Копия
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Апелл. дело № 33-1346/2016
Судья ФИО1
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2016 года г. Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Зотиной Е.Г. и Агеева А.В.
при секретаре Шекуровой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя индивидуального предпринимателя М.1 - М.2 на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 февраля 2016 года, которым постановлено:
Иск индивидуального предпринимателя М.1 к И. о взыскании материального ущерба оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., объяснения ИП М.1 по доводам апелляционной жалобы, И. об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
М.2 в интересах ИП М.1 обратился в суд с иском к И. о взыскании материального ущерба в размере <данные изъяты>, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 13 228,86 рублей.
Требования мотивированы тем, что ответчик при исполнении своих трудовых обязанностей в должности капитана-механика I группы судов 330 кВт в летнюю навигацию 2015 года допустил затопление баржи ВИ-101, на которой находился груз ООО «КОНТУР». В соответствии с поступившей от ООО «КОНТУР» в адрес ИП М.1 претензии, между сторонами заключено соглашение о зачете встречных обязательств по договору перевозки грузов судами внутреннего водного транспорта, погрузки и выгрузки груза от ДД.ММ.ГГГГ№. Ссылаясь на положения действующего законодательства, полагал о реализации права обратного требования к ответчику в размере выплаченного ООО «КОНТУР» возмещения и просил о разрешении сложившегося спора заявленным в иске способом.
В судебном заседании М.1 и его представитель М.2, действующий на основании доверенности, на требованиях иска настаивали.
Ответчик И. против иска возражал, указал, что материально-ответственным лицом не является, баржу с грузом ему документально не передавали, количество, стоимость утраченного и поврежденного груза сторонами с участием ООО «КОНТУР» не устанавливались.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен представитель ИП М.1 - М.2 В апелляционной жалобе просит постановленный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что стоимость утраченного имущества подтверждена, представленными в дело доказательствами, в связи с чем, правовых оснований для отказа в удовлетворении иска у суда не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как видно из дела, что И. с 16 апреля 2015 года состоял в трудовых отношениях с ИП М.1 в должности капитана-механика первой группы судов 330 кВт на буксирном теплоходе «Салют-4», принадлежащим на праве собственности М.1 (л.д.91, 54).
Согласно заключенному между ИП М.1 (Работодатель) и И. (Работник) соглашению работник принимается на работу с испытательным сроком до конца навигации ДД.ММ.ГГГГ. Работник обязуется добросовестно выполнять свои обязанности, бережно относиться к имуществу работодателя и перевозимого груза. Работник несет имущественную и материальную ответственность за перевозимый груз, за ущерб, причиненный его действиями (л.д.6-7).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «КОНТУР» (Грузовладелец) и ИП М.1 (Перевозчик) заключен договор перевозки грузов судами внутреннего водного транспорта, погрузки и выгрузки груза №, по условиям которого Перевозчик обязуется в период навигации ДД.ММ.ГГГГ в установленные сроки в сохранности доставлять вверенные ему Грузовладельцем грузы в указанные пункты назначения с соблюдением условий перевозки и выдавать грузы Грузовладельцу или лицу, уполномоченному на то, Грузовладельцем, а Грузовладелец обязуется выплачивать за перевозку грузов установленную настоящим договором плату. Под грузами в настоящем договоре понимаются различные строительные материалы, оборудование. Пункт погрузки груза - г. Лабытнанги или г. Салехард, конкретное место погрузки (причал) указывается Грузовладельцем или представителем Грузовладельца в заявке. Пункты назначения - сёла: Яр-Сале, Салемал, Мужи и Горки Ямало-Ненецкого автономного округа, конкретное место выгрузки (причал) указывается Грузовладельцем или представителем Грузовладельца в заявке. Грузовладелец до предъявления груза для перевозки обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза и судна. При предъявлении груза для перевозки Грузовладелец должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в установленном порядке, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью Грузовладельца. В подтверждение приема груза для перевозки Перевозчик обязан проставить календарный штемпель (дату удостоверенную подписями представителей сторон) в транспортной накладной и выдать Грузовладельцу квитанцию о приеме груза для перевозки. При предъявлении грузов для перевозок Грузовладелец указывает в транспортной накладной их массу, определяемую им согласно трафарету, в соответствии со стандартом или путем взвешивания, а в отношении тарных и штучных грузов и количество грузовых мест. Допускается определение массы отдельных грузов расчетным путем (посредством обмера грузов, по осадке судна или условно). Для исполнения своих обязательств по настоящему договору перевозчик предоставляет баржи грузоподъемностью 200 и 100 тонн, а также обеспечивает эти суда буксирными теплоходами проектов: ЦКБ 389 мощностью 150 кВТ и Т-63М. Суда должны подаваться Перевозчиком под погрузку в состоянии, пригодном для перевозки предъявляемого груза. Приемка груза, проверка количества и качества производится в соответствии с положениями «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» с учетом особенностей предусмотренных настоящим договором. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза с момента приема груза, для перевозки и до момента их выдачи Грузовладельцу (лицу уполномоченному Грузовладельцем на получение груза) его росписи в дорожной ведомости и накладной в получении груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается Перевозчиком в случае: утраты либо недостаче груза - в размере стоимости утраченного либо недостающего груза; повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, при невозможности восстановления повреждения груза - в размере стоимости груза (п.п.1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.3, 2.5, 2.6, 3.1, 3.2, 6.1, 11.5, 11.7 указанного договора) (л.д.8-15).
Из актов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на указанную дату буксирный теплоход «Гневный», принадлежащий истцу и перевозящий груз ООО «КОНТУР», попал на мель, в 16 час.40 мин. была произведена передача баржи ВИ-101 с грузом капитану теплохода «Салют-4» И., в последующем баржа была подтоплена, однако последний мер для спасения баржи и перевозимого груза, не предпринял (л.д.19, 20).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «КОНТУР» в адрес ИП М.1 направлена претензия, согласно которой Общество требует в десятидневный срок со дня получения претензии возместить ущерб, возникший в результате спасения затопленного груза, утраты и повреждения груза в размере <данные изъяты>, а именно: <данные изъяты> - фрахтовка судна у сторонней организации для спасения груза и судна; <данные изъяты> - стоимость утраченного и поврежденного груза (л.д.16-17).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «КОНТУР» (Грузовладелец) и ИП М.1 (Перевозчик) заключено соглашение о зачете встречных обязательств по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что стороны пришли к соглашению о зачете встречных обязательств: со стороны Грузовладельца в размере <данные изъяты> - провозная плата Перевозчику за надлежащее исполнение перевозки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; со стороны перевозчика в размере <данные изъяты> - сумма возмещения ущерба, причиненного Грузовладельцу в результате спасения затопленного груза, утраты и повреждения груза согласно претензии. С учетом произведенного зачета встречных обязательств сумма задолженности Грузовладельца перед Перевозчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ8 года составляет <данные изъяты> (л.д.18).
Согласно, представленному ООО «КОНТУР» списку, ущерб в связи с затоплением баржи составляет <данные изъяты> (л.д.57).
В силу ст.238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Статьёй 243 Трудового кодекса РФ установлены случаи полной материальной ответственности работника, а именно: когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущерба, причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (ст.247 Трудового кодекса РФ).
Статья 12 ГПК РФ устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения статей 56, 57 Кодекса возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае, письменный договор о полной материальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работнику имущества между сторонами дела не заключался, груз по разовому документу И. не передавался.
Данных об умышленном причинении ущерба либо его причинении в состоянии алкогольного, наркотического опьянения материалы дела не содержат.
Вместе с тем, причины, повлекшие причинение материального ущерба, размер такового истцом не устанавливались.
В соответствии с ч.1 ст.117 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик - за утрату или повреждение буксируемого объекта с момента приема груза, багажа или буксируемого объекта для перевозки или буксировки (выдачи грузоотправителю, отправителю багажа или отправителю буксируемого объекта квитанции, подтверждающей прием груза или багажа для перевозки либо буксируемого объекта для буксировки) и до момента их выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза), получателю багажа (росписи его в багажной квитанции) или получателю буксируемого объекта (росписи его в дорожной ведомости в получении буксируемого объекта), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик либо буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
При предъявлении грузов для перевозок грузоотправитель указывает в транспортной накладной их массу, определяемую им согласно трафарету, в соответствии со стандартом или путем взвешивания, а в отношении тарных и штучных грузов и количество грузовых мест (ч.1 ст.70 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). Масса груза в порту назначения проверяется тем же способом, что и в порту отправления (ч.1 ст.80 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Однако, между ООО «КОНТУР» и перевозчиком дорожная ведомость при выдаче груза не составлялась, транспортная накладная не содержит полный перечень и наименование принятого для перевозки груза (п.6.2 договора перевозки грузов судами внутреннего водного транспорта, погрузки и выгрузки груза №, ст.69 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
В тоже время, применительно к положениям п.п.6.4, 6.6 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ грузовладелец не отказался от приёмки груза вследствие его повреждения, в письменной форме не сделал заявление об утрате или повреждении (порче) груза.
В силу ч.ч.1, 2 ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В связи с чем, принимая во внимание существо и предмет иска, суд правильно исходил из отсутствия обстоятельств, влекущих необходимость возложения бремени ответственности посредствам заявленного истцом способа защиты прав и законных интересов на ответчика.
Результаты судебного контроля в контексте примененных средств правовой квалификации, предусмотренных действующим законодательством, не демонстрируют об обратном.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Е.Г. Зотина