчиком.
Следовательно, у собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, в том числе и у Л.В.П., отсутствовала обязанность по установке в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, поэтому собственниками квартир в доме решение о необходимости установки коллективных приборов учета тепловой энергии не принималось.
Принимая решение и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 1102, 1107 ГК РФ правомерно пришел к выводу о том, что за период с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года, ООО «Татарская тепловая компания», применяя необоснованно повышающий коэффициент, при расчёте платы за отопление, получила завышенную плату за указанную услугу от Л.В.П. на 2113 рублей больше, чем полагалось, поскольку применяло повышающий коэффициент к нормативу на отопление равный 1,4.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно применил ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 13.07.2015 г.) в части порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как данный закон не устанавливает и не регламентирует порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, он лишь характеризует один из критериев и условий применения превышающего коэффициента – наличие установки прибора учета.
Ссылка апеллянта на то, что повышающий коэффициент к нормативу на отопление в период времени с 01.07.2016 по 31.12.2016 ООО «ТТК» применяло законно, ввиду того, что условие о применении повышающего коэффициента с учетом наличия обязанности установки прибора учета было введено законодателем лишь с 01.01.2017., безосновательна, так как в силу п. 42(1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции постановления Правительства РФ от 29.06.2016. № 603, действовавшей с 01.07.2016 по 31.12.2016) при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента. Величина повышающего коэффициента в период времени с 01.07.2016 по 31.12.216. принимается равной 1,4.
В разделе № 6 информации Минстроя России от 2 сентября 2016 г. N 28483-АЧ/04 по вопросам применения повышающих коэффициентов, указано, что Правительство Российской Федерации установило применение повышающих коэффициентов по двум основаниям:
1) исходя из положения части 1 статьи 157 ЖК РФ в указанных в ней случаях;
2) исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в остальных случаях.
Одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила N354 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах N 354, при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
При этом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ требование об оснащении приборами учета воды, электрической энергии, тепловой энергии не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), то в соответствующих случаях не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг теплоснабжающей организацией.
Доводы жалобы о том, что судом был сделан неверный вывод об отсутствии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на данном многоквартирном доме, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не имеет юридического значения факт наличия либо отсутствие технической возможности установки прибора учета в указанном доме, в связи с тем, что у собственников помещений этих домов нет обязанности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии. Следовательно, акт обследования на предмет наличия технической возможности установки прибора учета не может являться основанием для начисления повышающего коэффициента.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил исковые требования, поскольку у ООО «ТТК» отсутствовали законные основания для начисления с 01.07.2016 года по 31.12.2016 года Л.В.П. платы за коммунальную услугу по отоплению с применением повышающих коэффициентов.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с взысканной государственной пошлиной в размере 6000 руб., заслуживают внимание, поскольку согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, п. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Требования прокурора удовлетворены, ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Между тем, поскольку по настоящему делу прокурор обратился в суд в интересах физического лица с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 333.19 НК РФ в этом случае составляет 300 рублей, поэтому в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, в данном случае должен составлять 300 рублей, а не 6 000 рублей, как ошибочно посчитал суд.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда уточнить, снизив размер государственной пошлины с 6000 рублей на 300 рублей.
В остальной части решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального права, обстоятельствам дела дана надлежащая оценка, выводы по существу материального правоотношения сторон сделаны верные. Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Татарского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2017 года по доводам апелляционной оставить без изменения, уточнив в части размера госпошлины, снизив до 300 рублей, апелляционную жалобу представителя ООО «ТТК» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: