ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13556 от 04.12.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Смирнова М.А.

Дело № 33 – 13556

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Пьянкова Д.А., судей Фомина В.И. и Симоновой Т.В., при секретаре Араслановой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 04 декабря 2017 г. дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 18 сентября 2017 года, которым постановлено:

«В иске ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 к муниципальному унитарному предприятию «Кунгурстройзаказчик» о признании неправомерными действий муниципального унитарного предприятия «Кунгурстройзаказчик » в части начисления за водоотведение (вывоз жидких бытовых отходов) в многоквартирные дома, расположенные по адресу: ****, как не соответствующим требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011, за период с 2015 года по июнь 2017 года, возложении обязанности по перерасчету начислений за водоотведение (вывоз жидких бытовых отходов) в многоквартирные дома, расположенные по адресу: ****, за период с 2015 года по июнь 2017 года для всех истцов; взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказать.»

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Карасева Т..И., ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 обратились в суд с иском к МУП «Кунгурстройзаказчик», просят признать неправомерными действия ответчика в части начисления за водоотведение (вывоз ЖБО) в многоквартирные дома по ул. ****, как не соответствующие требованиям федерального законодательства (Правилам № 354) с 2015 года по июнь 2017 года; обязать ответчика произвести перерасчет начислений за водоотведение (вывоз ЖБО) в многоквартирные дома по ул. **** с 2015 года по июнь 2017 года для всех истцов; взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере по 10000 рублей, штраф в размере по 5000 рублей, судебные расходы в размере 5000 рублей.

В обоснование исковых требований указали, что истцы с 2015 года получают квитанции для оплаты за водоотведение (вывоз ЖБО) с начислением, не соответствующим требованиям законодательства. Обращения в управляющую организацию осуществлялись неоднократно, мер к устранению допущенных нарушений ответчик не принимает, производить перерасчет отказывается. Согласно п. 13 Правил № 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному акту. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставляемой ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды. Исходя из состава общего имущества, управляемые ответчиком жилые многоквартирные дома не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета сточных бытовых вод. Выгребные ямы не входят в состав общего имущества МКД, обслуживают более чем один МКД, следовательно, в силу Правил № 491, ст. 36 ЖК РФ, ст. 244 и 289 ГК РФ не могут быть включены в состав общего имущества. Ссылки ответчика на то, что выгребные ямы находятся в зоне земельных участков МКД, не состоятельны, т.к. согласно п. 8 Правил содержания общего имущества предусматривает, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены МКД. Границы земельного участка определяют границу ведомственной информационной системы только в отношении жилого дома (домовладения). Границы эксплуатационной ответственности МКД определяют согласно п. 8 Правил № 491. Выгребные ямы являются безхозяйным имуществом.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО12, представитель истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, Карасевой Т..И., ФИО11, ФИО13, ФИО14, ФИО15 на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель ответчика МУП «Кунгурстройзаказчик» иск не признала.

Представитель третьего лица КГМУП «Водоканал» с иском не согласилась.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истцы просят об отмене решения суда, удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на положения ст.ст.1, 11 ГПК РФ полагает, что суд неверно оценил обстоятельства дела, неправильно применил нормы материального права. Указывает на то, что выгребные ямы не включены в состав общего имущества многоквартирных домов. Ссылаясь на п.1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2011. №491 отмечает, что собственники помещений дома не давали согласие на вынесение точки поставки ресурса водоотведения за пределы стены многоквартирного дома. В многоквартирных домах по ул.**** отсутствует центральное водоотведение. Выгребные ямы были построены в целях обслуживания нескольких многоквартирных домов и не могут быть отнесены к общему имуществу многоквартирного дома в силу положений ст.135 ГК РФ, п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2011. №491 и являются муниципальной собственностью. Ссылаясь на положения п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.130 ГК РФ, п.9, ст.2, п.5 ст.8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» полагают, что указанные выгребные ямы и системы трубопроводов являются бесхозяйным имуществом, которое подлежит принятию в муниципальную собственность.

В возражении на апелляционную жалобу представитель МУП «Кунгурстройзаказчик» полагает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам истцов. Указывает на то, что оказываемая истцам услуга не является услугой по водоотведению, ввиду того, что дома не подключены к централизованным сетям водоотведения. Услуга по вывозу жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой, в связи с чем доводы истцов о необходимости перерасчета платы с учетом объема сточных вод являются необоснованными.

Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.

В соответствии с п. 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491 санитарно-техническое оборудование и иное оборудование, находящееся на инженерных сетях системы холодного и горячего водоснабжения входит в состав общего имущества.

Понятие жидких бытовых отходов дано в п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. №155, которыми признаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие).

Часть 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункты 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), часть 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определяют общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно которым к такому имуществу относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е"); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж").

Абзацем 2 пункта 5 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491, закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п., предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7.1, 3.7.8, 3.7.1 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170.

Так, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, истцы являются собственниками жилых помещений: ФИО15 - квартира по адресу: ****; ФИО14 – 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: ****; ФИО12, ФИО13 - совместная собственность в квартире по адресу: ****; ФИО10 – 1/2 праве на квартиру по адресу: ****; ФИО9 - квартира по адресу: ****; ФИО4 - квартира по адресу: ****; ФИО2, ФИО3 - совместная собственность в квартире по адресу: ****; ФИО6 - квартира по адресу: ****; ФИО1 - квартира по адресу: ****; ФИО8, ФИО7 - по 1/4 доли в праве собственности на квартиру: ****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

ФИО11 является нанимателем жилого помещения по адресу: ****, что подтверждается договором социального найма от 01 ноября 2008г. ФИО5 является пользователем жилого помещения по адресу: ****, право собственности на жилое помещение прекращено с 01 июня 2012 года.

В технических паспортах на многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: ****, д..**, **, **, **, **, **, **, **, информация об инженерных сетях жилых домов различна, в части жилых домов указано, что водопровод и канализация есть, в других отсутствует, МКД **** - имеет местный канализационный отстойник. Согласно информации Управления Росреестра по Пермскому краю, топографических съемок земельных участков, кадастровой карты под многоквартирными домами № **, **, **, ** сформированы отдельные земельные участки, под чамногоквартирными домами № **, **, **, ** сформирован общий земельный участок, земельные участки поставлены на кадастровый учет.

Септик (выгребная яма) по сбору жидких бытовых отходов, поступающих по инженерным сетям от многоквартирных домов № **, **, **, **, ** расположен на территории земельного участка, сформированного под МКД №**, **, **, **. Септики (выгребные ямы) по сбору жидких бытовых отходов, поступающих по инженерным сетям от многоквартирных домов № **, **, **, расположены вне границ земельных участков, сформированных под данными МКД.

Согласно актов от 01 июля 2015г. многоквартирные дома по адресу: **** имеют одну общую выгребную яму сточных вод (жидких бытовых отходов; многоквартирные дома по адресу: **** имеют одну общую выгребную яму сточных вод (жидких бытовых отходов). Распределение объема вывоза сточных вод (ЖБО) производится пропорционально объему водопотребления по каждому лицевому счету (квартире). Многоквартирный дом по ул. **** имеет индивидуальный септик.

Согласно информации КГМУП «Водоканал» в многоквартирных домах, в которых проживают истцы ул. **** установлены общедомовые приборы учета, в жилых помещениях (квартирах) истцов установлены индивидуальные приборы учета.

Согласно схеме канализации ЖБО многоквартирных домов по ул. **** возле домов имеется подземная сеть канализационных трубопроводов и промежуточных колодцев с конечным накопителем для временного сбора сточных вод, которая не подключена к центральной канализации.

МУП «Кунгурстройзаказчик» является юридическим лицом, основным видом деятельности общества является деятельность по управлению многоквартирными домами.

Многоквартирные дома, расположенные по адресу: ****, в которых проживают истцы, находятся в управлении МУП «Кунгурстройзаказчик». Согласно протокола общего собрания собственников помещений в МКД по ул. **** от 01 февраля 2017г. в качестве управляющей организации выбрано МУП «Кунгурстройзаказчик». 06 марта 2017г. заключен договор управления многоквартирным домом, срок действия договора с 06 марта 2017г. по 06 марта 2018г.

Согласно протокола общего собрания собственников помещений в МКД по ул. **** от 25 ноября 2016г. в качестве управляющей организации выбрано МУП «Кунгурстройзаказчик». 09 декабря 2016г. заключен договор управления многоквартирным домом, срок действия договора с 08 декабря 2016г. по 08 декабря 2017г. Согласно протокола общего собрания собственников помещений в МКД по ул. **** от 26 октября 2016г. в качестве управляющей организации выбрано МУП «Кунгурстройзаказчик». 28 декабря 2016г. заключен договор управления многоквартирным домом, срок действия договора с 01 декабря 2016г. по 01 декабря 2017г.

До выбора способа управления управляющей организацией собственниками жилых помещений МКД по ул. **** в 2015 году было создано товарищество собственников жилья «****». Между ТСЖ «****» и МУП «Кунгурсстройзаказчик» заключен договор обслуживания многоквартирного дома от 01 мая 2015 года. ТСЖ «****» ликвидировано 24 марта 2016г.

Согласно протокола общего собрания собственников помещений в МКД по ул. **** от 01 мая 2015г. в качестве управляющей организации выбрано МУП «Кунгурстройзаказчик». 01 мая 2015г. заключен договор управления многоквартирным домом, срок действия договора с 01 мая 2015г. по 30 апреля 2016г., договор не расторгнут, пролонгирован сторонами на тот же срок, на июнь 2017 года договор действующий.

Согласно протокола общего собрания собственников помещений в МКД по ул. **** от 29 апреля 2015г. в качестве управляющей организации выбрано МУП «Кунгурстройзаказчик». 08 мая 2015г. заключен договор управления многоквартирным домом, срок действия договора с 01 мая 2015г. по 01 мая 2016г., договор не расторгнут, пролонгирован сторонами на тот же срок, на июнь 2017 года договор действующий. До выбора способа управления управляющей организацией собственниками жилых помещений МКД по ул. **** создано товарищество собственников жилья «****+». С 13 декабря 2013 г. ТСЖ «****+» ликвидировано.

09 января 2017г. между МУП «Кунгурстройзаказчик» и КГМУП «Водоканал» заключен агентский договор № 09/14 от 09 января 2017г., по которому КГМУП «Водоканал» совершает от имени и за счет принципала действия по формированию платежных документов (счет-квитанций) на оплату услуг по содержанию жилого помещения (кроме коммунального ресурса, потребляемого на содержание общедомого имущества), печать и направление платежных документов потребителям принципала, обеспечение организации сбора (приема) платы за услуги по содержанию жилого помещения, перечислению денежных средств, поступивших от потребителей в оплату за содержание жилого помещения.

Отпуск (поставка) коммунального ресурса (питьевой воды) и оказывается КГМУП «Водоканал» абоненту МУП «Кунгурстройзаказчик» в спорный период на основании договоров № 866 от 18 сентября 2014г., № 866 от 09 января 2017г.

Договорами управления многоквартирными домами не определен объем (перечень) общего домового имущества, надлежащее содержание которого обеспечивается в рамках данных договоров МУП «Кунгурстройзаказчик».

01 июля 2015г. между МУП «Кунгурстройзаказчик» и КГМУП «Водоканал» заключен договор на услуги водоотведения (выгребной канализации) № 196, согласно которого исполнитель оказывает услуги по откачке, перевозке и очистке сточных вод (выгребной канализации) от объектов заказчика - жилых многоквартирных домов г. Кунгура согласно Приложения № 1, в том числе **** ежедневно, ул. **** 2 раза в неделю, **** по заявке.

09 января 2017г. между МУП «Кунгурстройзаказчик» и КГМУП «Водоканал» заключен договор на услуги водоотведения (выгребной канализации) № 196, исполнитель оказывает услуги по откачке, перевозке и очистке сточных вод (выгребной канализации) от объектов заказчика - жилых многоквартирных домов г. Кунгура согласно Приложения № 1, в том числе **** ежедневно, ул. **** 2 раза в неделю, **** по заявке.

Согласно квитанций объем услуг по выводу жидких бытовых отходов исчисляется КГМУП «Водоканал» исходя из кубических метров, квитанции на оплату выставляются потребителям ежемесячно.

Согласно счетов на оплату коммунальных услуг приказа МУП «Кунгурстройзаказчик» об утверждении стоимости услуги вывоза жидких бытовых отходов от 08 июля 2017г., постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 14 декабря 2016г., постановления администрации г. Кунгура «Об утверждении порядка предоставления субсидий из городского бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуги по вывозу жидких бытовых отходов» от 09 июля 2014г.. соглашения о предоставлении субсидий от 20 ноября 2014г. видно, что фактически жители перечисленных многоквартирных домов в спорный период оплачивали услугу по вывозу жидких бытовых отходов.

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст.36, 37, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, п.2, п.5, п.10, пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, и п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатацию жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что указанные дома имеют не соединенную с централизованной системой коммунальной канализации выгребную канализацию, из септиков которой отходы откачиваются специальной техникой и вывозятся КГМУП «Водоканал» на очистные сооружения предприятия, таким образом, истцам оказывается жилищная услуга по вывозу жидких бытовых отходов, а не услуга по водоотведению, в связи с чем оснований для перерасчета платы не имеется.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Из вышеуказанных положений закона следует, что эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Следовательно, оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов, в данном случае, выгребная яма (септик), относятся к общедомовому имуществу, а сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов не включена.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.

С учетом структуры платежей, определенных ст. ст. 153, 154 ЖК РФ вывоз жидких бытовых отходов является услугой по содержанию общего имущества.

Исходя из указанной статьи ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7).

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.

Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.

При этом в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).

Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с положениями ГК РФ.

Расчет платы за вывоз ЖБО должен производиться исходя из общей площади принадлежащего потребителю жилого помещения, на основании ст. 158 ЖК РФ, частью 1 которой установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Учитывая, что в спорный период, в соответствии с установленным органом местного самоуправления размером платы за вывоз ЖБО, начисления ответчиком платы за фактически оказываемые услуги, производились исходя из вывезенного объема жидких бытовых отходов из выгребной ямы пропорционально площади жилого помещения, что не противоречит требованиям действующего законодательства и вопреки доводам жалобы не свидетельствует о нарушении материальных прав истцов.

Требуя установление платы за услуги по вывозу жидких бытовых отходов, исходя из объема водопотребления, истцы приравнивают данную услугу к коммунальной услуге - отведению сточных вод, которое признается коммунальной услугой только при наличии системы центрального водоотведения, что в рассматриваемом случае отсутствует.

Доводы апелляционной жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.

Доводы жалобы о том, что указанные септики не являются общим имуществом многоквартирных домов основанием к отмене решения суда не являются, поскольку права на указанное имущество предметом спора не являлись, а кроме того само по себе данное обстоятельство не опровергает то, что данное имущество не является частью центральной сети водоотведения, в связи с чем отсутствуют установленные законом и подзаконными нормативными актами основания для начисления платы по водоотведению, поскольку такая услуга истцам не оказывается, а оказывается услуга по вывозу ЖБО.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 18 сентября 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: