ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13449/18 от 10.09.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья: Санькова Т.Н. Дело № 33-13449/2018

070г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 сентября 2018г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.,

судей: Емельянова В.А., Сударьковой Е.В.,

с участием прокурора: Воротынской О.О.,

при секретаре: Коцаревой И.Г.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.

дело по иску прокурора г.Норильска в защиту прав и интересов инвалида Лапшиновой Татьяны Александровны к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки, возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки,

по апелляционной жалобе Управления социальной политики Администрации г.Норильска,

на решение Норильского городского суда от 03 июля 2018г., которым постановлено:

Исковые требования прокурора города Норильска в защиту прав и интересов инвалида Лапшиновой Татьяны Александровны к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки, обязании возобновить меры социальной поддержки удовлетворить.

Решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.03.2016 предоставления Лапшиновой Татьяне Александровне мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 31.03.2016 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 31.03.2016 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, признать незаконным.

Решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.02.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 28.02.2017 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 28.02.2017 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, признать незаконным.

Возложить на Управление социальной политики Администрации города Норильска обязанность по предоставлению ФИО1 мер социальной поддержки предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.02.2016 до 01.07.2016 и с 01.01.2017 до 01.11.2017.

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор г.Норильска в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки, возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки. Требования прокурор мотивировал тем, что ФИО1, как инвалиду 3 группы, с 01 декабря 2012г. предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату жилья, коммунальных услуг и электроэнергии. В связи с наличием задолженности на оплату жилья и коммунальных услуг за два и более месяца выплата субсидий ФИО1 была прекращена с 01 марта 2016г. В связи с погашением ФИО1 указанной задолженности, предоставление мер социальной поддержки было возобновлено с 01 июля 2016г.

С 01 февраля 2017г. ФИО1 предоставление, как инвалиду, мер социальной поддержки было прекращено в связи с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за два и более месяца. После погашения ФИО1 задолженности, предоставление мер социальной поддержки было возобновлено с 01 ноября 2017г.

Принятые Управлением решения о прекращении с 01 марта 2016г. и с 01 февраля 2017г. предоставления ФИО1 мер социальной поддержки является незаконным. В этой связи прокурор просил суд признать незаконным решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01 марта 2016г. предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 31 марта 2016г. субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 31 марта 2016г. субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан; признать незаконным решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01 февраля 2017г. предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 28 февраля 2017г. субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 28 февраля 2017г. субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан; возложить на Управление социальной политики Администрации г.Норильска обязанность по предоставлению ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01 февраля 2016г. до 01 июля 2016г. и с 01 января 2017г. до 01 ноября 2017г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе исполняющий обязанности начальника Управления социальной политики Администрации г.Норильска ФИО2 просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебное заседание ФИО1, представитель Управления социальной политики Администрации г.Норильска, представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились. Исполняющий обязанности начальника Управления социальной политики Администрации г.Норильска ФИО2 в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления социальной политики Администрации г. Норильска. В этой связи судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым изменить решение в части периода предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, в остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит подлежащим изменению решение суда в части периода предоставления мер социальной поддержки, в остальной части - оставлению без изменения.

Из материалов дела видно и судом установлено, что ФИО1 19 апреля 2012г. установлена третья группа инвалидности на срок до 01 мая 2017г., а с 01 мая 2017г. бессрочно. На основании заявления Управлением социальной политики Администрации г.Норильска ФИО1 с 01 декабря 2012г. были предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и оплату электроэнергии в размере 50%.

В связи с наличием у ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг и на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за два и более месяца предоставление мер социальной поддержки ей было приостановлено с 01 марта 2016г. на основании ст.20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», о чем ФИО1 было направлено уведомление от 18 февраля 2016г. №240-2163. В связи с тем, что ФИО1 задолженность не погасила, на основании протоколов закрытия от 31 марта 2016г. выплата мер социальной поддержки была прекращена с 01 марта 2016г., о чем в адрес истицы было направлено уведомление от 31 марта 2016г. №240-4124.

В связи с погашением ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг, на основании заявления от 14 июля 2016г., Управлением социальной политики Администрации г.Норильска ФИО1 с 01 июля 2016г. были предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и оплату электроэнергии в размере 50%.

ФИО1 в связи с наличием у задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и оплате взноса на капитальный ремонт за два и более месяца предоставление мер социальной поддержки было вновь приостановлено с 01 января 2017г. на основании ст.20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», о чем ФИО1 было направлено уведомление от 19 января 2017г. №240-592. В связи с тем, что ФИО1 задолженность не погасила, на основании протоколов закрытия от 28 февраля 2017г. выплата мер социальной поддержки была прекращена с 01 февраля 2017г., о чем в адрес истицы было направлено уведомление от 28 февраля 2017г. №240-2635.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, правильно применив нормы материального права, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Согласно п.п.«в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 этого же Закона предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Следовательно, наличие задолженности по оплате коммунальных услуг, в том числе взносов в региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, не может явиться основанием для прекращения в предоставлении инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконными решений Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01 марта 2016г. и с 01 февраля 2017г. предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в виде протоколов закрытия от 31 марта 2016г. и от 28 февраля 2017г.

Вместе с тем, учитывая, что ФИО1 меры социальной поддержки были приостановлены с 01 февраля 2016г., прекращены - с 01 марта 2016г. и возобновлены с 01 июля 2016г., а также приостановлены с 01 января 2017г., прекращены - с 01 февраля 2017г. и возобновлены с 01 ноября 2017г., судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части периода предоставления мер социальной поддержки, возложив на ответчика обязанность предоставить инвалиду 3 группы ФИО1 меры социальной поддержки, предусмотренные абз.13 и 14 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с 01 марта 2016г. до 01 июля 2016г., с 01 февраля 2017г. до 01 ноября 2017г., т.к. действующим законодательством не предусмотрено никаких ограничений для приостановления инвалидам предоставления мер социальной поддержки.

В связи с изложенным судебная коллегия не принимает во внимание как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводам сторон в решении дана надлежащая правовая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Норильского городского суда от 03 июля 2018г. в части возложения на Управление социальной политики Администрации г.Норильска обязанности по предоставлению ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 и 14 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01 февраля 2016г. до 01 июля 2016г. и с 01 января 2017г. до 01 ноября 2017г., изменить, возложив на Управление социальной политики Администрации г.Норильска обязанность по предоставлению ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз.13 и 14 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01 марта 2016г. до 01 июля 2016г., с 01 февраля 2017г. до 01 ноября 2017г.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу исполняющего обязанности начальника Управления социальной политики Администрации г.Норильска ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: