ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13536/2023 от 17.08.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0006-01-2023-001537-34

Дело № 33-13536/2023 (2-2202/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 17.08.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Ершовой Т.Н., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Евстафьевой М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №136 о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов

по апелляционной жалобе ответчика на решение Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 22.05.2023.

Заслушав доклад судьи Ершовой Т.Н., объяснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Беловой К.С., представителя ответчика Шершневой Л.Г., судебная коллегия

установила:

30.03.2023 прокурор Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №136 (далее – МАОУ СОШ №136) с иском, в котором просил возложить на МАОУ СОШ №136 обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга совместно с представителями Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», депутатом Екатеринбургской городской думы проведена проверка доступности объекта социальной инфраструктуры – МАОУ СОШ №136 для людей с ограниченными способностями.

В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в связи с допущением которых не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - МАОУ СОШ №136:

- в нарушение требований п.5.2.1 СП 59.13330.2020 в МАОУ СОШ №136 отсутствует место для стоянки автомобиля инвалида на кресле-коляске;

- вход не земельный участок учреждения является недоступным для инвалидов и маломобильных групп населения, не предусмотрены альтернативные пути движения маломобильных групп населения протяженностью между объектами притяжения не более 300 м. и с доступными для этих лиц условиями движения, в нарушение п. 5.1.3 СП 59.13330.2020;

- вход на земельный участок учреждения не оборудован доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте в нарушение п. 5.1.1 СП 59.133330.2020;

- устройство вызова помощи (кнопка) отсутствует в нарушение требования п. 7.2.2 ГОСТ Р 51671-2020;

- не обеспечена система средств информационной поддержки и навигации на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на часы работы учреждения в нарушение п.5.1.3 СП59.13330.2020;

- на лестнице отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели в нарушение п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 и п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018;

- размещена одиночная ступень (высота 16,0см.) в нарушение п. 5.1.19 СП 59.13330.2020;

- ступени имеют различия по высоте (от 8,0 до 24,0 см) и по ширине проступей (от 47,0 до 50,0) в нарушение п. 5.1.12 СП 59.13330.2020;

- на проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени в нарушение п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;

- отсутствует пандус (подъемная платформа, лифт) в нарушение п.п. 5.1.14, 6.1.2 СП 59.13330.2020;

- при входе технические средства визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации либо отсутствуют, либо размещены в нарушение п.п. 6.2.1.3, 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020 и п. 4.3.7.3 ГОСТ Р 52131-2019;

- ширина рабочей створки двери главного входа составляет 66,0 см., ширина рабочей створки двери тамбура – 65,0 см., высота порога двери главного входа – 0,085 м. и высота порога двери тамбура 0,02 м., доводчики не отрегулированы, что противоречит п. п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2020;

- устройство вызова помощи (кнопка вызова персонала) установлена с нарушениями п.п. 7.2.2.1 – 7.2.2.7 ГОСТ Р 51671-2020;

- не обеспечен допуск в зону оказания услуг собаки-проводника в нарушение п.7 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- отсутствует комплексная система средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальная информация, а также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в нарушение п.п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020;

- не выделены места отдыха и ожидания для инвалидов и других маломобильных групп населения в нарушение п. 6.2.5 СП 59.13330.2020;

- отсутствует санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других маломобильных групп населения в нарушение п.п. 6.3.1 – 6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020;

- план мероприятий («Дорожная карта» от 30.08.2016 со сроком реализации 2016-2020 годы не имеет периода проведения работ по каждому этапу и контрольных сроков выполнения;

- в перечне мер от 2018 года не определены периоды проведения работ по этапам адаптации, их сроки, пункты из перечня мер по обеспечению доступности инвалидов на объект на момент проверки не реализованы.

Прокурор Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц,

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Екатеринбурга, Департамент образования Администрации г. Екатеринбург.

Представитель ответчика МАОУ СОШ №136 Шершнева Л.Г. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что нарушения действительно имеются, но из представления прокурора не представляется возможным установить конкретные места нарушений. Устно она обращалась за разъяснением к помощнику прокурора, однако она сказала готовить письменный ответ. Ответ на представление дан в установленный срок. Повторная проверка исполнения выявленных нарушений не проведена прокурором. Часть нарушений устранена, часть нарушений требует значительных вложений денежных сумм, которые не выделены Департаментом образования, часть не представляется возможным устранить ввиду технических особенностей и возраста здания, которое построено в 1964 году. Кроме того, просила принять во внимание, что среди обучающихся, законных представителей и учителей нет лиц, нуждающихся в указанных прокурором мерах. Школа обращалась за выделением денежных средств в Департамент образования, однако бюджет сформирован, в связи с чем выделить денежные средства не представилось возможным. Выразила готовность исправить допущенные нарушения при условии выделения денежных средств.

Представитель третьих лиц Администрации г.Екатеринбурга, Департамента образования Сазонова М.О. в судебном заседании полагала, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку основной деятельностью учреждения является образовательная деятельность. В контингенте обучающихся нет лиц, требующих указанных прокурором мер. Школа ведет работу по устранению нарушений однако располагает ограниченными денежными средствами, при распределении которых руководствуется принципами эффективности и разумности.

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 22.05.2023 иск прокурора удовлетворен.

На Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №136 возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации:

- обозначить место для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске;

- обеспечить доступный вход на земельный участок учреждения для инвалидов и маломобильных групп населения, предусмотреть альтернативные пути движения маломобильных групп населения протяженностью между объектами притяжения не более 300 м. и с доступными для этих лиц условиями движения;

- оборудовать вход на земельный участок учреждения доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте;

- установить устройство для вызова помощи (кнопку);

- обеспечить системой средств информационной поддержки и навигации на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на часы работы учреждения;

- установить тактильно-контрастные наземные указатели на лестнице;

- устранить одиночную ступень (высота 16,0 см.);

- привести ступени к одной высоте и ширине проступей;

- нанести на проступи краевых ступеней лестничных маршей противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени;

- установить пандус (подъемная платформа, лифт);

- разместить при входе технические средства визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации;

- отрегулировать ширину рабочей створки двери главного входа, отрегулировать доводчики;

- установить устройство вызова помощи (кнопка вызова персонала);

- обеспечить допуск в зону оказания услуг собаки-проводника;

- установить комплексную информацию о пути и направлении движения со схемой расположения и функциональным назначением помещений, установить мнемосхему;

- установить комплексную систему средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальной информации, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, рельефно- точечного шрифта Брайля;

- выделить места отдыха и ожидания для инвалидов и других маломобильных групп населения;

- выделить санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других маломобильных групп населения;

- установить период проведения работ по каждому этапу и контрольных сроков выполнения плана мероприятий от 30.08.2016 со сроком реализации 2016-2020 годы;

- в перечне мер от 2018 года определить периоды проведения работ по этапам адаптации, их сроки. Реализовать пункты из перечня мер по обеспечению доступности инвалидов на объект.

Ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в иске. Полагает, что поскольку здание школы введено в эксплуатацию в 1964 году, имеет износ более 70% не подлежат применению положения Технического регламента безопасности зданий и сооружений, поскольку указанные положения применяются только к вновь возводимым зданиям и сооружениям либо до реконструкции или капитального ремонта здания. Здание школы подлежит капитальному ремонту, на который требуется значительные бюджетные ассигнования, которыми школа не располагает. При установлении срока исполнения возложенных обязанностей судом первой инстанции не учтено, что указанный объем мероприятий не возможно осуществить в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, указанный срок не является разумным с учетом с учетом выделения денежные средств, разработки проектно-сметной документации и срока осуществления работ. Также указывает на то, что судом при вынесении решения не учтено, что часть мероприятий школой выполнены, а именно школой актуализирован паспорт доступности. В школе имеется работник, за которым закреплены обязанности сопровождения инвалида по территории школы, табличка о режиме работы, которая дублируется шрифтом Брайля, кнопка вызова персонала. Дополнительно указано, что среди работников школы, обучающихся, родителей отсутствуют инвалиды, которым необходимо создать дополнительные условия. Кроме того, ответчиком до подачи иска при входе размещены технические средства визуальной ориентирующей информации, выделены места отдыха и ожидания для инвалидов, обеспечен доступ в зону оказания услуг собаки-проводника, установлена кнопка для вызова помощи, однако при вынесении решения указанные обстоятельства не были учтены судом.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца прокурор Белова К.С. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика Шершнева Л.Г. доводы жалобы подержала в полном объеме.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились остальные лица, участвующие в деле. Как следует из материалов дела, участники процесса извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают условия доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 №815 утверждены перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно СП 59.13330.2020 установлено:

- на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, определять расчетом, при числе мест от общего числа:

- до 100 включительно 5%, но не менее одного места;

- от 101 до 200 включительно 5 мест и дополнительно 3% числа мест свыше 100;

- от 201 до 500 включительно 8 мест и дополнительно 2% числа мест свыше 200;

- 501 и более 14 мест и дополнительно 1% числа мест свыше 500 (п.5.2.1);

- в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.

Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на часы работы организации (учреждения или предприятия).

В сложившейся застройке, при сложном рельефе (в местах с пересеченной или горной местностью и пр.), когда невозможно передвижение маломобильных групп населения по проектируемым путям пешеходного движения, следует предусматривать альтернативные пути движения маломобильных групп населения протяженностью между объектами притяжения не более 300 м и с доступными для этих лиц условиями движения (п. 5.1.3);

- минимальный размер земельного участка здания или сооружения должен включать в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных со зданием подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других маломобильных групп населения.

Вход на земельный участок проектируемого или приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте (п. 5.1.1);

- в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.

Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на часы работы организации (учреждения или предприятия).

В сложившейся застройке, при сложном рельефе (в местах с пересеченной или горной местностью и пр.), когда невозможно передвижение маломобильных групп населения по проектируемым путям пешеходного движения, следует предусматривать альтернативные пути движения маломобильных групп населения протяженностью между объектами притяжения не более 300 м и с доступными для этих лиц условиями движения (п.5.1.3);

- информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.

Взамен тактильных контрастных указателей для обозначения стволов деревьев, расположенных на прохожей части пешеходного пути, допускается применять приствольные решетки с учетом требований к ячейкам по 5.1.18 – (п. 5.1.10);

- в габаритах прохожей части пешеходных путей следует исключать: применение аппарелей; размещение одиночных ступеней (одна или две), за исключением сборных конструкций бортов (бордюров) на примыкании пешеходных путей и проезжей части в установленных случаях (п. 5.1.19);

- ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 20‰.

Не следует применять на путях движения маломобильных групп населения ступени без подступенков.

В марше лестниц, расположенных на продолжении тротуара или пешеходной дорожки, должно быть 3 - 12 ступеней, между маршами должна предусматриваться горизонтальная площадка.

Примечание - В стесненных условиях допускается в маршах внешних лестниц увеличивать число ступеней до 15 с учетом 5.1.7, 5.1.10 и 5.1.14.

Параметры лестниц следует принимать:

- свес проступей <*> - до 0,015 м в поперечном профиле;

- радиус закругления проступей - не более 0,025 м;

- продольный уклон ступеней - не более 10‰;

- поперечный уклон ступеней - не более 20‰ ;

- коэффициент сцепления на поверхности проступи - не менее 0,45 – (п. 5.1.12);

- при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.

В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330.

Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней - 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м).

На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.

Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминесцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.

При расчетной ширине марша лестницы 4,0 м и более следует предусматривать дополнительно центральные двусторонние разделительные поручни.

В размерах ограждений и поручней (высоты, длины завершающих их горизонтальных частей) допускается отклонение в пределах +/- 0,03 м.

Примечание - В пределах одного марша лестницы ступени, различающиеся по высоте и ширине, не допускаются.

Применение ступеней, выполненных из прозрачных и полированных материалов, не допускается (п. 6.2.8);

- у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать:

- пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;

- платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот до 3,0 м <*>;

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 31.05.2022 N 434/пр)

- лифты при перепаде высот от 3,0 м и более (п. 5.1.14);

- в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.

Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 - 5.1.16.

При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более 100‰ (п. 6.1.2);

- дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках во вновь проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. При реконструкции в случае, если дверные проемы находятся в несущих конструкциях, допускается уменьшать ширину дверного проема в свету до 0,8 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки должна быть 0,9 м. Следует применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.

Входные и противопожарные двери должны быть оборудованы доводчиками по ГОСТ Р 56177. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм.

Применение инерционных качающихся дверей без обратной отмашки для доступных входов допускается в местах с большой пропускной способностью (метро, вокзальные комплексы, транспортно-пересадочные узлы, выставки и пр.).

Примечание - В случае использования входной двери для эвакуации из здания, помещения более 15 людей, относящихся к маломобильным группам населения групп мобильности М2 - М4, ширину входной двери следует принимать в соответствии с 6.2.21. Ширину дверного проема измеряют при открывании двери на 90° (п. п. 6.1.5);

- ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса в стене открытого и дверного проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м. (п. 6.2.4);

- в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.

Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на часы работы организации (учреждения или предприятия).

В сложившейся застройке, при сложном рельефе (в местах с пересеченной или горной местностью и пр.), когда невозможно передвижение маломобильных групп населения по проектируемым путям пешеходного движения, следует предусматривать альтернативные пути движения маломобильных групп населения протяженностью между объектами притяжения не более 300 м и с доступными для этих лиц условиями движения (п. 5.1.3);

- знаком доступности для маломобильных групп населения должны обозначаться:

- стоянки (парковки) транспортных средств;

- зоны предоставления услуг;

- входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках;

- входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения;

- доступные санитарно-бытовые помещения для инвалидов на креслах-колясках;

- доступные гардеробы, примерочные, раздевальные;

- доступные лифты и другие подъемные устройства, доступные для инвалидов на креслах-колясках;

- доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках;

- специальные зоны отдыха и ожидания для инвалидов на креслах-колясках;

- зоны посадки/высадки инвалидов на креслах-колясках (на платформах, перронах и т.п.);

- пути движения к местам общего сбора маломобильных групп населения в случае экстренных ситуаций;

- места общего сбора маломобильных групп населения и доступное место в них для сбора инвалидов на креслах-колясках.

В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах-колясках элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т.п.), устанавливаются, при необходимости, указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.

Помещения и места обслуживания, оборудованные стационарной системой обеспечения разборчивости звуковой информации, а также технические средства связи обозначаются по ГОСТ Р 52131-2019.

Проходы, оборудованные рамками металлоискателя, маркируются знаками, предупреждающими людей со стимуляторами сердечной деятельности о запрете движения и информационным указателем о пути следования к ближайшему доступному для данной категории посетителей проходу (п., 6.5.1);

- визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию распознавания на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м до уровня пола.

При размещении элементов визуальной информации над путями движения маломобильных групп населения следует обеспечить высоту свободного пространства от поверхности пути движения до нижнего края навесного элемента визуальной информации не менее 2,2 м.

Уровень освещенности для отображения визуальной информации должен обеспечивать от 100 до 300 лк. (п.6.5.4);

- информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;

- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);

- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах (п.6.5.9);

- на каждом этаже, где ожидаются посетители, следует предусматривать зоны отдыха на два-три места, в том числе для инвалидов на креслах-колясках. При большой длине этажа зоны отдыха следует предусматривать через 25 - 30 м. (п. 6.2.5);

- во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Уборные для маломобильных групп населения размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для маломобильных групп населения здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной. Универсальная кабина уборной может также проектироваться как семейная (для родителей с детьми). В дополнение к универсальным кабинам уборных предусматривают доступные кабины в блоках туалетов из расчета 5% общего числа кабин. При числе кабин в блоке женских или мужских туалетов менее 4 допускается доступную кабину не предусматривать при наличии в здании универсальной кабины.

Вместо одной из универсальных кабин в таких зданиях, как вокзалы, поликлиники с кабинетом УЗИ, торгово-развлекательные центры и пр., следует предусматривать универсальную кабину с зоной для переодевания габаритами (в соответствии с таблицей 6.1), оборудованной стационарной или откидной скамьей, позволяющей инвалиду переодеться в положении лежа, а также столиком для пеленания.

Число кабин для инвалидов в составе уборных для сотрудников организаций и предприятий определяется заданием на проектирование.

Универсальные кабины уборных следует предусматривать на расстоянии не более 40 м от основной зоны оказания услуг на объекте или расположения рабочих мест инвалидов.

В зданиях дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы вариативных форм образования (проведение совместных занятий детей с родителями, центры игровой помощи, служба ранней помощи и пр.), следует в составе блока туалетных кабин предусматривать доступную кабину, оборудованную детским унитазом.

В дошкольных образовательных организациях следует предусматривать специально оборудованные доступные кабины для детей-инвалидов.

Кабины в санитарно-бытовых помещениях должны иметь размеры в плане в соответствии с таблицей 6.1. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.

В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по 6.3.5.

В санитарно-бытовых помещениях, доступных для инвалидов, следует применять имеющие опору для спины унитазы: высотой - 0,45 - 0,5 м (от уровня пола до поверхности сиденья), длиной - 0,7 м. Один из писсуаров следует располагать на высоте от пола не более 0,4 м. Требования к установке раковины (высоту до верхнего края и свободное пространство для ног) - по 8.1.7 (п.п. 6.3.1 – 6.3.3);

- в доступных кабинах (душевых, ванных) у раковин для инвалидов в общих умывальных и универсальных кабинах уборных следует применять водопроводные краны с рычажной рукояткой и термостатом, а при возможности - с автоматическими и сенсорными кранами бесконтактного типа. Применение кранов с раздельным управлением горячей и холодной водой не допускается.

Следует применять унитазы и писсуары с автоматическим сливом воды или с ручным кнопочным управлением. Допускается применение унитазов и раковин умывальников с механизмом электрического или гидравлического вертикального перемещения.

В дверях доступных и универсальных кабин следует предусматривать запирающее устройство с открыванием снаружи в экстренных случаях для оказания помощи и знаком индикации "занято/свободно" (п. 6.3.9).

В силу п. п. 6.2.1.3, 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020 технические средства визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации, предназначенной для рассмотрения с близкого расстояния, размещаются на высоте не менее 1,4 и не более 1,7 м от уровня пола или поверхности пешеходного пути. Средства визуальной информации, на которых размещен РЛШ и/или РТШ, рекомендуется размещать таким образом, чтобы верхний и нижний края информации для тактильного восприятия были расположены на высоте от 1,4 до 1,6 м от уровня пола или поверхности пешеходного пути.

Визуальная информация для идентификации помещений в зданиях должна быть расположена на стене со стороны ручки двери на высоте от 1,4 до 1,6 м и на расстоянии 0,3 м от центра информационного блока таблички до края дверного проема. Расположение надписей и знаков должно позволять инвалиду по зрению приближаться к ним на расстояние до 0,08 м, чему не должны мешать выступающие конструктивные и декоративные элементы стен, предметы мебели или распахивающаяся дверь.

Согласно п. 7.2.2.1 ГОСТ Р 51671-2020 устройства вызова помощи или средства связи с персоналом на объекте следует устанавливать в местах, где инвалиду требуется оказание помощи в передвижении или получении необходимой информации.

В силу п.п. 7.2.2.1 – 7.2.2.7 ГОСТ Р 51671-2020 устройства вызова помощи или средства связи с персоналом на объекте следует устанавливать в местах, где инвалиду требуется оказание помощи в передвижении или получении необходимой информации.

Тактильно-визуальные схемы могут быть оборудованы встроенным в тактильное поле устройством вызова помощи с обозначением его назначения РТШ.

Кнопки устройства вызова помощи должны быть расположены на высоте от 1,0 до 1,2 м от уровня доступной для инвалида поверхности передвижения (например, тротуара или входной площадки) на расстоянии не менее 0,6 м от внутреннего угла и за пределами радиуса открывания двери. При наличии в вызывном устройстве видеокамеры она должна находиться не выше, чем 1,4 м над уровнем тротуара (входной площадки).

Размер кнопок и устройств управления должен быть не менее площади вписанной в него окружности диаметром 50 мм. У пружинно-нажимной кнопки всю поверхность следует выполнять рабочей и выступающей над поверхностью корпуса не менее чем на 2 мм. Срабатывание такой кнопки при нажатии должно происходить до момента погружения ее рабочей поверхности в корпус.

Рабочую поверхность сенсорной кнопки допускается выполнять в плоскости поверхности ее корпуса. Срабатывание сенсорной кнопки должно сопровождаться звуковым сигналом.

Кнопки вызова должны давать визуальную и звуковую индикации их срабатывания:

- срабатывание кнопки должно подтверждаться пользователю разовым звуковым сигналом продолжительностью от 1 до 2 с и световым сигналом контрастного по отношению к фону цвета при соотношении уровня яркости между ними не менее 30%;

- световой сигнал выполняется на кнопке или в одной плоскости с ней на расстоянии не более 100 мм.

Тактильно-визуальный знак обозначения кнопки вызова персонала для оказания ситуационной помощи по ГОСТ Р 52131-2019, должен размещаться над кнопкой вызова. Высота расположения верхнего края таких указателей должна быть 1,3 м от уровня поверхности. При наличии тактильно-визуальной информационной таблички и/или знака доступности объекта данный знак устанавливается под ними

.

Средства вызова помощи должны быть доступны для инвалидов с нарушением слуха. В случае отсутствия речевых навыков им должна быть предоставлена возможность передать неречевой звуковой сигнал (например, нажать кнопку с соответствующей надписью для создания автоматического сообщения или применить дополнительно видеосвязь).

В соответствии с п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Судом установлено, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга совместно с представителями Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», депутатом Екатеринбургской городской думы проведена проверка доступности объекта социальной инфраструктуры – МАОУ СОШ №136 для людей с ограниченными способностями.

В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в связи с допущением которых не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - МАОУ СОШ №136:

- в нарушение требований п.5.2.1 СП 59.13330.2020 в МАОУ СОШ №136 отсутствует место для стоянки автомобиля инвалида на кресле-коляске;

- вход не земельный участок учреждения является недоступным для инвалидов и маломобильных групп населения, не предусмотрены альтернативные пути движения маломобильных групп населения протяженностью между объектами притяжения не более 300 м. и с доступными для этих лиц условиями движения, в нарушение п. 5.1.3 СП 59.13330.2020;

- вход на земельный участок учреждения не оборудован доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте в нарушение п. 5.1.1 СП 59.133330.2020;

- устройство вызова помощи (кнопка) отсутствует в нарушение требования п. 7.2.2 ГОСТ Р 51671-2020;

- не обеспечена система средств информационной поддержки и навигации на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на часы работы учреждения в нарушение п.5.1.3 СП59.13330.2020;

- на лестнице отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели в нарушение п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 и п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018;

- размещена одиночная ступень (высота 16,0см.) в нарушение п. 5.1.19 СП 59.13330.2020;

- ступени имеют различия по высоте (от 8,0 до 24,0 см) и по ширине проступей (от 47,0 до 50,0) в нарушение п. 5.1.12 СП 59.13330.2020;

- на проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени в нарушение п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;

- отсутствует пандус (подъемная платформа, лифт) в нарушение п.п. 5.1.14, 6.1.2 СП 59.13330.2020;

- при входе технические средства визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации либо отсутствуют, либо размещены в нарушение п.п. 6.2.1.3, 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020 и п. 4.3.7.3 ГОСТ Р 52131-2019;

- ширина рабочей створки двери главного входа составляет 66,0 см., ширина рабочей створки двери тамбура – 65,0 см., высота порога двери главного входа – 0,085 м. и высота порога двери тамбура 0,02 м., доводчики не отрегулированы, что противоречит п. п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2020;

- устройство вызова помощи (кнопка вызова персонала) установлена с нарушениями п.п. 7.2.2.1 – 7.2.2.7 ГОСТ Р 51671-2020;

- не обеспечен допуск в зону оказания услуг собаки-проводника в нарушение п.7 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- отсутствует комплексная система средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальная информация, а также информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в нарушение п.п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020;

- не выделены места отдыха и ожидания для инвалидов и других маломобильных групп населения в нарушение п. 6.2.5 СП 59.13330.2020;

- отсутствует санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других маломобильных групп населения в нарушение п.п. 6.3.1 – 6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020;

- план мероприятий («Дорожная карта» от 30.08.2016 со сроком реализации 2016-2020 годы не имеет периода проведения работ по каждому этапу и контрольных сроков выполнения;

- в перечне мер от 2018 года не определены периоды проведения работ по этапам адаптации, их сроки, пункты из перечня мер по обеспечению доступности инвалидов на объект на момент проверки не реализованы.

О выявленных нарушениях составлен акт от 27.04.2022 с участием эксперта в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения (л.д. 7-10).

23.06.2022 заместителем прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга внесено представление директору МАОУ СОШ №136 об устранении нарушений требований федерального законодательства.

22.07.2022 МАОУ СОШ №136 предоставлен ответ на указанное представление, к которому приложена лишь копия о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Установив указанные обстоятельства, разрешая данный спор, суд пришёл к убеждению о необходимости применения положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ГОСТ Р 51671-2020, ГОСТ Р 52131-2019, ГОСТ Р 52875-2018 и СП 59.133330.2020 и обязанности ответчика по обеспечению доступа в здание маломобильной группы населения, которая вытекает из деятельности образовательного учреждения, поскольку школа является объектом социальной инфраструктуры, которая должна осуществлять свою деятельность с соблюдением норм законодательства, в том числе законодательства о защите прав инвалидов, соответственно, ответчик обязан обеспечить выполнение выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях средств, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Указанная правовая позиция изложена Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 13 мая 2010 года N 689-О-О.

Поскольку МАОУ СОШ №136 не оборудовано специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, что не соответствует требованиям ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", суд обоснованно признал подлежащим устранению указанное нарушение.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными.

Как следует из материалов дела, здание МАОУ СОШ №136, расположенное по адресу: г. Екатеринбург пр. Космонавтов, 54а принадлежит на праве оперативного управления МАОУ СОШ №136.

МАОУ СОШ №136 владеет и распоряжается зданием школы, относящимся к объектам социальной инфраструктуры, на праве оперативного управления.

Согласно п. 2.1 Устава МАОУ СОШ №136 целью деятельности школы является формирование общей культуры личности обучающихся на основе ФГОС, создание основы формирования технической культуры, развития интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социально-адаптационной, творческой личности гражданина Российской Федерации.

Таким образом, МАОУ СОШ №136 относится к субъектам, на которых законодателем возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в целях реализации права на получение общеобразовательных услуг, что соответствует целям и задачам деятельности МАОУ СОШ №136, определенным Уставом учреждения.

При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности требований прокурора, предъявленных к ответчику, является правильным.

Выводы суда в решении мотивированы, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на согласованный паспорт доступности в 2014 году, несостоятельна. Наличие указанного паспорта доступности не отменяет предусмотренную федеральным законодательством обязанность ответчика в установленный в судебном решении срок обеспечить доступ инвалидам к объектам социальной инфраструктуры.

Судом обоснованно указано на то, что паспорт доступности объекта от 15.05.2023 также является доказательством отсутствия выявленных прокуратурой нарушений, поскольку содержит сведения об условной доступности и недоступности объекта.

Довод апелляционной жалобы об отсутствие достаточного финансирования на проведение требуемых работ, подлежит отклонению, поскольку отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства о социальной защите инвалидов, так как установленные законом требования направлены на обеспечение доступности людей с ограниченными возможностями на объекты социальной инфраструктуры.

Возложение на ответчика такой обязанности не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность образовательного учреждения, поскольку оспариваемым решением возложена обязанность, исполнение которой ответчиком предусмотрено действующим законодательством.

Доводы жалобы ответчика о том, что при вынесении судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что часть нарушений были устранены ответчиком, отклоняется судебной коллегией, поскольку доказательств с достоверностью подтверждающих устранение выявленных нарушений ответчиком при рассмотрении дела суду представлено не было.

В ходе судебного заседания судебной коллегии ответчик не отрицал, что часть нарушений действительно были устранены после вынесения судом первой инстанции решения.

Таким образом, оценка фактического устранения выявленных нарушений, согласно действующим сводам правил и ГОСТ, при указанных обстоятельствах возможна при предоставлении ответчиком акта проверки с привлечением соответствующих специалистов, в полномочия которых входит оценка соответствия выполненных работ действующим правилам и нормам, с фиксацией измерений и выводов об устранении нарушений условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание школы.

Представленные в материалы дела ответчиком фотографии не могут быть признаны допустимым доказательством, подтверждающим устранение выявленных нарушений, поскольку не содержат сведений о замерах.

Также не могут быть приняты во внимание доводы ответчика год постройки здания школы и его износ, поскольку указанное не влияет на соблюдение ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что недостаточность срока, установленного судом для выполнения решения, ничем не обоснована, не ставит под сомнение установленный судом срок для исполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей.

Решая вопрос об установлении срока исполнения требований для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком доказательств необходимости установления более длительного срока не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу о разумности и достаточности запрошенного прокурором срока.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что определенный срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным с учетом объемов необходимой работы, социальной значимости выявленных нарушений.

Вопреки доводам ответчика о неразумности срока, в течение которого прокурор просит выполнить заявленные им мероприятия, судебная коллегия отмечает, что о необходимости исполнения требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ответчик мог знать значительно раньше, чем с настоящим иском в суд обратился прокурор, что свидетельствует о том, что у ответчиков имелась реальная возможность и достаточный срок для того, чтобы приступить к выполнению требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в отношении указанного в обжалуемом решении суда объекта.

Вопросы порядка и способа исполнения решения суда, а также сроки его исполнения могут быть разрешены с использованием иных правовых механизмов, урегулированных гражданским процессуальным законом. Так, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом судебная коллегия отмечает, что изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В целом доводы жалобы сводятся к несогласию стороны ответчика с выводами судов, изложенными в обжалуемом судебном акте, и направлены на иную оценку доказательств по делу.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется, поскольку обжалуемое решение постановлено с соблюдением положений статей 2, 5, 8, 10, 12, 56, 59, 60, 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 1 - 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 22.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика– без удовлетворения.

Председательствующий О.Г. Колесникова

Судьи Т.Е. Ершова

С.В. Сорокина