ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1358/2016 от 26.05.2016 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Апелл. дело №33-1358/2016

Судья ФИО1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2016 года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Наумова И.В.

судей коллегии Зотиной Е.Г., Акбашевой Л.Ю.

при секретаре Когаеве Г.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе заместителя Главы администрации муниципального образования Ямальский район Г. на определение Ямальского районного суда от 22 апреля 2016 года.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Решением Ямальского районного суда от 29 декабря 2009 года, вступившим в законную силу, на администрацию муниципального образования Ямальский район возложена обязанность организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципальных образований (сельских поселений) Яр-Салинское, Мыс-Каменское, село Панаевск, Село Салемал, село Новый Порт, село Сеяха Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

Заместитель Главы администрации муниципального образования Ямальский район Г. обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, возбужденного на основании указанного решения суда, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми организация деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, что, по его мнению, исключает возможность исполнить исполнительный документ со стороны органа местного самоуправления.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Ямальский район С. заявление поддержала.

И.о. прокурора Ямальского района М, возражал против прекращения исполнительного производства.

Старший судебный пристав Отдела судебных приставов по Ямальскому району УФССП России по ЯНАО К. оставил принятие решения на усмотрение суда.

Определением суда в удовлетворении заявления отказано. В частной жалобе заместитель Главы администрации муниципального образования Ямальский район ставит вопрос об отмене судебного постановления в связи с нарушением норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

В соответствии с ч.3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Основания прекращения исполнительного производства перечислены в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, то есть данные правоотношения урегулированы законом.

Согласно указанной норме исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Из материалов дела следует, что решением Ямальского районного суда от 29 декабря 2009 года, вступившим в законную силу 12 января 2010 года, на администрацию муниципального образования Ямальский район возложена обязанность организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципальных образований (сельских поселений) Яр-Салинское, Мыс-Каменское, село Панаевск, Село Салемал, село Новый Порт, село Сеяха Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.

Определениями Ямальского районного суда от 21 февраля 2011 года, 6 февраля 2012 года, 25 декабря 2012 года, 16 апреля 2015 года администрации муниципального образования Ямальский район предоставлялась отсрочка исполнения судебного постановления соответственно до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.

Из определения Ямальского районного суда от 16 апреля 2015 года следует, что пункт переработки бытовых отходов построен в Яр-Сале, планируется ввести аналогичный объект в с. Салемал в конце 2015 года, в отношении строительства пунктов переработки ТБО в иных сельских поселениях проделана работа по заключению муниципальных контрактов, по устройству подъездных дорог и свайных полей.

Обращаясь с заявлением о прекращении исполнительного производства, представитель должника ссылается на утрату возможности исполнения исполнительного документа в связи с изменением законодательства, которым были перераспределены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере утилизации и переработки бытовых отходов.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для прекращения исполнительного производства.

Удовлетворяя иск прокурора Ямальского района и возлагая на администрацию муниципального образования Ямальский район обязанность организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципальных образований (сельских поселений) Яр-Салинское, Мыс-Каменское, село Панаевск, Село Салемал, село Новый Порт, село Сеяха Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, суд первой инстанции исходил из положений п.14 ч.1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2013 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Действительно, в числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения.

Содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.

При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 ноября 2014 года N 968-П утверждена Комплексная программа обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2015-2020 годов.

В целях развития потенциала (строительства) объектов размещения отходов в рамках комплексной схемы, включая определение их необходимой расчетной площади и мощности, органы местного самоуправления муниципальных образований согласовывают с департаментом основные технические и экономические показатели объекта размещения отходов в соответствии с порядком проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств окружного бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 08 июля 2010 года N 99-П.

В зависимости от готовности проектной документации и оформления земельных участков, необходимых для организации и финансирования работ по строительству объектов размещения отходов, площадь, мощность и периоды строительства предлагается актуализировать один раз в год.

Основные положения (рекомендации) по развитию потенциала мощностей в части строительства новых объектов размещения отходов и обустройства их современным оборудованием для переработки отходов с определением принципов, методов и необходимой мощности для населенного пункта определяются органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом департамента.

Процедура проведения проверки инвестиционных проектов, предусматривающих строительство и (или) осуществление иных инвестиций в основной капитал, финансируемых полностью или частично за счет средств окружного бюджета на предмет эффективности использования средств окружного бюджета, направляемых на капитальные вложения, осуществляется в соответствии с порядком проведения проверки инвестиционных проектов.

Включение объектов размещения отходов, планируемых строительством в перечень строек объектов систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в рамках Адресной инвестиционной программы автономного округа на текущий год и плановый период, осуществляется в соответствии с Правилами формирования и реализации Адресной инвестиционной программы автономного округа, утвержденными постановлением Правительства автономного округа от 08 июля 2010 года N 100-П.

Таким образом, с учетом изложенного, на органы местного самоуправления, в рамках исполнения решения суда об организации в соответствии с требованиями действующего законодательства утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории муниципальных образований (сельских поселений), возложены обязанности по согласованию с департаментом основных технических и экономических показателей объекта размещения отходов, разработка проектной документации и оформление земельных участков, необходимых для организации и финансирования работ по строительству объектов размещения отходов и т.п.

Поскольку администрация муниципального образования Ямальский район не исключена из участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих сельских поселений, в том числе по исполнению переданных субъектом Российской Федерации полномочий в указанной сфере, то оснований для прекращения исполнительного производства не имеется.

Оснований для отмены определения суда по доводам частной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Ямальского районного суда от 22 апреля 2016 года оставить без изменения, а частную жалобу - без удовлетворения.

Судья /подпись/ И.В. Наумов