ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1359/2014 от 09.04.2014 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Мишина Т.В. Дело № 33-1359/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 9 апреля 2014 г. г. Калининград

   Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

 председательствующего Костикова С.И.,

 судей Ольховского В.Н., Зеленского А.М.

 при секретаре Корженко И.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 22 января 2014 г., которым ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к управлению Федеральной миграционной службы России по Калининградской области, Министерству финансов РФ о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на обустройство, признании права на получение данного пособия и понуждении к его выплате.

 Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя УФМС России по Калининградской области ФИО2, считавшей решение суда правильным и возражавшей против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, с составом семьи из четырех человек. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 7 от 15 января 2007 г. она как участник указанной Программы имеет право на получение единовременного пособия на обустройство в размере <данные изъяты> руб., а члены ее семьи – по <данные изъяты> руб. 19 августа 2013 г. она обратилась в УФМС России по Калининградской области с заявлением о выплате единовременного пособия на обустройство в размере <данные изъяты> руб. на 3-х членов ее семьи, в чем ей было незаконно отказано.

 Ссылаясь на данные обстоятельства, ФИО1 просила суд признать отказ УФМС России по Калининградской области в выплате единовременного пособия на обустройство незаконным, признать за ней право на получение данного пособия и обязать УФМС России по Калининградской области выплатить ей единовременное пособие на обустройство на 3-х членов семьи в размере <данные изъяты> руб.

 Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить данное решение, ссылаясь на то, что Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, как следует из ее пункта 16, предусматривает участие в ней не только переезжающих, но и уже переехавших соотечественников. Считает, что, поскольку она и члены ее семьи включены в данную Программу, они имеют право на получение подъемных. ФИО1 не согласна со ссылкой суда в решении на то, что фактическое обустройство членов ее семьи в России уже произошло, в связи с чем выплата подъемных утратила свое изначально предполагаемое значение. Полагает данную ссылку суда основанной на неправильном толковании норм права.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.

 Из материалов дела усматривается, что ФИО1 являлась гражданкой <данные изъяты>, в 2011 г. прибыла на постоянное жительство в К-ую область РФ, 23 августа 2011 г. получила разрешение на временное проживание в РФ.

 26 декабря 2012 г. на основании заявления ФИО1 ей выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В данном свидетельстве в качестве членов семьи ФИО1 указаны ее супруг Х., сын Ф. и мать Б.

 19 августа 2013 г. ФИО1 обратилась в УФМС России по Калининградской области с заявлением о выплате единовременного пособия на обустройство в размере <данные изъяты> руб. на 3-х членов ее семьи.

 27 августа 2013 г. комиссией управления по предоставлению выплат участникам Государственной программы было принято решение об отказе в выплате единовременного пособия на обустройство на членов семьи ФИО1 по тем основаниям, что переселение членов ее семьи в РФ состоялось в 2008 г., в связи с чем их фактическое обустройство уже произошло и выплата вышеуказанного пособия утратила для них изначально предполагаемое предназначение.

 Рассмотрев дело, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий УФМС России по Калининградской области по отказу ФИО1 в выплате единовременного пособия на обустройство на 3-х членов ее семьи. При этом суд также исходил из того, что переселение членов семьи истицы состоялось до получения ею свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с чем у членов семьи ФИО1 отсутствует право на получение единовременного пособия на обустройство.

 Однако ссылку суда на данные обстоятельства нельзя признать обоснованной.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

 В силу пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

 В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

 Согласно пункту 20 указанной Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 14 сентября 2012 г. N 1289) участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета подъемных – пособия на обустройство – денежных выплат, предоставляемых участнику Государственной программы и членам его семьи после переезда для обустройства.

 С учетом того, что свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, было выдано ФИО1 до 1 января 2013 г., при определении размера и правил выплаты ей и членам ее семьи пособия на обустройство необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 7 «О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей».

 В соответствии с пунктами 2-4 указанного Постановления единовременное пособие на обустройство выплачивается участникам Государственной программы и членам их семей, переселяющимся на территории вселения категории «А» и «Б». Для получения пособия участник Государственной программы предоставляет в территориальный орган ФМС России по месту регистрации заявление о выплате пособия. Решение о выплате пособия принимается в течение 15 дней с даты подачи заявления.

 Разделом IV Государственной программы (в ред. от 12 января 2010 г.) устанавливалось три категории территорий вселения. Распоряжением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 580-р было предусмотрено, что Калининградская область относится к территориям вселения категории «А». В отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории «А», единовременное пособие на обустройство выплачивается в размере <данные изъяты> руб. участнику Государственной программы и по <данные изъяты> руб. членам его семьи.

 При этом по смыслу пункта 16 Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 14 сентября 2012 г. N 1289) право подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы предоставляется не только соотечественнику и членам его семьи, которые вновь прибыли в Российскую Федерацию, но и соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающими на законном основании на территории РФ.

 С учетом того, что ФИО1 как соотечественник, переселяющийся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном законом порядке включена в число участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, лица, признанные компетентным органом членами ее семьи и включенные в этом качестве в выданное ФИО1 свидетельство участника Государственной программы, также имеют право на получение за счет средств федерального бюджета пособия на обустройство в размере <данные изъяты> руб., выплата которого не зависит от того, находятся ли такие лица в процессе переселения или нет, так как каких-либо исключений в реализации предусмотренного Государственной программой права на получение данного пособия, в том числе связанных с давностью въезда участника программы или членов его семьи на территорию РФ, длительностью их проживания в РФ, а также получением ими вида на жительство и т.п., Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и другие изданные в соответствии с ней нормативные правовые акты не содержат.

 Содержащийся в обжалуемом решении вывод об отсутствии у членов семьи ФИО1 права на получение единовременного пособия на обустройство со ссылкой на то, что их фактическое обустройство на территории РФ произошло до получения ею статуса участника Государственной программы, в связи с чем выплата единовременного пособия на обустройство в качестве государственной гарантии утратила для них изначально предполагаемое предназначение, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

 При таких обстоятельствах оснований для отказа ФИО1 в выплате единовременного пособия на обустройство на членов ее семьи, равно как и оснований для отказа в удовлетворении поданного ею в суд заявления, не имелось.

 Изложенное свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, что в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения.

 Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение, которым заявление ФИО1 удовлетворить – признать незаконным отказ УФМС России по Калининградской области в выплате ФИО1 единовременного пособия на обустройство на трех членов ее семьи и обязать УФМС России по Калининградской области выплатить ФИО1 данное пособие в размере <данные изъяты> руб.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Центрального районного суда г. Калининграда от 22 января 2014 г. отменить.

 Принять новое решение, которым заявление ФИО1 удовлетворить – признать незаконным отказ управления Федеральной миграционной службы России по Калининградской области в выплате ФИО1 единовременного пособия на обустройство на трех членов ее семьи и обязать управление Федеральной миграционной службы России по Калининградской области выплатить ФИО1 единовременное пособие на обустройство в размере <данные изъяты> руб. на трех членов ее семьи.

 Председательствующий:

 Судьи: