Судья Позднякова М.И. 89RS0001-01-2020-001728-73
Апелл. дело № 33-1350/2020
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июля 2020 года город Салехард
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи судебной коллегии по гражданским делам Дряхловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал по представлению И.о. Прокурора г. Салехарда Сысоева Н.В. на определение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июня 2020 года.
УСТАНОВИЛ:
И.о. Прокурора г. Салехарда Сысоев Н.В. обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании фиктивной постановки на регистрационный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> граждан Республики Кыргызстан ФИО2, Республики Таджикистан ФИО3
Определением судьи от 05 июня 2020 года в принятии данного заявления отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как не подлежащего рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В представлении на указанное определение и.о. прокурора г. Салехарда Сысоевым Н.В. поставлен вопрос об отмене определения суда по мотиву его незаконности, поскольку указание суда о том, что установление факта фиктивной регистрации иностранного гражданина подлежит в порядке уголовного судопроизводства не обосновано в определении суда и не основано на действующем законодательстве Российской Федерации. Обязательного досудебного урегулирования спора при установлении факта фиктивной регистрации по месту пребывания иностранного гражданина в жилом помещении законодательством Российской Федерации также не предусмотрено, в связи с чем оснований для отказа в принятии искового заявления у суда не имелось. Обращение прокурора с настоящим иском в защиту интересов Российской Федерации, связано с тем, что регистрация ответчиков по месту пребывания искажает статистическую отчетность, дает неверное представление о реальном количестве зарегистрированных граждан на территории района, не соответствует требованиям политики государства в сфере миграционных правоотношений и противоречит интересам Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Обсудив доводы представления, изучив представленный материал, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отказывая и.о. прокурора г. Салехарда в принятии искового заявления, судья исходил из того, что действующим законодательством регламентирован административный порядок установления факта фиктивной регистрации по месту жительства, месту пребывания иностранного гражданина, а также установлена уголовная ответственность, в случае подтверждения0 в результате проверочных мероприятий факта фиктивной регистрации, в связи с чем, иск не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. С указанными выводами суд апелляционной инстанции полагает необходимым согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на ее территории законов. При этом, в соответствии с ч.2 ст. 21 указанного закона, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции. Вопросы миграционного учета регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
На основании статьи 11 данного Федерального закона миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Подпунктами 26 и 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, установлено, что МВД России осуществляет следующие полномочия: организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания.
Статья 21 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
При вынесении определения об отказе в принятии искового заявления, судья правильно указала на то, что Приказом ФМС России от 09.12.2014 №649 утвержден «Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, право пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован», в соответствии с которым основанием для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства является получение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированными к ФМС России, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками территориальных органов ФМС России соответствующей информации при предоставлении государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вопрос об установлении факта фиктивной миграции, в силу прямого указания закона должен быть разрешен органом, в чью компетенцию входит проверка соблюдения миграционного законодательства, каковыми являются территориальные органы миграционного учета.
Принятие судом к своему производству указанного искового заявления и рассмотрение его по существу с принятием решения о признании фиктивной постановки на регистрационный учет по месту пребывания иностранных граждан либо об отказе в ее признании таковой, противоречило бы принципу осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поскольку в таком случае суд подменяет собой орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства или пребывания иностранного гражданина.
Более того, как следует из материалов, приложенных к исковому заявлению, в отношении ответчика ФИО1 возбуждено уголовное дело №12001711496000317 по признакам состава преступления, предусмотренного ст.322.3 УК РФ - фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации. Обращаясь с указанным заявлением и.о. прокурора вынуждает суд в порядке гражданского судопроизводства высказаться относительно действий ФИО1, таким образом, предопределив судьбу уголовного дела, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого определения не имеется, в удовлетворении представления и.о. прокурора следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа 05 июня 2020 года оставить без изменения, представление и.о. прокурора - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Дряхлова