ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13526/2023 от 05.07.2023 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Брижевская И.П. Дело № 33-13526/2023

Уникальный идентификатор дела

50RS0021-01-2021-012659-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Гирсовой Н.В.,

судей Петруниной М.В., Мизюлина Е.В.,

при помощнике судьи Аристархове И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июля 2023 года гражданское дело по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о взыскании денежных средств,

заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения истца. представителя ответчика Министерства социального развития Московской области,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о взыскании выплат на несовершеннолетних: на ФИО, <данные изъяты> года рождения в размере 82472 руб.; на ФИО, <данные изъяты> года рождения, в размере 405856 руб., на ФИО произвести выплаты по больничному листу № 392312086897 по беременности и родам за период с 09.03.2021 по 09.07.2021 в размере 99152,20 руб.; на на питание беременных женщин в размере 2000 руб.; ежемесячную денежную выплату на обеспечение полноценным питанием кормящей матери или ребенку до 1 года в размере 6 000 рублей, разовую выплату за ФИО, <данные изъяты> года рождения, в связи с рождением третьего ребенка в размере 60000 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что до 2019 года являлась индивидуальным предпринимателем. С мая 2019 года по апрель 2021 года, на основании договора с Главным Управлением Пенсионного Фонда России № 5 по Москве и МО она осуществляла уход за гражданкой ФИО, 1932 года рождения (бабушкой ее супруга). Доход истца составлял 1200 рублей в месяц.

С 09.03.2021 по 09.07.2021 истец находилась в декретном отпуске по беременности и родам. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком, в связи с рождением 08.05.2021 дочери ФИО, до достижения ею 18 месяцев.

У истца и ее мужа ФИО на иждивении находятся трое несовершеннолетних детей: ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения.

Среднедушевой доход семьи истца не превышает величину прожиточного минимума.

Истец неоднократно обращалась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлениями о назначении ей полагающихся выплат, однако получала отказы, однако до настоящего времени полагающиеся ей выплаты не произведены, пособия не выплачены.

В апелляционной жалобе истец ФИО просила решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме заявленных требований.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 05.06.2023 постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

С учетом заявленных требований и характера спорного правоотношения суду первой инстанции следовало привлечь Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области к участию в деле в качестве соответчика.

Не привлечение к участию в деле в качестве соответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в силу положений пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав объяснение истца, представителя ответчика - Министерства социального развития Московской области, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).

Определение оснований и организационно-правового механизма предоставления конкретных видов социального обеспечения относится к компетенции законодателя, который вправе устанавливать условия приобретения права на них отдельными категориями граждан.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства устанавливается Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Виды государственных пособий установлены статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (абзац 7 статьи 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

Полномочия по назначению и выплате единовременного пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком, в соответствии с Федеральным законом № 81 от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", до 01.01.2022 осуществлялось Министерством социального развития Московской области.

В связи, с вступлением в силу Федерального закона от 06.012.2021 № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

С 1 января 2022 года в силу статьи 4.1 Закона N 81-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2021 года) назначение пособий, в том числе по уходу за ребенком, возложено на Пенсионный Фонд России и его территориальные органы.

В силу статьи 3 ГПК РФ судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права и законные интересы лица, обращающегося в суд.

Материалами дела установлено, что истец ФИО до 2019 года являлась индивидуальным предпринимателем. С мая 2019 года по апрель 2021 года, на основании договора с Главным Управлением Пенсионного Фонда России № 5 по Москве и Московской области она осуществляла уход за гражданкой ФИО, 1932 года рождения (бабушкой ее супруга). Доход истца составлял 1200 рублей в месяц.

С 09.03.2021 по 09.07.2021 истец находилась в декретном отпуске по беременности и родам. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком, в связи с рождением 08.05.2021 года, дочери ФИО, до достижения ею 18 месяцев.

У истца ФИО и ее мужа – ФИО на иждивении находится трое несовершеннолетних детей: ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения.

Из объяснений истца следует, что среднедушевой доход семьи истца не превышает величину прожиточного минимума, в связи с чем она обращалась в Красногорское управление социальной защиты населения для назначения пособий.

Из материалов дела также следует, что <данные изъяты> истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлениями № 846 и 847 на предоставление государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения, предоставив следующие документы: реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств; свидетельства о рождении детей; уведомление о прекращении деятельности ИП; трудовые книжки; документы, подтверждающие место жительства заявителя и ребенка в Московской области; документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о заключении брака; документы, удостоверяющие личность членов семьи; выписку из домовой книги с места жительства заявителя; согласие на обработку персональных данных.

Решениями № 1084, 1085 от 13.04.2017 истцу было отказано по вышеуказанным заявлениям по причине несоответствия документов требованиям п. 13 и 14 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления истцом.

В соответствии с п. 14. Порядка документы, указанные в подпунктах «а»-«г», «ж»-«о», «р»-«ч» Порядка, представляются заявителем лично либо через представителя в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Однако истец не представила в Красногорское управление социальной защиты населения документы, подтверждающие доход отца детей за январь, февраль и март 2017 года.

28.06.2017 истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ЕДВ на ребенка ФИО, <данные изъяты> года рождения, предоставив следующие документы: паспорт, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, справку о доходах, трудовую книжку, СНИЛС, реквизиты банка.

Решением от 30.06.2017 № 365 истцу было отказано по причине несоответствия документов, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области, а также п. 13, 14 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления.

Так, истцом не были представлены документы, подтверждающие доход отца детей за три месяца предшествующих месяцу обращения (за март, апрель 2017 года). Справка о доходах ФИО от <данные изъяты><данные изъяты> содержала сведения о доходах только за один месяц – май 2017 года.

20.07.2017 истцом было подано заявление на предоставление государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка ФИО Алёну ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения. К заявлению были приложены следующие документы: реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств; свидетельство о рождении ребенка; трудовые книжки; документы, подтверждающие место жительства заявителя и ребенка в Московской области; документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о заключении брака; документы, удостоверяющие личность членов семьи; выписка из домовой книги с места жительства заявителя; СНИЛС; справка подтверждающая доход ФИО от 20.07.2017.

Решением от 24.07.2017 № 588, 589 истцу было отказано по вышеуказанным заявлениям по причине несоответствия документов, по форме или содержанию требования законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области, указанных в п. 13, 14 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления истцом.

Истцом не были представлены документы, подтверждающие доход отца детей за три месяца предшествующих месяцу обращения (за апрель 2017 года). Справка о доходах ФИО от 20.07.2017 № 1612048/17 содержала сведения о доходах за два месяца.

20.05.2020 и 21.05.2020 ФИО обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлениями о назначении ежемесячного пособия на ребенка ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО Алёну ФИО, <данные изъяты> года рождения, и предоставила следующие документы: выписку из домовой книги; свидетельство о заключении брака; документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о рождении детей.

На основании решения от 26.06.2020 № 173025, № 173028 истцу было отказано в назначении ежемесячного пособия, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих сведения о доходах матери детей за каждый из двенадцати месяцев, предшествующих месяцу обращения (с 01.15.2019 по 30.06.2020), а также документов, подтверждающих сведения о доходах отца детей за каждый из двенадцати месяцев, предшествующих месяцу обращения (с 01.05.2019 по 30.04.2020).

В соответствии с пп. «м» п. 18 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявлений истцом, решение об отказе в назначении пособия на ребенка принимается в случае не предоставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев.

15.03.2021 истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка ФИО, <данные изъяты> года рождения, предоставив следующие документы: копии, подтверждающие доход ФИО от 11.03.2021; свидетельство о заключении брака; документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о рождении ребенка.

Решением от 23.03.2021 № 101695 было отказано в предоставлении услуги в связи с не предоставлением документов, подтверждающих сведения о доходах отца детей за каждый из двенадцати месяцев, предшествующих месяцу обращения (с 01.03.2020 по 28.02.2021).

Так, к заявлению были приложены копии справок о доходах матери, однако согласно п. 15 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления истцом, документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения, предоставляются в подлинниках.

В соответствии с п. 15 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления, истцом не предоставлены копии финансового лицевого счета или иного документа, подтверждающего количество лиц, зарегистрированных по адресу, ввиду того что мать и отец ребенка зарегистрированы по разным адресам. Также истцом не было представлено свидетельство о рождении ФИО, <данные изъяты> года рождения.

В соответствии с пп. «к», «м» п. 18 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления, решение об отказе в назначении пособия на ребенка принимается в случае несоответствия документов, указанных в пунктах 13,14 настоящего Порядка, по форме или содержанию требования законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области и не предоставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев.

Кроме того, не были представлены оригиналы документов для сверки соответствия с электронными образцами документов, поданных посредством РПГУ, в течение 2 рабочих дней со дня уведомления заявителя о необходимости их предоставления.

25.03.2021 истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка ФИО, <данные изъяты> года рождения, и ФИО, <данные изъяты> года рождения, предоставив следующие документы: свидетельства о рождении детей; справку подтверждающую доход ФИО от 24.03.2021 г.; копию выписки из домовой книги; документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о заключении брака.

Решением от 08.04.2021 № 123745,123753 было отказано в предоставлении услуги в связи с тем, что истец предоставила не полный пакет документов, подлежащих обязательному представлению. В соответствии с п. 15 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления, копия финансового лицевого счета или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя предоставляется в подлиннике. При регистрации по месту жительства родителей ребенка по разным адресам, копия финансового лицевого счета или иной документ предоставляются с места жительства каждого родителя.

Кроме того, на основании справки, подтверждающей доход ФИО от <данные изъяты> был сделан запрос через Систему межведомственного электронного взаимодействия в ФНС, которая не подтвердила доходы отца детей за период, указанный в справке, в связи с чем, заявителем был нарушен пп. «м» п. 18 Порядка.

14.04.2021 истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка ФИО, <данные изъяты> года рождения, предоставив следующие документы: свидетельства о рождении детей; справку подтверждающую доход ФИО от 24.03.2021; копию выписки из домовой книги; документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о заключении брака.

Согласно пп. «н» п. 18 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления, решение об отказе в назначении (возобновлении) пособия принимается в случае непредставления в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг оригиналов документов для сверки с электронными образами документов, поданных посредством Государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области», в течение 2 рабочих дней со дня соответствующего уведомления в личном кабинете в Государственной информационной системе Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области».

Решением от 27.04.2021 № 146619 было отказано в предоставлении услуги в связи с тем, что истец не представила оригиналы документов для сверки соответствия с электронными образцами документов, поданных посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг, в течении 2 рабочих дней со дня уведомления заявителя о необходимости их предоставления.

24.09.2021 истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка на ФИО, <данные изъяты> года рождения, предоставив следующие документы: справку подтверждающую доход ФИО за 2021 год от 24.09.2021; свидетельство о рождении ФИО; документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о заключении брака.

Решениями от 08.10.2021 № 431081, 431094 было отказано в предоставлении услуги в связи с непредставлением документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один календарный месяц, а именно не предоставлены сведения о доходах отца детей за каждый из трех месяцев, предшествующих месяцу обращения за период с 01.06.2021 по 31.08.2021, также отсутствовала копия финансового лицевого счета родителей ребенка.

19.10.2021 истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка на ФИО, <данные изъяты> года рождения, предоставив следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о рождении ФИО; свидетельство о заключении брака; справку подтверждающую доход ФИО за 2021 год от 10.10.2021; справку подтверждающую доход ФИО за 2021 год от 10.10.2021.

Решением от 01.11.2021 № 471857 было отказано в предоставлении услуги в связи с тем, что истец не предоставила сведения о доходах семьи за установленный период, в нарушение пп. «е» п. 3 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления, не предоставила копию финансового лицевого счета с места жительства каждого родителя, также в нарушение пп. «в» п. 3 Порядка не предоставила свидетельства о рождении ФИО, <данные изъяты> года рождения, и ФИО, <данные изъяты> года рождения, учитываемых в соответствии с Порядком, действовавшим в редакции на момент подачи заявления, в составе семьи для назначения единовременного пособия.

06.11.2021 истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка на ФИО, <данные изъяты> года рождения, предоставив следующие документы: свидетельство о заключении брака; справку подтверждающую доход ФИО от 05.11.2021; свидетельство о рождении ФИО; документ, удостоверяющий личность заявителя; справку подтверждающую доход ФИО от 04.11.2021.

Решением от 06.12.2021 № 519285 было отказано в предоставлении услуги, поскольку истцом представлены неполные сведения о доходах семьи, также в нарушение пп. «е» п. 3 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, действующего в редакции на дату подачи заявления, не была предоставлена копия финансового лицевого счета с места жительства каждого родителя.

Уведомлениями об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно от 19.10.2020 № А201019-00153, от 24.10.2020 № А201024-00067, от 16.11.2020 № А201116-00090, от 25.11.2020 г. № А201125-00162, от 25.12.2020 № А201225-00154, от 28.12.2020 г. № А201228-00136, от 28.01.2021 № А210128-00008 в соответствии с Законом Московской области от 10.04.2020 № 57/2020-ОЗ «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в Московской области» и Порядком назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 28.04.2020 № 228/12 ФИО было отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в связи с получением сведений, указывающих на наличие в заявлении недостоверных или неполных данных.

Как следует из уведомления Красногорского управления социальной защиты населения № 274438 от 22.03.2021 г. ФИО в соответствии с Законом Московской области от 10.04.2020 № 57/2020-ОЗ «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в Московской области» и Порядком назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 28.04.2020 № 228/12 было принято решение о предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ФИО, <данные изъяты> года рождения, на период с 15.03.2021 по 31.03.2021 в размере 3651,44 рублей, на период с 01.04.2021 по 28.02.2022 в размере 6765,50 рублей, на период с 01.03.2022 по 14.03.2022 в размере 3055,39 рублей.

Согласно п. 32 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 28.04.2020 № 228/12, решение о прекращении выплаты ЕДВ на ребенка принимается в случае выявления в период выплаты ЕДВ на ребенка факта перемены места жительства заявителя и (или) ребенка в случае выезда за пределы Московской области.

Из материалов дела следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ФИО, <данные изъяты> года рождения выплачивалось с 15.03.2021 и на основании пп. 1 п. 35 Порядка выплаты перестали осуществлять ввиду того, что ребенок изменил место жительства.

Заявление о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в соответствии с Законом Московской области от 10.04.2020 № 57/2020-ОЗ «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в Московской области» истцом не подавалось.

Решением ГУ- отделения пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области от 16.11.2022 назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на ФИО, <данные изъяты> года рождения в размере 15737 рублей с 01.09.2022 по 31.08.2023.

Решением ГУ- отделение пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области от 03.08.2022 назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на ФИО, <данные изъяты> года рождения с 01.04.2022 по 30.04.2023.

21.03.2021 истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин.

Решением от 25.03.2021 № 292109 ФИО предоставлена услуга по назначению ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин на период с 01.03.2021 по 31.05.2021. в размере 400 рублей.

При этом, истец просит взыскать денежные средства в счет ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин за предшествующий период.

Заявление о назначении денежной выплаты было подано в марте 2021 года, пособие назначено на основании справки ГБУЗ «Городская клиническая больница № 52 Департамента здравоохранения города Москвы» Филиал № 2 женская консультация, датированной 09.03.2021.

С 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 N 455-ФЗ в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" внесены изменения, которыми предусмотрено назначение ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2330 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", которыми определено, что назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальными органами).

Поскольку право на получение ежемесячной денежной выплаты ФИО, возникшее в отношении несовершеннолетних детей, не может быть реализовано Министерством социального развития Московской области не обладающим с 01.01.2023 полномочиями на назначение спорной выплаты, то обязанность назначить и выплатить ежемесячные денежные выплаты необходимо возложить на ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О социальной поддержки семей и детей в Московской области" право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до шести месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области.

Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 года N 989/30.

Согласно разделу I Порядка единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области.

Единовременное пособие назначается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области по месту жительства заявителя.

Единовременное пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (детей).

В силу ст. 2 Закона МО от 12.01.2006 г "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет - мера социальной поддержки, предоставляемая беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет по заключению врача.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, гарантирующим гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области назначить и выплатить ФИО ежемесячную денежную выплату на ребенка от 1.5 до 3 лет в отношении ФИО, <данные изъяты> года рождения с 01.09.2016; ежемесячную денежную выплату на ребенка от 3 до 7 лет в отношении ФИО, <данные изъяты> рождения с 01.09.2016; на Министерство социального развития Московской области возложить обязанность назначить и выплатить ФИО ежемесячную денежную выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей в связи с рождением ФИО<данные изъяты> года рождения, единовременное пособие при рождении ФИО<данные изъяты> года рождения.

Оснований для удовлетворения исковых требований об обязании оплатить лист нетрудоспособности № 392312086897 не имеется исходя из следующего.

В силу ст. 6 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными; женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях; женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах; женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 1).

Согласно ст. 2 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации: 1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; 2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; 3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; 4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; 5) священнослужители; 6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях).

Исходя из установленных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм, истец ФИО не относится ни к одной из перечисленных в ст. 6 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ категорий граждан.

Оснований для применения заявленного Министерством социального развития Московской области (т. 1 л.д. 281) срока исковой давности в отношении требований о взыскании пособий по уходу за детьми не имеется, поскольку истец неоднократно с 2017 года обращалась к ответчику с заявлениями о выплате пособий, однако ответчик в нарушение требований закона не разъяснил истцу о наличии у нее права на получение указанных пособий, порядка подачи заявлений с приложением необходимых документов, чем лишил ее возможности реализовать данное право в разумный срок.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красногорского городского суда Московской области от 5 декабря 2022 года отменить.

Обязать Министерство социального развития Московской области назначить и выплатить ФИО ежемесячную денежную выплату на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей в связи с рождением ФИО<данные изъяты> года рождения, единовременное пособие при рождении ФИО<данные изъяты> года рождения.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области назначить и выплатить ФИО ежемесячную денежную выплату на ребенка от 1.5 до 3 лет в отношении ФИО, <данные изъяты> года рождения с 01.09.2016; ежемесячную денежную выплату на ребенка от 3 до 7 лет в отношении ФИО, <данные изъяты> рождения с 01.09.2016.

В удовлетворении исковых требований об обязании оплатить лист нетрудоспособности № 392312086897 отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>