Судья Ойдуп У.М. Дело № 33-1348/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 06 июля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Сат Л.Б., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Ажи А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Деминой Л.П. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Демина Л.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии и возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, указывая на то, что на основании Указа Президента Республики Тыва от 12 ноября 2007 г. № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» (далее - Указ Президента Республики Тыва от 12 ноября 2007 г. № 205) решением Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 13 августа 2002 г. ** ей была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии, как замещавшей должности государственной гражданской службы Республики Тыва. С мая 2012 г. в связи с принятием Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее - Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. № 145) выплата ежемесячной доплаты прекращена. Считает, что выплата доплаты к государственной пенсии прекращена необоснованно, поскольку действие Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. № 145 распространяется на правоотношения, возникшие после введения его в действие. Просила взыскать с ответчика задолженность по доплате к трудовой пенсии за период с 22 мая 2012 г. по сентябрь 2015 г. в размере ** руб. ** коп. и обязать ответчика возобновить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 23 мая 2012 года.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 ноября 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2015 г. исковое заявление Деминой Л.П. удовлетворено. Судом постановлено взыскать с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу Деминой Л.П. ** руб. ** коп. в счёт доплаты к трудовой пенсии, на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва возложена обязанность возобновить с 01 октября 2015 г. начисление и выплату Деминой Л.П. ранее установленной ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 г. №205.
Не согласившись с решением суда, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что субъект Российской Федерации может реализовать свои полномочия по установлению лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных гарантий при условии наполнения бюджета собственными доходами. При недостаточности собственных средств бюджета введение новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счёт средств федерального бюджета, если регион является дотационным, что не соответствует положениям бюджетного законодательства, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, размер трудовой пенсии истца по состоянию на май 2012 г. превысил общую сумму пенсии и доплаты к ней, вследствие чего, несмотря на наличие необходимого стажа работы, выплата доплаты была прекращена. В настоящее время в Республике Тыва отсутствует нормативный акт, регулирующий порядок выплаты доплаты пенсий государственным служащим, в связи с чем решение суда о выплате доплаты к пенсии после отмены правовых норм, предусматривающих данную гарантию, не основано на законе и означает нецелевое использование бюджетных средств.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 22 марта 2016 г. решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Тыва от 09 июня 2016 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 22 марта 2016 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Доржу Ю.Д. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Демина Л.П. с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Указом Президента Республики Тыва от 24 января 2001 г. №841 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Тыва от 03 сентября 1997 г. № 78 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва» решением Министерства труда и социального развития Республики Тыва от 13 августа 2002 г. № 149 Деминой Л.П. была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере ** руб. ** коп., исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней в размере ** руб. ** коп., составляющей 75 процентов месячного денежного содержания.
12 ноября 2007 г. был принят Указ Председателя Правительства Республики Тыва № 205, п. 2 которого, в частности, было предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии при увольнении с государственной должности. Ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 15 лет. При этом сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии для лиц, замещавших должности государственных гражданских служащих, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва. Размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.
Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. № 145, вступившим в силу 22 мая 2012 г., Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 г. № 205 признан утратившим силу.
Пунктом 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. № 145 было предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при увольнении с государственной гражданской службы Республики Тыва. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. № 145, как видно из его содержания, в отличие от Указа Председателя Правительства Республики Тыва № 205 от 12 ноября 2007 г., не содержал нормы о гарантированном минимальном размере ежемесячной доплаты.
Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 г. № 108 Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. № 145 признан утратившим силу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Деминой Л.П., суд первой инстанции исходил из того, что Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. №145, отменяющий право истца на доплату к трудовой пенсии, не распространяется на истца, поскольку в нем отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям.
С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Установленная органом государственной власти Республики Тыва доплата к государственной пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, в отличие от гарантированного Конституцией Российской Федерации социального обеспечения (ст. 30), не носит бессрочный характер.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 г. N 189-0, от 15 января 2008 г. N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Условия выплаты и порядок расчёта получаемой истцом доплаты к пенсии изменены органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках его правомочий по самостоятельному регулированию указанных отношений.
Из представленных суду доказательств следует, что Демина Л.П. соответствует требованиям, установленным п. 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. № 145, - имеет стаж государственной службы 20 лет 02 мес. 27 дней и государственную награду Республики Тыва – почетное звание «**», присвоенное Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 29 ноября 2002 г. **.
Следовательно, при условии соответствия требованию п. 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. № 145 о предельном размере среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии, истец имел право на получение указанной доплаты в период действия Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. № 145, то есть до 13 июля 2015г.
Как уже было указано выше, согласно п. 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. № 145 размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва (абз. 9).
Ответчиком представлен расчет, согласно которому должностной оклад истца с учетом индексации в связи с повышением заработной платы гражданских служащих составляет ** руб. ** коп. (должностной оклад ** руб. х 1, 11 (индексация 01 октября 2003 г.) х 1, 15 (индексация 06 июля 2006 г.) х 1,1 (индексация 01 января 2007 г.) х 1, 15 (индексация 01 декабря 2007 г.) х 1, 09 (индексация 01 февраля 2008 г.) х 1, 09 (индексация 01 апреля 2009 г. = ** руб. ** коп.).
Из объяснений представителя ответчика Доржу Ю.Д. в заседании суда апелляционной инстанции следует, что с 2009 г. индексация в связи с повышением заработной платы гражданских служащих в установленном порядке не производилась.
2,8 должностного оклада истца по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва равны ** руб. ** коп. (должностной оклад ** руб. ** коп. х 1,4 (районный коэффициент) = ** руб. ** коп.).
Стаж государственной гражданской службы истца составляет 20 лет, соответственно, 45 процентов месячного денежного содержания – ** руб. ** коп.
Довод истца о том, что его стаж государственной гражданской службы составляет более 24 лет, является необоснованным, так как соответствующего решения о включении в указанный стаж периодов работы в Территориальном производственном объединении бытового обслуживания населения Тувинской АССР и в городском бытовом комбинате Министерства бытового обслуживания Тувинской АССР не принималось; в письме от 31 июля 2002 г. и.о. заместитель Председателя Правительства – министр финансов Республики Тыва Баян Р. просил Министерство труда и социального развития Республики Тыва включить указанные периоды в стаж государственной службы истца в порядке исключения.
Из справок о размере трудовой пенсии истца за период с мая 2012 г. по июль 2015 г. следует, что размер его трудовой пенсии без учета суммы валоризации составлял: с мая 2012 г. по январь 2013 г. – ** руб. ** коп.; в феврале и марте 2013 г. – ** руб. ** коп.; с апреля 2013 г. по январь 2014 г. – ** руб. ** коп.; в феврале и марте 2014 г. – ** руб. ** коп.; с апреля 2014 г. по январь 2015 г. – ** руб. ** коп.; с февраля по июль 2015 г. – ** руб. ** коп.
Поскольку ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания истца, однако сумма трудовой пенсии истца за период с мая 2012 г. по июль 2015 г. превышает 45 процентов его месячного денежного содержания, то есть ** руб. ** коп., то доплата истцу не положена, соответственно, выплата доплаты истцу была прекращена обоснованно.
Довод истца о том, что расчет доплаты должен производиться ему в соответствии с положениями Указа Президента Республики Тыва от 12 ноября 2007 г. № 205, также является необоснованным.
Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта Российской Федерации, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Кроме того, законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Из совокупного анализа ст.ст. 7, 8, 65 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
Реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Соответственно, реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
При недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ бюджетного законодательства Республики Тыва, отражающего основные показатели бюджета республики за период с 2013 по 2016 годы, свидетельствует о том, что в течение длительного времени бюджет республики является дефицитным, при этом Республика Тыва относится к числу дотационных регионов Российской Федерации, в доходной части бюджетов которых доля межбюджетных трансфертов составляет свыше 40-60 процентов, в связи с чем республика ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций, существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств республики, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ.
Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности Республики Тыва, судебная коллегия приходит к выводу о том, что после отмены Указов Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 г. № 205 и Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 г. №145 продолжение выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
Изменение органами государственной власти республики ранее установленных условий и порядка назначения и расчета ежемесячных доплат к трудовой пенсии лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, не свидетельствует о снижении уровня их прав в области пенсионного обеспечения.
Указанная мера по своей юридической природе являлась дополнительным обеспечением лиц данной категории, предоставляемым им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких дополнительных выплат, равно как и их отмена, не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2015 года отменить и принять по делу новое решение следующего содержания.
В удовлетворении искового заявления Деминой Л.П. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 июля 2016 года.
Председательствующий
Судьи