ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13566/2015 от 11.08.2015 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

... № 33-13566/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 11 августа 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

в составе председательствующего: Сафина Ф.Ф.,

судей: Салихова Х.А., Якуповой Н.Н.,

при секретаре Г.С.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан К.Л.А. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:

Заявление Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) удовлетворить.

Признать отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от <дата><№> в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц незаконным.

Обязать Управление Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан

- осуществить государственную регистрацию изменений в части наименования лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности – Исполнительного директора Г.М.М.,

- включить Фонд «Промрегион» (некоммерческую организацию) в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация) обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан - о признании незаконным решения временно исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан Я.С.Д. от <дата><№> об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и возложении обязанности на Управление Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан осуществить государственную регистрацию изменений в части наименования лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности - исполнительного директора Г.М.М.

В обоснование заявления указано, что полномочия Управления Министерства юстиции РФ по РБ в части осуществления регистрационных действий определены ч. 2, 3 ст. 13.1. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» совершение действий по регистрации некоммерческих организаций отнесено к компетенции Министерства юстиции РФ.

Фондом «Промрегион» (некоммерческой организацией) <дата> подано соответствующее заявление с приложением надлежащих документов (заявление установленной формы, оригинал протокола Совета Фонда <№> от <дата>, приказа <№> от <дата>, устава Фонда «Промрегион», выписки из ЕГРЮЛ, протокол совета Фонда <№> от <дата>, копия листа записи ЕГРЮЛ от <дата>, копия свидетельства о постановке на налоговый учет (<№>).

Решением от <дата> (исх. <№>) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан (Управление) отказано Фонду «Промрегион» (некоммерческая организация) во внесении изменений в сведения о руководителе юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, с указанием на то, что ОГРН и ИНН не изменены, процедура реорганизации не проводилась, по организационно-правовой форме Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация) является негосударственным пенсионным фондом, в соответствии п. 4 ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - документы на регистрацию представлены в ненадлежащий орган, так как регистрационные действия в отношении Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) должен осуществлять Банк России на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В последующем заявитель заявление дополнил требованием о включении Фонда «Промрегион» (некоммерческую организацию) в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, а также в базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан К.Л.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что Фонд «Промрегион» с заявлением в Управление не обращался, соответственно Управлением ранее решение об отказе ему во внесении в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» Управления не принималось. В связи с чем, решение суда о возложении обязанности на Управление включить фонд «Промрегион» в указанные реестр и базу является незаконным. Судом сделан необоснованный вывод о том, что законодательством не предусмотрено создание некоммерческой организации в организационно-правовой форме негосударственный пенсионный фонд (НПФ). «Промрегион» был создан как негосударственный пенсионный фонд и ему был присвоен ОГРН <№>. Вывод суда о том, что внесение изменений в устав НПФ «Промрегион» произведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» обусловлен неверным применением норм материального права, поскольку в момент признания законным отзыва лицензии НПФ «Промрегион» <дата> п. 20 ст. 7.2 закона был исключен. Поэтому решение либо о банкротстве НПФ «Промрегион», либо о его ликвидации правомочна временная администрация фонда, назначенная Банком России. Ошибочным является вывод суда о том, что изменение наименования НПФ «Промрегион» с удалением слов «негосударственный пенсионный фонд» является достаточный для удовлетворения требования без реорганизации самого НПФ в другую организационно-правовую форму. В соответствии с п. 9 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» с 01 февраля 2014 года полномочия по принятию решению о государственной регистрации, от отказе в регистрации НПФ и о регистрации изменений в их учредительные документы осуществляется Банком России. Поскольку реорганизация НПФ «Промрегион» в установленном законом порядке не произведена, ОГРН и ИНН организации не изменялся, изменение наименования путем исключения слов «негосударственный пенсионный фонд» не означает изменение его организационно-правовой формы. На основании п. 9 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ осуществлена передача учетных дел, сведения о НПФ «Промрегион» исключены из автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих и религиозных организаций» Управления, в государственной регистрации Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) отказано на основании п. 4 ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Поэтому полагает, что решение суда неисполнимо.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Ш.Д.Р., действующего на основании доверенности от <дата>, исполнительного директора Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) Г.М.М., представителя Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) Г.Н.Х., действующую на основании доверенности от <дата>, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений на основании принятого Министерством юстиции РФ и его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Таким решением в соответствии с пунктом 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 года № 343, является распоряжение Министерства юстиции РФ.

Порядок принятия решений о государственной регистрации некоммерческих организаций регулируется положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 455.

Непредставление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представление их не в полном объеме является в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 23.1 указанного Федерального закона основанием для отказа в государственной регистрации.

При этом в силу требований пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представление для осуществления государственной регистрации других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Поводом к принятию Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан <дата> решения <№> об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестра юридических лиц на основании пункта 4 части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», послужило то обстоятельство, что не изменение ОГРН И ИНН заявителя свидетельствует о том, что процедура реорганизации не проводилась и по организационно-правовой форме заявитель является негосударственным пенсионным фондом.

Разрешая заявленные требования по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что лицензия НПФ «Промрегион» от <дата><№> на осуществление деятельности негосударственного фонда аннулирована, на основании решения Центробанка РФ от 01 декабря 2014 года налоговым органом <дата> зарегистрированы изменения в устав, ни в ОГРН, ни в ИНН Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) не отражена организационно-правовая форма – негосударственный пенсионный фонд, и нормативными актами не предусмотрено внесение изменений в ОГРН и ИНН в связи с внесением изменений в наименование, пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для принятия оспариваемого решения, не имелось.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах закона.

Установлено, что некоммерческая организация негосударственный пенсионный фонд «Промрегион» (НПФ «Промрегион») (ОГРН <№>) зарегистрирован <дата>. В систему некоммерческих организаций внесен Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации под учетным номером <№>, что подтверждено свидетельством от <дата>.

Как следует из материалов дела, лицензия НПФ «Промрегион» от <дата><№> на осуществлении деятельности негосударственного пенсионного форда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию аннулирована приказом ФСФР России от <дата><№>.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от <дата> по делу <№> отзыв лицензии признан законным.

Приказом Центрального банка Российской Федерации (Банк России) от <дата> в соответствии с п. 6 ст. 34.1. Федерального закона Российской Федерации от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» назначена Временная администрация по управлению НПФ «Промрегион».

В период работы Временной администрации Советом Фонда на основании протокола от <дата><№> было принято решение об утверждении новой редакции Устава <№> с внесением изменений, касающихся наименования фонда и положений о предмете и целях его деятельности.

На основании решения ЦБ РФ от <дата><№> МИ ФНС № 3 по Республике Башкортостан изменения в устав зарегистрированы <дата>.

Внесение указанных изменений предусмотрено частью 20 статьи 7.2 Федерального закона от 07 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в редакции, действовавшей на дату издания Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России) приказа от 27 июня 2013 года № 13-1491/пз-и об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

В результате утверждения и государственной регистрации новой редакции устава юридическое лицо под ОГРН <№> получило наименование - Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация).

Суд обоснованно отклонил довод Управления Минюста РФ по РБ о том, что в ОГРН и ИНН заявителя изменения не вносились, что свидетельствует о том, что процедура реорганизации не проводилась и по организационно-правовой форме заявитель является негосударственным пенсионным фондом.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено создание некоммерческих организаций в организационно-правовых формах, определенных главой 4 Кодекса.

Подпунктом п. 7 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме фондов, к которым относятся, в том числе, общественные и благотворительные фонды.

Перечнем главы 4 ГК РФ, разделом II Федерального закона «О некоммерческих организациях» не предусмотрено создание некоммерческой организации в организационно-правовой форме негосударственного пенсионного фонда.

Проанализировав цифровые значения ОГРН, установленных пунктом 4 Порядка ведения государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 23 ноября 2011 года № 158н, цифровые значения ИНН, предусмотренных частью 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ, порядок и условия присвоения, применения и изменения которого определяются приложением к приказу ФНС России от 29 июня 2012 года № ММВ-7-6/435@. (зарег. в Минюсте России 14 августа 2012 года № 25183), суд пришел к обоснованному выводу о том, что ни в ОГРН, ни в ИНН Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) не отражена организационно-правовая форма - негосударственный пенсионный фонд.

При этом, указанными нормативными актами не предусмотрено внесение изменений в ОГРН или ИНН в связи с внесением изменений в наименование, цели и предмет деятельности юридического лица, в том числе, некоммерческой организации.

Частью 1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что негосударственный пенсионный фонд (фонд) - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе, досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Частью 2 ст. 6 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прямо предусмотрено, что устав фонда должен содержать полное фирменное наименование фонда, содержащее слова «негосударственный пенсионный фонд», и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру «НПФ».

Полномочия Центрального Банка РФ на осуществление регистрационных действий определены ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» только в отношении некоммерческих организаций осуществляющих специально лицензируемую деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, и обязательному пенсионному страхованию.

Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений определены ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ч. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

В соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. приказом от 30 декабря 2011 года № 455 (зарег. в Минюсте России 02 февраля 2012 года № 23117) территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении иных некоммерческих организаций, принятие решение по которым не отнесено к компетенции Центрального аппарата Минюста России.

Исполнительным директором Фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) представлен установленный законом и нормативными актами перечень документов для осуществления государственной регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Пунктом 19 Административного регламента при предоставлении государственной услуги центральный аппарат Минюста России (территориальные органы Минюста России) не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно признал незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от <дата><№> в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, обязав Управление Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан осуществить государственную регистрацию изменений и включить Фонд «Промрегион» (некоммерческую организацию) в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций».

Отсутствие ведомственного распорядительного акта, определяющего порядок включения некоммерческой организации в ведомственный реестр и базу автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих организаций» в рассматриваемом случае не предусмотрено действующими законодательными актами в качестве обоснованной причины отказа в совершении регистрационных действий.

При этом суд правильно исходил из того, что невнесение Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан сведений в ЕГРЮЛ создает препятствия к осуществлению Фондом «Промрегион» его обязанностей, нарушает его права и законные интересы, поскольку это повлекло запрет банкам, обслуживающим счета заявителя, на совершение расчетно-кассовых операций в связи с невнесением в ЕГРЮЛ сведений о лице, уполномоченном действовать от имени некоммерческой организации, а так же предъявление требований об уплате налогов и пеней за просрочку их уплаты, претензий об уплате задолженности по арендным платежам за земельный участок и неустойки за просрочку уплаты.

Довод жалобы о том, что законность приказа ФСФР от 27 июня 2013 года об аннулировании лицензии вступило в законную силу лишь 16 января 2014 года, то применению подлежит измененная с 01 января 2014 года редакция Федерального закона от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в которой п. 20 ст. 7.2. был исключен, а потому решение либо о банкротстве НПФ «Промрегион», либо о его ликвидации правомочна временная администрация фонда, назначенная Банком России, нельзя признать состоятельным.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №410- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее 410-ФЗ) деятельность негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями настоящей статьи (т.е. в акционерные негосударственные пенсионные фонды) и статей 12-14 настоящего Федерального закона либо до истечения сроков, указанных в ч. 2 и 3 настоящей статьи, регулируется положениями Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 410-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и статьями 12 – 14 настоящего Федерального закона.

Таким образом, применение коллегиальным органом Фонда - Советом при проведении заседания <дата> по внесению изменений в устав некоммерческой организации редакции Федерального закона № 75-ФЗ без учета изменений с 01 января 2014 года прямо предусмотрено Федеральным законом № 410-ФЗ о внесении указанных изменений.

В результате НПФ «Промрегион» (некоммерческая организация) получил новое наименование - Фонд «Промрегион» (некоммерческая организация) и изменил предмет и цели уставной деятельности, исключив полномочия по осуществлению деятельности, связанной с негосударственным пенсионным обеспечением участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения, деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и договорами об обязательном пенсионном страховании, деятельности в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Несостоятелен и довод жалобы о том, что внесение изменений в наименование путем исключения из наименования слов «негосударственный пенсионный», а также внесения изменений в устав в части положений о предмете и целях его деятельности не изменило организационно-правовую форму НПФ.

Действительно с 13 августа 1998 года ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 75-ФЗ устанавливала, что негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

В дальнейшем, указанное понятие расширялось и дополнялось изменениями в редакции Федеральных законов от 10 января 2003 года N 14-ФЗ, от 28 декабря 2013 года N 410-ФЗ, от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ.

На момент обращения Фонда в Управление формулировка ст. 2 указанного Закона определяла, что негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании.

Частью 3 ст. 50 части 1 ГК РФ (в редакции от 15 мая 2001 года) в момент создания Фонда (18 ноября 2002 года) было предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В частности, в статьях 6-11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (ред. от 08 июля 1999 года) «О некоммерческих организациях» предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций: - общественные и религиозные организации (объединения); - фонды; - государственная корпорация; - некоммерческие партнерства; - учреждения; - автономная некоммерческая организация; - объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ в ст. 50 ГК РФ были внесены изменения, которые закрепили исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, среди которых такая организационно-правовая форма как НПФ отсутствует.

Понятие организационно-правовая форма раскрыто в ОК 028-2012 Общероссийский классификатор организационно-правовых форм, утв. приказом Росстандарта от 16 октября 2012 года № 505-ст, согласно которому под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в пять разделов. Так, в разделе 2 00 00 (некоммерческие организации) выделены следующие юридические лица: - 2 04 00 Фонды; - 2 04 01 Благотворительные фонды; - 2 04 02 Негосударственные пенсионные фонды; - 2 04 03 Общественные фонды; - 2 04 04 Экологические фонды.

Таким образом, фонд - является типом некоммерческих организаций, а наименование - негосударственный пенсионный - это вид некоммерческой организации.

В связи с чем, позиция Управления о том, произведена не предусмотренная законодательством реорганизация негосударственного пенсионного фонда в форме преобразования в фонд является ошибочной.

Довод жалобы, что надлежащим регистрирующим органом является Банк России, куда была осуществлена передача учетных дел (регистрационные и контрольные тома) через Министерство юстиции РФ, нельзя признать обоснованным исходя из следующего.

В соответствии с изменениями Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», вступившими в силу с 01 января 2014 года, протокол Совета Фонда от <дата> и измененная редакция Устава (№6) были направлены в Банк России, решением которого от <дата> №од-3361 изменения в наименовании, предмете и целях деятельности утверждены и зарегистрированы <дата> в МИФНС №3 по Республике Башкортостан.

После регистрации таких изменений Фонд прекратил осуществлять виды деятельности, отнесенные исключительно к компетенции негосударственных пенсионных фондов, но при этом в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд остался некоммерческой организацией.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», регистрацию изменения сведений в ЕГРЮЛ о единоличном руководителе - исполнительном директоре уполномочено производить территориальное Управление Министерства юстиции РФ по РБ.

Управление Министерства юстиции РФ по РБ не лишено возможности истребовать переданные в Банк России учетные дела Фонда «Промрегион».

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными, отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в государственной регистрации изменений в сведения о Фонде «Промрегион» (некоммерческая организация) является незаконным.

Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан К.Л.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Х.А. Салихов

Н.Н. Якупова