ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1349/2014 от 19.02.2014 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Судья Сомова И.В. Дело № 33-1349/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 19 февраля 2014 года г. Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего Котликовой О.П.,

 судей Титовой В.В., Мокрушиной В.П.,

 при секретаре Бычковой Е.С.,

 с участием прокурора Текутьевой Я.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации <...> района Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 05 декабря 2013 года по делу по заявлению прокурора <...> района Алтайского края о признании противоречащим закону и недействующим нормативного правового акта в части.

 Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор <...> района Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абз. 2 п. 33 раздела «Оплата приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилого строительства)» постановления администрации <...> района от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в <...> районе» на 2011-2015 годы» (в редакции постановления администрации района от ДД.ММ.ГГ № ***), который предусматривает, что приобретаемое молодой семьёй жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории <...> района. Данный правовой акт обнародован на Интернет-сайте администрации <...> района ДД.ММ.ГГ.

 Прокурор полагает, что оспариваемая норма постановления администрации <...> района от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции постановления администрации района от ДД.ММ.ГГ № ***) противоречит действующему законодательству. Так, в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними закона иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

 Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище на 2011-2015 годы», в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодой семьи. Средства на реализацию названной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила) установлены федеральной целевой программой.

 В соответствии с абз. 2 п. 32 Правил приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должны находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью – участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

 В силу абз. 11 раздела VII Долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 года № 590, жилое помещение, приобретаемое или строящееся молодой семьей, должно находиться на территории Алтайского края.

 Таким образом, оспариваемая норма противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ущемляет права молодых семей, установленные федеральным и региональным законодательством на приобретение жилья в любом населенном пункте Алтайского края.

 Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 05 декабря 2013 года заявление прокурора <...> района Алтайского края удовлетворено. Признан противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац 2 п. 33 раздела «Оплата приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства)» постановления администрации <...> района от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в <...> районе» на 2011-2015 годы» (в редакции постановления администрации района от ДД.ММ.ГГ № ***).

 В апелляционной жалобе администрация <...> района Алтайского края просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Указывает, что предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья осуществляется, в том числе, и за счет средств местного бюджета. В связи с близкой расположенностью <...> района с г. <...> и г. <...> участники программы приобретают жилье в городах, и внесение изменений в оспариваемый пункт 33 было вызвано улучшением социально-экономического положения <...> района, а именно развитием строительной отрасли района, инфраструктуры, улучшением демографической ситуации. Кроме того, значительная часть участников подпрограммы – это специалисты, в которых нуждается район. Полагает, что муниципальное образование вправе определить условия, на которых будет реализовываться подпрограмма, в том числе с учетом финансовых возможностей и иных факторов, в связи с чем принятие программы, условием которой является приобретение жилья на территории района, не нарушает прав участников программы, а оплата приобретения жилья на территории г. <...> и г. <...> экономически не выгодна для района, бюджет которого является дефицитным. Помимо этого указывает, что согласно письму Комитета по социальной политике Алтайского краевого Законодательного собрания от ДД.ММ.ГГ *** органы местного самоуправления вправе устанавливать в своих нормативных правовых актах соответствующие условия, поскольку в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» обеспечение проживающих жильем относится к вопросам местного значения, решение которых осуществляется самостоятельно.

 В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу администрации <...> района – без удовлетворения.

 Проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражении относительно апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица администрации <...> района Алтайского края ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Текутьеву Я.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая правовая норма противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ущемляет права молодых семей, установленные федеральным и региональным законодательством на приобретение жилья в любом населенном пункте Алтайского края.

 В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена целевая федеральная программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (далее – Подпрограмма). Целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 Согласно разделу IV Подпрограммы основными источниками финансирования Подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

 Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования содержатся в приложении № 3 к Подпрограмме, в пункте 32 которых предусмотрено, что приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

 В целях поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы и предоставления им возможности получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках Подпрограммы, постановлением администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 года утверждена долгосрочная целевая программу «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы (далее – Региональная программа).

 В разделе VII данной программы, предусматривающем механизм ее реализации, установлено, что жилое помещение, приобретаемое или строящееся молодой семьей, должно находиться на территории Алтайского края.

 Постановлением администрации <...> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в целях финансовой поддержки решения жилищной проблемы молодыми семьями, признанными в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в <...> районе» на 2011-2015 годы (далее – Муниципальная программа).

 Абзаце 2 пункта 33 раздела «Оплата приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства)» Муниципальной программы (в редакции постановления администрации района от ДД.ММ.ГГ № ***) предусматривает, что приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории <...> района.

 Давая оценку законности данной нормы, оспариваемой прокурором, суд первой инстанции, проанализировав положения Подпрограммы, правильно пришел к выводу о том, что её реализация на территории муниципального образования и использование средств федерального бюджета для предоставления социальной выплаты молодым семьям, проживающим на территории <...> района, возможно лишь путем участия в Региональной программе, которая должна соответствовать условиям федеральной Подпрограммы, а участие в ней органа местного самоуправления также должно осуществляться в соответствии с правилами, установленными Подпрограммой и Региональной программой. В связи с этим нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принявших решение об участии в Подпрограмме, должны соответствовать федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации, регулирующему данные правоотношения.

 Вместе с тем, положения вышеуказанного абзаца 2 пункта 33 в действующей редакции, ограничивающие участников программы в выборе местонахождения жилого помещения территорией <...> района, противоречат положениям Подпрограммы и Региональной программы, имеющим большую юридическую силу, предоставляющим молодым семьям возможность приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) на территории субъекта Российской Федерации (в данном случае Алтайского края).

 Учитывая изложенное у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявления прокурора.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что целью внесения изменений в муниципальную программу послужила необходимость улучшения социально-экономического положения <...> района, привлечения специалистов для работы на территории района, а также, что оплата приобретения жилья на территории близ лежащих городов экономически невыгодна, не принимаются во внимание, поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

 Ссылка в жалобе на то, что принятие муниципальной программы по вопросам обеспечения жильем молодых семей относится исключительно к вопросам ведения местного значения, основана на неправильном толковании норм материального права, и не может быть принята во внимание.

 При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 05 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <...> района Алтайского края – без удовлетворения.

 Председательствующий: Судьи: