ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1346 от 25.05.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

Стр. 2.069/1/2

Дело № 33-1346 судья Митин О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2017 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Алексеевой Т.В.,

при секретаре Орловой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чернского районного суда Тульской области от 13 марта 2017 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» филиалу Отделу социальной защиты населения по Чернскому району и Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управлению социальной защиты населения Тульской области» филиалу Отделу социальной защиты населения по Чернскому району о признании права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 17.12.2014 обратился к ответчику с заявлением о получении удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с приложением всех необходимых документов, подтверждающих участие в ликвидации последствий, однако решением от 22.12.2014 ему было отказано в выдаче удостоверения в связи с отсутствием в паспорте отметки о месте жительства в Чернском районе Тульской области. Данный отказ полагал незаконным, поскольку отсутствие штампа в паспорте о регистрации по месту жительства не может служить основанием к отказу в выдаче удостоверения. Просил признать за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Определением Чернского районного суда Тульской области от 13.01.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Тульской области.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что в 1986 году проживал в Заводском районе г.Грозного. С октября 1986 года, находясь на военных сборах в учебном центре г.Майкопа, был перевезен в д.Старые Соколы, которая располагалась в 30-ти километровой зоне от Чернобыльской АЭС, где в ноябре и декабре 1986 года осуществлял работы по ликвидации аварии. После возвращения со сборов в военкомате г.Грозного ему выдали удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, значок и льготный талон на бесплатный проезд, медицинское обслуживание, продпаек. В августе 1996 году он был вынужден уехать из г.Грозного в Чернский район Тульской области, жилой дом, в котором он проживал ранее, был разрушен и сгорел в ходе боевых действий, в связи с чем им было утрачено жилье и все личные документы, в том числе подтверждающие его участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В 2015 году по решению суда ему выдали компенсацию за утраченное жилье и имущество. Для восстановления документов неоднократно обращался устно и письменно в различные инстанции, однако справку об участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС он получил в 2013 году только из Отраслевого архива Министерства обороны Украины.

Представитель истца по заявлению ФИО2 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН ТО филиала Отдела социальной защиты населения по Чернскому району по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 и просила в иске отказать. Дополнительно пояснила, что 17.12.2014 от ФИО1 поступило заявление с просьбой дать разъяснения по вопросу выдачи удостоверения ликвидатора. При этом свидетельство о регистрации по месту пребывания к заявлению не прилагалось. ФИО1 было дано разъяснение, а не отказ в выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд постановил решение, которым отказал ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленного решения суда.

Согласно п.4 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения.

В соответствии с ч.4 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 гражданам, указанным в п.п.1 и 2 ч.1 ст.13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в п.п.3 и 4 ч.1 ст.13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 №818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Минфина России №165н от 08.12.2006 утвердили «Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п.4 Приказа МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Минфина России №165н, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям №1 или №2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных п.6 настоящего Порядка.

Согласно п.6 Приказа МЧС России №727, Минздравсоцразвития России №831, Минфина России №165н, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №5625-1 от 13.08.1993 «Об утверждении списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26.04.1986 по 31.12.1990 в зоне отчуждения Российской Федерации», к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся указанные в списке работы при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти.

Таким образом, необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ, указанных в списке, в пределах зоны отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.12.2014 ФИО1, проживающий без регистрации по адресу: <...>, обратился в ГУ ТО УСЗН ТО отдел социальной защиты населения по Чернскому району с заявлением о разъяснении по вопросу выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

22.12.2014 ГУ ТО УСЗН ТО отделом социальной защиты населения по Чернскому району дан ответ, ФИО1 разъяснен порядок выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Не согласившись с полученным ответом, полагая, что ему незаконно было отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

Проверяя доводы ФИО1, суд первой инстанции пришел к следующему.

В качестве доказательств участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ФИО1 предоставил справку Отраслевого Государственного архива Министерства обороны Украины №28073 от 03.12.2013, из которой следует, что ФИО1 в период с 10.11.1986 (приказ №0191) по 26.12.1986 (приказ №0236) принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Дни выезда в зоны (на объекты, населенные пункты) зона №1 – 27 ноября 1986, 10 и 11 декабря 1986, 11 декабря 1986; зона №2 25, 26,28,29,30 ноября 1986; зона №3 24 ноября 1986. Время работ не указано. За работу в зонах №1,2,3 оплатить на основании распоряжения СМ СССР №964 от 17.05.1986. Чернобыль 17,18,19,20 декабря 1986; ПуСО-2 1,2,3 декабря 1986. Время работ не указано. Гауптвахта г. Чернобыль с 22.12.1986 (приказ №0232). Доза облучения не отражена. В документах военной части отражены получение только суточных денег в размере 3,50 в сутки. Место дислокации части за указанный период – н.п. Старые Соколы. Примечание: журналы учета доз облучения личного состава в/ч 44316 на хранение в архив не поступали.

Согласно сообщению помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата г.Грозный и Грозненского района Чеченской Республики ФИО4, в военном комиссариате не имеется личного дела военнообязанного ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и в архив данное дело не передавалось.

Из содержания письма начальника Управления документационного обеспечения Госкорпорации «Росатом» № 1-6.2/44962 от 28.11.2013 следует, что сведений, подтверждающих участие ФИО1 в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в архивных документах не обнаружено.

Из сообщений Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации» № общ/9508 от 06.02.2017 и № общ/9928 от 20.02.2017 следует, что учреждение не может сообщить сведения об участии ФИО1 в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, поскольку документы войсковой части 44316 за 1986 год на хранение в архив не поступали.

Согласно сообщению председателя Чеченской Республиканской общественной организации Союз «Чернобыль» России ФИО5 №А-13 от 13.03.2017 ФИО1, <данные изъяты> года рождения, уроженец г. Туркестан р. Казахстан, не является членом Чеченской Республиканской Общественной организации. В телефонограмме от 13.03.2017 ФИО5 указал, что является председателем общественной организации с 1989 года, за весь период его работы в организации ФИО1, как участник ликвидации аварии на ЧАЭС, на учете не состоял, личное дело его не заводилось и такое дело в архив не сдавалось.

Учитывая, что представленная истцом архивная справка подтверждает лишь факт участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а не выполнения работ в пределах зоны отчуждения, других доказательств, свидетельствующих об участии истца ФИО1 в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения не представлено, таких сведений не имеется и в Центральном архиве Министерства обороны, архивах военного комиссариата г.Грозный и Грозненского района Чеченской Республики и Управления документационного обеспечения Госкорпорации «Росатом», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в нарушение требований ст.56 ГПК РФ ФИО1 не представлено неоспоримых доказательств, достоверно подтверждающих факт его участия в работах в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС он не имеет.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами в их совокупности, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения из установленных фактов, оценка которых произведена судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.

Правовых оснований для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к другой оценке представленных доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Чернского районного суда Тульской области от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи