ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1347/19 от 28.03.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Кисель М.П. Дело № 33 -1347/2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2019 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

Председательствующего Коноваленко А.Б.,

судей Шкарупиной С.А., Яковлева Н.А.,

при секретаре Райковой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Центрального района г. Калининграда на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 ноября 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Касабланка», ООО «Тортуга», ООО «Фронтера», ПАО «Сбербанк РФ», ООО «Шеф Дует», Клещенко Ю.Г., ООО «Штефан», ООО «Мас Ромео», ООО «Монсерат», ООО «Ла Рока», ООО «Себастьян», ООО «Виктория Балтия», ООО «Санта Кристина», ООО «Малахит», Потапенко Ю.Г., ООО «Монтенегро», ООО «Фернандо», ООО «Протос», ООО «Ферос», ООО «Тосса», ООО «Марс», ООО «Гранота», ООО «Сан Диего», Тельной Е.В. о понуждении осуществить мероприятия по устранению нарушений противопожарной безопасности, отказано.

Заслушав доклад судьи Коноваленко А.Б., мнение прокурора Наумкиной О.С.,поддержавшей апелляционное представленное, объяснения представителей ответчиков - Крузмана А.Х., Корниецкого Ю.А., Яцкова А., Грипич С.Н., Лобановой Е.Ю., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями, с учетом их уточнения, просил обязать собственников торгового комплекса «Мега» - «Мега-МАРКЕТ» (адрес: ул. Уральская, д. 18) и «Мега-ЦЕНТР» (адрес: ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17 «б») в срок, составляющий три месяца после вступления решения суда в законную силу, осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности; после вступления решения суда в законную силу запретить собственникам зданий торгового комплекса «Мега» - «Мега-МАРКЕТ» (адрес: ул. Уральская, д. 18) и «Мега-ЦЕНТР» (адрес: ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17 «б») эксплуатацию помещений здания до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что по результатам совместной с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района ГО «Город Калининград» ГУ МЧС России по Калининградской области прокурорской проверки торгового комплекса «Мега» - включающего здания «Мега-МАРКЕТ» (адрес: ул. Уральская, д. 18) и «Мега-ЦЕНТР» (адрес: ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17 «б») были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В здании «Мега-МАРКЕТ» (адрес: ул. Уральская, д. 18) установлены следующие нарушения: противопожарная дверь на кровлю не оборудована устройством для самозакрывания; пожарные рукава системы внутреннего противопожарного водопровода не перекатаны на новую скатку; шестой этаж здания «Мега-Маркет» (офисы) не оборудован вторым эвакуационным выходом; не произведена проверка состояния огнезащитной обработки (окраски) несущего металлического каркаса, а также несущих металлических конструкций (косоуров) лестничных маршей; коридоры не разделены противопожарными перегородками 2-го типа, на участки протяженностью не более 60 м.; двери на путях эвакуации из коридоров 5-го и 4-го этажей в лестничную клетку, а также из магазина «Ульма», здания «Мега-Маркет», открываются не по направлению выхода из здания; пространство за подвесными потолками на всех этажах здания не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; запоры на дверях эвакуационных выходов в здании не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов здания не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности; в складских, и производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок здания торгового центра «Мега Маркет» не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов на всех этажах здания торгового центра «Мега Маркет» не имеют защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости (междуэтажные перекрытия, противопожарные степы и перегородки) не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций; складские помещения магазина «Ульма» и магазина «Виктория» в здании торгового центра «Мега Маркет» не категорированы по пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.2009 «Свод правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»; на дверях помещения отсутствует обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности; дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт грузовых лифтов магазина «Ульма» в здании торгового центра «Мега Маркет» не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1 – го типа и перекрытиями 3-го типа; имеющаяся автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей здания торгового центра «Мега Маркет» не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (допускается совместная прокладка кабельных линий с другими кабелями и проводами; питающие кабели систем противопожарной защиты выполнены не в соответствии СП 6.13130.2013 (не огнестойкие)); допускается размещение дымовых пожарных извещателей на расстоянии менее 0.5 метра от электросветильников, допущено применение тепловых пожарных извещателей); система вытяжной противодымной вентиляции здания находится в не исправном состоянии; над эвакуационными выходами из магазина «Ульма» и магазина «Кари-Кидс», в здании торгового центра «Мега Маркет», отсутствуют световые указатели «ВЫХОД»; помещения производственного, складского и технического назначения (кухни, пекарни, доготовочные, разделочные, кладовые горючих товаров и товаров в горючей упаковке и т.п.), магазина «Виктория», расположенного в здании торгового центра «Мега Маркет», не выделены от торгового зала противопожаными перегородками не ниже I -го типа; допущено размещение на путях эвакуации и эвакуационных выходах административно-складской части магазина «Виктория», расположенного в здании здания торгового центра «Мега Маркет» горючих материалов (горючей тары, упаковки, товаров и т.д.). В складе горючих материалов магазина «Виктория», расположенного в здании здания торгового центра «Мега Маркет», допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; Встроенная в здание торгового центра «Мега Маркет» автостоянка не отделена от помещений иного назначения (магазины, павильоны, химчистки и т.д.) противопожарными стенами 1-го типа; при высоте здания более 28м., не обеспечена ширина проездов для пожарной техники к зданию торгового центра «Мега Маркет» не менее 4,2м, с учетом того, что расстояние от края проезда до стены здания должно быть не менее 8 м. всего (21 пункт).

По зданию ТК Мега-ЦЕНТР» (адрес: ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17 «б») нарушения требований законодательства о пожарной безопасности по зданию: Не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; Не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчёта 1 фонарь на 50 человек; He проводится не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты; Эвакуационное освещение в торгово-офисном здании находиться не в круглосуточном режиме работы; включение должно производиться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения; не организовано проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; не проведена проверка работоспособности задвижки с электроприводом (не реже 2 раз и год), установленных, на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования; на объекте защиты не храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты; Не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учётом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системпротивопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) в текущем году; Второй этаж торгового центра не оборудован вторым эвакуационным выходом; допускается применение автоматической установки порошкового пожаротушения в здании ТЦ «Мега Центр», которые не могут быть покинуты людьми до начала подачи огнетушащих порошков, а также в помещениях с большим количеством людей (50 человек и более); Торгово-офисное здание ТЦ «Мега Центр» не оборудовано автоматической установкой пожаротушения; с 11-го этажа торгово-офисного здания (ООО «Блеск») не предусмотрен второй эвакуационный выход; на 9-м этаже торгово-офисного здания ООО «СК Монолит» на путях эвакуации расположена офисная мебель, препятствующая свободной эвакуации людей; Размещаемые в торговом центре складские помещения, а также узел связи не выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа; Не обеспечена возможность свободного открывания эвакуационного выхода изнутри без ключа; В торгово-офисном здании, эвакуационные пути пролегают через лифтовые холлы и тамбуры; Частично ширина эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся более 50 чел. составляет менее 1,2м (выход из помещения кафе 2-го этажа, а также из помещений торговых залов); Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций; в торгово-офисном здании коридоры длиной более 60 м. не разделены противопожарными перегородками 2- го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м; Лестница 2-го типа соединяющая 1-й и 2-й этажи магазина «Лазурит» не выделана двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; двери шахт лифта пе имеют предел огнестойкости EI 30; двери шахт грузового лифта не имеют предел огнестойкости EI 30 (в том числе в подсобных помещениях кафе «Бутерброт»); из помещений кухни кафе «Бутерброт», эвакуационный путь пролегает через лифтовый холл; двери лестничной клетки не имеют устройство с приспособлением для самозакрывания; руководитель организации не организовал перекатку пожарных рукавов не реже 1 раза в год; не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крыше здания с составлением соответствующего протокола испытаний; выход на кровлю с лестничной клетки 11-го этажа («Башня») выполнен не в противопожарном исполнении (требуется противопожарная дверь 2-го типа); допускается совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими кабелями и проводами; в местах перепада высот кровель более 1 метра не предусмотрены пожарные лестницы; отсутствуют документы, подтверждающие предел огнестойкости клапанов системы дымоудаления; в торговом центре здании ширина горизонтальных участков путей эвакуации составляет менее 1,2м (в том числе со второго эвакуационного выхода помещении кафе «Старая Бавария»); не представлены документы, под подтверждающие автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха при сработке автоматической установки пожарной сигнализации; в торговом центре на путях эвакуации установлены раздвижные двери (в том числе из помещений игровой комнаты); из помещений игровой комнаты отсутствует второй эвакуационный выход; отсутствуют документы, подтверждающие класс пожарной опасности отделки стен и потолка помещений игровой; Горизонтальное расположение дымовых пожарных извещателей составляет менее 0,5 м до электросветильников, и менее 1м. до вентиляционных отверстий; размещённые, на втором этаже торгового центра помещения кафе кухонь, доготовочных (в том числе кафе «Старая Бавария») не отделены от зала посетителей противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа; не определён порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта; При высоте лестниц более 45 см не предусмотрены ограждения, высотой не менее 1,2 м с перилами (в том числе выходы из помещений кафе «Старая Бавария», магазина «Буквоед», общий зал магазина «Лазурит»); Кабельные линии систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) необходимо выполнить показателями пожарной опасности по нераспространению горения в соответствии ГОСТ Р 53315; Площадь этажа в пределах пожарного отсека состоящего из нежилого здания торгового центра превышает допустимые значения, установленные СП 2.13130.2012; Не обеспечен должным образом уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей, а также количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность в соответствии с нормами настоящего свода правил; эвакуационные выходы не в полном объёме оборудованы световыми оповещателями «Выход»; не представлены документы, подтверждающие нормативный предел огнестойкости несущих металлических конструкций без чердачного помещения кровли; технические коридоры 1-го и 2-го этажей длинной более 15 м. без естественного проветривания не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции; технический коридор № 4 не разделён противопожарной перегородкой 2-го типа на участок, длина которого не должна превышать 60 м.; в технических коридорах допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками; за потолочное пространство общего коридора не оборудовано дымовыми пожарными извещателями; на путях эвакуации установлены подъемно-опускные ворота.

В помещении налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, расположенном в Мега-ЦЕНТР» (адрес: ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17 «б») обнаружены следующие недостатки:

На лестничной площадке 3-го этажа, выход в чердачное помещение осуществляется не через противопожарный люк 2-го типа размером 0,6x0,8 м.; перед наружной дверью (эвакуационным выходом) не предусмотрена горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (в том числе выход на паркинг); Ширина лестничных площадок менее ширины марша лестницы, требуется не менее 1.2м, а составляет 0,76м.; Двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажного коридора, не имеют приспособление с уплотнением в притворах; На путях эвакуации допускается устройство Турникета; За потолочное пространство общего коридора не оборудовано дымовыми пожарными извещателями; Помещения не в полном объёме оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (в том числе вместе расположения игровой комнаты); Поэтажный коридор 4-го этажа не разделён противопожарной перегородкой 2-го типа на участок, длина которого не должна превышать 60 м.; Из помещения операционного зала отсутствует второй эвакуационный выход; Эвакуационное освещение в торгово-офисном здании находиться не в круглосуточном режиме работы. Включение должно производиться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения; Не обеспечена возможность свободного открывания эвакуационного выхода изнутри без ключа; внешнее оформление (окраска) пожарных шкафов системы внутреннего противопожарного водопровода выполнено без применения красного сигнального цвета. На дверцах пожарных шкафов системы внутреннего противопожарного водопровода не нанесена доступная для понимания информация о размещённых технических средствах, порядковых номерах и т.д.

В помещении филиала ФКУ «Налог сервис», расположенного в Мега-ЦЕНТР» (адрес: ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17 «б») обнаружены следующие недостатки: из части этажа отсутствует второй эвакуационный выход; ширина лестничных площадок менее ширины марша лестницы, требуется не менее 1,2 м., а составляет 0,76 м.

В помещении фитнеса (3 этаж), расположенного в Мега-ЦЕНТР» (адрес: ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17 «б»):

Помещение электрощитовой, серверной и складские (подсобные) помещения не выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа; Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также

класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в местах общего пользования допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками; из помещений мужской и женской раздевалок отсутствуют вторые эвакуационные выходы; отсутствуют документы подтверждающие класс пожарной опасности КМ2 для отделки стен и потолка, КМЗ для отделки пола; пожарный рукав не присоединен к пожарному крану и пожарному стволу; Не обеспечена возможность свободного открывания эвакуационного выхода изнутри без ключа; двери эвакуационных выходов на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из помещений; Руководитель организации не обеспечил на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

В части общих нарушений указано, что при высоте здания 18 и более метров не предусмотрен подъезд пожарных автомобилей с двух продольных сторон.

С учетом изложенного, прокурор просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Судом вынесено указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Центрального района г. Калининграда, не соглашаясь с выводами суда о соответствии представленных расчетных пожарных рисков, выполненных ООО «Пожпромторг Проект», настаивая на их недостоверности по тем основаниям, что при расчетах не учитывалось количество людей по торговым площадям, офисным, складским и иным помещениям, просит решение отменить. Полагает, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены не в полном объеме, что влечет удовлетворение исковых требований.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, вопреки доводам апелляционного представления, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Закона N 123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась. (ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

При этом, в силу ч. 2 указанной выше нормы предметом проверки являются соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности; соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках проведенной в период с 05 по 11 апреля 2018 г. проверки торгового комплекса «Мега», включающего в себя здания Мега-МАРКЕТ» (адрес: ул. Уральская, д. 18) и «Мега-ЦЕНТР» (адрес: ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17 «б») выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Названные нарушения оформлены актом № 240-2-6-7 от 11.04.2018 г. по зданию Мега-МАРКЕТ» (адрес: ул. Уральская, д. 18) и № 243-2-6-7 от 11.04.2018 г. по зданию «Мега-ЦЕНТР» (адрес: ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 17 «б»).

Арендаторами названного Торгового комплекса «Мега» осуществляются различные виды деятельности, в том числе, функционируют магазины, офисы, складские помещения, имеется детская развлекательная комната.

08.02.2016 г. общим собранием представителей собственников нежилых помещений, входящих в ТК «Мега» ответственным лицом за соблюдение законодательства в области пожарной безопасности избрано – ООО «Алмаз».

22.05.2018 г. между ООО «Алмаз» и ООО «Пожпромторг Проект» заключены договоры № 21.05.18-31М и № 21.05.18-21М, предметом которых является выполнение работ по определению величины пожарного риска на объектах, расположенных по адресу: г. Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, 17Б (торговый центр «Мега Центр») и г. Калининград, ул. Уральская, 18 (торговый центр «Мега Маркет»), и подготовка соответствующей документации (заключений).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123-ФЗ Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) –является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, проводимой незаинтересованным в результатах такой оценки экспертом в области оценки пожарного риска (ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно п. 7 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета.

Проведение независимой оценки пожарного риска, регламентировано Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304, согласно которым результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (п. 5 Правил).

Из представленных в судебное заседание писем № 477-2-6-10 от 10.08.2018 г. и № 484-2-6-10 от 17.08.2018 г. «О соответствии расчета пожарного риска» отделом надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района ГО «Город Калининград» в адрес ООО «Пожпромторг Проект» установлено, что отчеты пожарного риска в отношении объектов, расположенных по адресу: гор. Калининград, ул. Уральская, 18 (торговый центр «Мега Маркет») и гор. Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, 17Б (торговый центр «Мега Центр») составлены в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» и методикой, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 г. № 382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».

Кроме того, по результатам проведенных расчетов установлено, что значение величины пожарного риска не превышает нормативное значение, в связи с чем отдел надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района ГО «Город Калининград», руководствуясь требованиями п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пришел к выводу, что пожарная безопасность данных объектов будет обеспечена при выполнении требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, при соблюдении исходных данных указанных в представленных расчётах.

Из актов проведения технического обслуживания и проверки работоспособности систем противопожарной защиты от 29.03.2018 г. и от 27.04.2018 г., следует, что установлены факты произведенного технического обслуживания и проверки работоспособности систем противопожарной защиты: автоматической установки пожарной сигнализации, автоматической установки порошкового пожаротушения, автоматической установки водяного пожаротушения, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, системы противодымной защиты; противопожарных дверей, а также перечня основного оборудования и приборов противопожарной защиты на объектах, расположенных ТЦ «Мега Центр» «Мега Мебель» (г. Калининград, ул. Генерала Озерова, 17Б, ул. Мусорского, 10А), ТЦ «Мега Маркет» (г. Калининград, ул. Уральская, 18), ТЦ «Мега Сити» (г. Калининград, ул. Мусорского, 10).

Согласно заключениям, отраженным в приведенных актах, системы пожарной защиты соответствуют техническим требованиям, определяющим параметры работоспособности. Установки сданы заказчикам в работоспособном состоянии в дальнейшую эксплуатацию в автоматическом режиме.

Также судом надлежащим образом оценено и учтено наличие: выписки из рабочего проекта, исполнительная документация на систему водяного пожаротушения, протокол испытаний ВПВ па водоотдачу, протокол ООО «ВДПО ОБП» №В- 7/10/18, протокол испытаний Э-10/08/18 ООО «НИИ ВДПО ОПБ» качества огнезащиты кабельных линий и проходок конструкций зданий и сооружений, выписки паспортов лифта, протокол №1 по результатам испытаний ограждения кровли на объекте: ТЦ «Мега Центр», проектная документация «Пожарная наружная лестница», Протокол испытания №08/08/2018/1, протокол ООО «НИИ ВДПО 0ПБ» №Л 1.2/08/18, акт проверки системы автоматического отключения вентиляции при пожаре, акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № ДУ-1/11/18, акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №АПС-2/11/18, акт приёма в эксплуатацию т/с пожарной сигнализации, акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №АПС-2/11/18, приказ ООО «Альбион» от 10.10.2018 об организации проведения работ, договор 085/18 от 22.06.2018 г. на оказание услуг по обслуживанию вытяжной вентиляции, проект «Знаки безопасности и сигнальная разметка» на объекте ТЦ «Мега Центр», акт выполнения монтажных работ, протокол испытаний ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № М-4.3.1/08/18, акт приема в эксплуатацию дополнительных датчиков, исполнительная документация, акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №АПС-2/11/18, акт приема в эксплуатацию дополнительных датчиков, исполнительная документация; протоколы испытаний ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №3-9/08/18 и № Э-12/08/18; протокол ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № В-7/10/18, договор подряда № 321911; акт проведения контрольного опробования, испытания и проверки работоспособности каналообразуюшего оборудования подключённого к пожарной сигнализации, наличием разработанных «Специальных правил пожарной безопасности для территории и помещений ТЦ «Мега-Центр», акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №АПС-2/11/18, протокол ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № В-7/10/18, акт ДУ-1/11/18, акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № АС-2.7/11/18, приказ об организации обучения №172/08 от 12.08.2018г., журнал учета инструктажа лиц (выписка), приказ о проведении тренировки по эвакуации Мега Центр (офисы), приказ о проведении тренировки Мега Центр, (торговая часть), акт о проведении тренировки по эвакуации и тушению пожара Мега Центр Офис; акт о проведении тренировки по эвакуации и тушению пожара Мега Центр Торговая часть; приказ Директора ООО «Алмаз» № 186/09 от 01.09.2018г. «О дополнительных мерах в сфере соблюдения противопожарного режима в торговом центре «Мега», протоколы ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № Э - 1.1 - 3/08/18 проверки состояния эксплуатации огнезащитных покрытий; план тушения пожара; акт внеочередного проведения ТО и проверки работоспособности системы дренчерной завесы пожаротушения - выписка из исполнительной документации «Схема линий автоматизации завесы в переходе из «Мега центра» в «Мега мебель»; паспорт «Двери стальные противопожарные двупольные глухие ДСП-2, ДСПО-2, сертификат соответствия, лицензия экспертное заключение, протоколы ООО «НИИ ВДПО ОПБ» экспертной оценки проведения работ по конструктивной огнезащите строительных конструкций №Э5.2-5.9/10/18 и №Э-6/10/18, №Э6.1/10/18; Приказ ООО «Алмаз» « О дополнительных мерах в сфере соблюдения противопожарного режима в торговом центре «Мега»; монтаж системы водяного пожаротушения ООО «Альбинос», исполнительная документация, акт гидравлического испытания трубопроводов установки пожаротушения; акт ввода в эксплуатацию, акт об окончании монтажных и пусконаладочных работ, проект «знаки безопасности и сигнальная разметка» на объекте ТЦ «Мега Центр», сертификаты соответствия, акт выполнения монтажных работ, фотофиксация; паспорт аудиоролика «правила эксплуатации при ЧС «ТЦ Мега».

В обоснование устранения нарушений в части ТК «МЕГА Маркет», расположенного но адресу г. Калининград, ул. Уральская, 18, представлены: протокол испытаний ООО «НИИ ВДПО OПБ» № 4-4.3/08/18; акты приема в эксплуатацию дополнительных запотолочных датчиков, исполнительная документация, акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № АПС 3/11/18; протокол испытаний №3-10/08/18 ООО «НИИ ВДПО ОПБ» качества огнезащиты кабельных линий и проходок конструкции зданий и сооружений; акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» № АПС-3/11/18; протокол ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №В-8/10/18; договор подряда № 3220П; акт проведения контрольного опробования, испытания и проверки работоспособности каналообразующего оборудования подключенного к пожарной сигнализации; Акт ООО «НИИ ВДПО ОПБ» №АС-2.8/11/18, «Специальные правила пожарной безопасности для территории и помещений ТЦ «Мега Маркет».

Учтена судом и позиция заместителя начальника ОНД и ПР по Центральному району ГО «ГО Калининград» Молоканова Д.Г., который в ходе судебного разбирательства указал, что ширина проездов для пожарной техники к зданию ТК «Мега Маркет» составляет более 4,2 м., а именно 6,5 м., выявленные нарушения устранены расчетом пожарных рисков, что согласуется с содержанием градостроительного плана земельного участка № RU39301000-4896, представленного стороной ответчика, составленного в масштабе 1:500 и позволяющего определить ширину проезда не мерее 6 м.

Кроме того, согласно техническому заключению АНО «Центр пожарной безопасности» произведено определение показателей опасности (расчет категорий пожарной опасности) производственных помещений ООО «Альбион» в здании ТЦ «Мега-Центр» по адресу: гор. Калининград, ул. Генерал-Лейтенанта Озерова, 17 «Б».

Также в судебное заседание представлен расчет категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, выполненный ООО «Пожпромкомплект» по заказу ООО «Виктория Балтия» для магазина виктория-15, расположенном в ТК «Мега».

28.05.2018 г. актирован факт перемотки пожарных рукавов в ООО «Виктория Балтия» СМ Виктория 15, расположенного в здании по адресу: гор. Калининград, ул. Уральская, 18.

Ответчиками представлены в судебное заседание копии паспортов лифтов, с предоставлением соответствующих сертификатов пожарной безопасности.

При этом, было установлено, что согласно письма от 23.10.2018 г. нарушения указанные в пунктах №№2-8,10,11,15,17,20,22,23,25,27,30,31,33-36,39,40,41-44,46 по ТК «Мега Центр» включены в расчет пожарного риска от 10.08.2018 г., а нарушения №№ 1,2,4,5,6,8,9,11 по ТЦ «Мега Маркет» нивелированы расчетом по оценке пожарного риска от 17.07.2018 г.

Учитывая изложенное, а также позицию отдела надзорной деятельности и профилактической работы Центрального городского округа «город Калининград» ГУ МЧС России по Калининградской области о соответствии представленных ООО «Пожпромторг Проект» расчетов пожарных рисков требованиям действующего законодательства при соблюдении исходных данных, указанных в приведенных выше расчетах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

Доводы прокурора о несоответствии представленных расчетов пожарных рисков, выполненных ООО «Пожпромторг Проект», по тем основаниям, что при расчетах не учитывалось количество людей посещающих указанные здания, судом были проверены и мотивированно опровергнуты в решении. Мотивы, в силу которых суд отверг данные доводы прокурора, подробно приведены в решении, являются правильными и в дополнительной правовой аргументации не нуждаются.

Оснований не согласиться с приведенными выше выводами суда, вопреки доводам прокурора, не усматривается, поскольку объективно такие доводы прокурора, в том числе в части несоответствия расчетов о пожарных рисках предъявляемым требованиям, бесспорными доказательствами не подтверждены.

В судебное заседание не представлено доказательств, ставящих под сомнение представленные расчеты пожарных рисков, а соответственно и наличие не устраненных до принятия решения по делу нарушений требований пожарной безопасности, при которых создается угроза жизни здоровью неопределенного круга лиц, в чьих интересах прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Таких доказательств прокурором не представлено и в суд апелляционной инстанции. При этом, позиция прокурора сводится к необходимости приостановления производства в суде апелляционной инстанции для получения нового доказательства – заключения экспертизы в отношении указанных выше отчетов по оценке пожарных рисков, которая будет проведена специализированной организацией по требованию прокурора. Данные обстоятельства не относятся к основаниям, предусмотренным ст. ст. 215, 216 ГПК РФ, для приостановления апелляционного производства, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства прокурора о приостановлении апелляционного производства до получения им нового доказательства. Кроме того, в судебное заседание не представлено доказательств невозможности получения и представления в суд первой инстанции указанного доказательства до принятия решения по существу спора.

Фактически доводы апелляционного представления направлены на переоценку представленных в дело доказательств, которые судом проверены и надлежаще оценены, что само по себе отмены решения суда не влечет.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда не допущено.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: