ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1350/2015 от 10.09.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Манчыылай С.Ш. Дело № 33-1350/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 10 сентября 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.

судей Болат-оол А.В., Ховалыга Ш.А.

при секретаре Бичике Ю.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казённому учреждению Республики Тыва «Барун-Хемчикское лесничество», Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва об устранении нарушений законодательства о лесопользовании и охране лесов по апелляционному представлению прокурора на решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 23 июня 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Барун-Хемчикского района Республики Тыва обратился |в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному казённому учреждению Республики Тыва «Барун-Хемчикское лесничество» (далее – ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество»), Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва (далее – Госкомлес РТ), указывая на то, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства при использовании и охране лесов на территории Барун-Хемчикского района Республики Тыва выявлены нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов. На территории Барун-Хемчикского района расположен лесной фонд общей площадью ** га, из них на территории Барун-Хемчикского участкового лесничества расположен лесной фонд площадью ** га, на территории Аянгатинского участкового лесничества – ** га., из них защитных лесов – ** и ** га соответственно. Согласно установленным нормативам, на территории Барун-Хемчикского участкового лесничества в защитных лесах Барун-Хемчикского и Аянгатинского участковых лесничествах должны быть 2 и 1 пожарных наблюдательных пунктов соответственно. В защитных лесах Барун-Хемчикского и Аянгатинского участкового лесничества должны быть 3 и 2 подъезда к источникам противопожарного водоснабжения соответственно, в эксплуатационных лесах, расположенных на территории Аянгатинского участкового лесничества в количестве 2 штуки. Просил возложить обязанность на ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество», Госкомлес РТ устранить нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов путём строительства согласно нормативам, установленным приказом Рослесхоза, пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в защитных лесах расположенных на территории Барун-Хемчикского участкового лесничества в количестве 2 штук, в защитных лесах, расположенных на территории Аянгатинского участкового лесничества в количестве 1 штуки, и ввода в эксплуатацию; обязать ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество» внести дополнение в план тушения лесных пожаров на 2015 год сведения о пожарных наблюдательных пунктах и направить его на утверждение в Госкомлес РТ; обязать лесничество и Госкомлес обустроить подъезды к источникам противопожарного водоснабжения в защитных лесах, расположенных на территории Барун-Хемчикского участкового лесничества в количестве 3 штук, в защитных лесах, расположенных на территории Аянгатинского участкового лесничества в количестве 2 штуки, в эксплуатационных лесах, расположенных на территории Аянгатинского участкового лесничества в количестве 2 штуки; обязать ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество» внести дополнение в план тушения лесных поваров на 2015 год путём включения сведений о подъездах к источникам противопожарного водоснабжения и направить его на утверждение в Госкомлес РТ.

Решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 23 июня 2015 года исковые требования прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, прокурор внёс апелляционное представление, в котором просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, указывая на то, что приказом Рослесхоза предусмотрена необходимость строительства в установленных количествах пожарных наблюдательных пунктов и устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения. Вопреки выводам суда о том, что забор воды производится из естественных источников, отсутствие специально оборудованных подъездов к естественным источникам в большей степени будет способствовать разрушению целостности водоисточников, нежели их устройство в специально отведённом месте. Необходимость устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения предусмотрена методическими рекомендациями, утверждёнными приказом Минприроды РФ. Ссылка на забор воды из естественных источников не соответствует указанным методическим рекомендациям.

В возражении представитель Госкомлеса РТ просит решение суда оставить без изменения, указав, что методические рекомендации, утверждённые Приказом Минприроды, носят рекомендательный характер, а статьёй 53 Водного кодекса РФ установлено, что для тушения пожаров допускается забор воды из любых водных объектов без какого-либо разрешения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с приложением к приказу Рослесхоза от 09.07.2009 N 290 (в ред. Приказа Рослесхоза от 12.05.2011 N 165) "О распределении земель лесного фонда по способам мониторинга пожарной опасности в лесах и зонам осуществления авиационных работ по охране лесов" на территории Республики Тыва для охраны лесов производятся авиационный мониторинг и космический мониторинг 1-го уровня, наземный мониторинг не производится.

Однако суд не принял во внимание наличие правовых актов имеющих большую юридическую силу.

Согласно статье 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В развитие указанных требований закона, были приняты подзаконные нормативные правовые акты.

Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174 установлены нормативы противопожарного обустройства лесов, согласно которым в Алтае-Саянском горно-лесостепном районе, к которому относятся леса на территории Барун-Хемчикского района Республики Тыва, из расчета на ** га общей площади лесов пожарные наблюдательные пункты предусмотрены для защитных лесов ** пункт, для эксплуатационных лесов 0,02 пункт; подъезды к источникам противопожарного водоснабжения для защитных лесов ** подъезда, для эксплуатационных лесов ** подъезда.

Таким образом, требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ссылки в решении суда на п. 10 Методических рекомендаций по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утверждённых Приказом Минприроды РФ, согласно которым при заполнении пункта 4 раздела II Плана запрещается указывать пожарные наблюдательные пункты, если данные объекты не могут эксплуатироваться по причинам их неудовлетворительного технического состояния, а также, если не используются в системе обнаружения лесных пожаров, не могли служить основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку регулируют лишь вопрос о порядке заполнения плана тушения лесных пожаров и не имеют отношения к вопросу организации противопожарного обустройства лесов.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора.

Согласно ст. 103 ГПК Российской Федерации взыскать с Государственного казённого учреждения Республики Тыва «Барун-Хемчикское лесничество» государственную пошлину в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 23 июня 2015 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора.

Обязать ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество», Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва устранить нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов, путём строительства согласно нормативам, установленным приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174, пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в защитных лесах расположенных на территории Барун-Хемчикского участкового лесничества в количестве 2 штук, в защитных лесах, расположенных на территории Аянгатинского участкового лесничества в количестве 1 штуки, и ввода их в эксплуатацию.

Обязать ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество» внести дополнение в план тушения лесных пожаров на 2015 год путем включения сведений о пожарных наблюдательных пунктах и направить его на утверждение в Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва.

Обязать ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество» и Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва устранить нарушения законодательства о лесопользовании и охране лесов путём устройства согласно нормативам, установленным приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174 подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в защитных лесах, расположенных на территории Барун-Хемчикского участкового лесничества в количестве 3 штук, в защитных лесах, расположенных на территории Аянгатинского участкового лесничества в количестве 2 штуки, в эксплуатационных лесах, расположенных на территории Аянгатинского участкового лесничества в количестве 2 штуки.

Обязать ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество» внести дополнение в план тушения лесных поваров на 2015 год путём включения сведений о подъездах к источникам противопожарного водоснабжения и направить его на утверждение в Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва.

Взыскать с Государственного казённого учреждения Республики Тыва «Барун-Хемчикское лесничество» государственную пошлину в размере ** рублей в доход местного бюджета.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 сентября 2015 года.

Председательствующий

Судьи