Судья Гаевый Д.Д. Дело №33-1360
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«01» августа 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.
судей Дедюевой М.В., Ворониной М.В.
при секретаре Стакиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 19 апреля 2016 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Костромы в интересах ФИО1, Мантуровского межрайонного прокурора в интересах ФИО2, Шарьинского межрайонного прокурора в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, Солигаличского межрайонного прокурора в интересах ФИО6 к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации.
На Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить ФИО1 абсорбирующим бельем (пеленками) по состоянию на 04.12.2015 г. в количестве 147 штук. В остальной части иска прокурора г. Костромы к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказано.
На Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить ФИО2 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида неполученными подгузниками № 3 по состоянию на 08.04.2016 года в количестве 178 штук, впитывающими пеленками по состоянию на 08.04.2016 г. в количестве 11 штук. В остальной части иска Мантуровского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 отказано.
На Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить несовершеннолетнего ФИО3 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида неполученными подгузниками по состоянию на 08.04.2016 года в количестве 921 штуки. В остальной части иска Шарьинского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 отказано.
На Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить ФИО4 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида неполученными подгузниками по состоянию на 19.04.2016 года в количестве 68 штук. В остальной части иска Шарьинского межрайонного прокурора в интересах ФИО4 отказано.
На Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить ФИО5 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида неполученными подгузниками по состоянию на 18.03.2016 года в количестве 20 штук. В остальной части иска Шарьинского межрайонного прокурора в интересах ФИО5 отказано.
На Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить ФИО6 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида неполученными впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60х90 см подгузниками № 3 по состоянию на 08.04.2016 года в количестве 178 штук, по состоянию на 08.04.2016 г. в количестве 11 штук. В остальной части иска Мантуровского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 отказано.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав объяснения представителей Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО7 и ФИО8, поддержавших апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Костромы обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации: впитывающим бельем (пеленками) в количестве 555 штук и в дальнейшем своевременно и в полном объеме обеспечивать ФИО1 техническими средствами реабилитации.
С аналогичными исками в суд обратились Мантуровский межрайонный прокурор в интересах ФИО2, Шарьинский межрайонный прокурор в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, прокурор Солигаличского района в интересах ФИО6 к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации: подгузниками, впитывающими пеленками,
Требования мотивированы тем, что проведенной проверкой исполнения законодательства об обеспечении техническими средствами реабилитации установлено, что материальные истцы являются инвалидами и нуждаются в предоставлении технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида. Согласно информации ГУ-КРО ФСС РФ они не в полном объеме обеспечены данными средствами, чем нарушены гарантированные инвалидам Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» права на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Указанные заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования неоднократно уточнялись в части периода и количества необходимых средств реабилитации.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области.
По делу постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе управляющий ГУ - КРО ФСС РФ ФИО9 просит решение суда отменить. Указывает, что судом при вынесении решения не применены положения ст. 17 Конституции РФ, ст. ст. 10, 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из положений которых следует, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации зависит от наличия денежных средств в федеральном бюджете, и должно осуществляться с учетом прав других граждан, являющихся получателями государственной услуги, в порядке очередности. Региональное отделение Фонда не может нести ответственность по обязательствам, превышающим объем финансирования, поскольку обеспечить граждан за пределами выделенных из федерального бюджета средств за счет каких-либо иных средств не представляется возможным. Специальные средства распределялись пропорционально всем нуждающимся в их обеспечении. Истцы не лишены права на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства при предъявлении заявления, однако своим правом не воспользовались. Указывает, что обеспечение инвалидов средствами реабилитации за прошедший период не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами ввиду невозможности их одновременного использования инвалидом за текущий и прошлый периоды. Кроме того, требование об обеспечении ФИО2 подгузниками в течение месяца со дня вступления решения в законную силу не основано на нормах Федерального закона № 44-ФЗ и противоречит положениям законодательства, регламентирующего порядок осуществления закупок.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО10, прокурор Солигаличского района Урожаева Т.Б., и.о. Шарьинского межрайонного прокурора Вагин Н.Н., помощник прокурора г. Костромы Михина Д.А. и Мантуровский межрайонный прокурор Хрусталев А.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО2, ФИО5 являются инвалидами <данные изъяты>, ФИО4 инвалидом <данные изъяты>, ФИО3, ФИО6 - <данные изъяты>. В соответствии с индивидуальными программами реабилитации они должны обеспечиваться техническими средствами реабилитации (абсорбирующим бельем, впитывающими пеленками и подгузниками) в указанный срок в установленных объемах. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указано КРО Фонда социального страхования Российской Федерации.
Проанализировав положения Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 г. №2347-р «Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, индивидуальные программы реабилитации инвалидов, сведения об обеспечении их средствами реабилитации, учитывая, что необходимые средства предоставлены не в полном объеме, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 данного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" Фонд социального страхования Российской Федерации производит расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Закупки средств реабилитации осуществляются в соответствии с положениями ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании заключенного в установленном порядке государственного контракта.
Таким образом, Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не может осуществлять закупку технических средства реабилитации в ином порядке, чем предусмотрено законом, и на средства, превышающие нормативный объем финансирования, предоставленного на определенный финансовый год.
Обеспечение инвалидов индивидуальными средствами реабилитации осуществляется по Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, а также в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р. Пунктом 22 Федерального перечня к техническим средствам реабилитации отнесены подгузники и абсорбирующее белье.
Пунктом 15(1) Правил предусмотрена возможность выплаты инвалиду компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в случае невозможности его предоставления уполномоченным органом. При этом компенсация инвалиду выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с данными Правилами.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
Кроме того, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 215н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, в соответствии с которым срок использования подгузников абсорбирующего белья установлен не более 8 часов (при синдроме полиурии - не более 5 часов). В примечании 2 к срокам пользования техническими средствами реабилитации указано, что срок пользования техническим средством реабилитации, протезом и протезно-ортопедическим изделием исчисляется с даты предоставления его инвалиду, ветерану.
Таким образом, средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида. Поэтому в случае возложения на ответчика обязанности по предоставлению технических средств реабилитации за прошлый период право инвалида на обеспечение средствами реабилитации не будет восстановлено ввиду невозможности их одновременного использования за текущий и прошлый периоды.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о возложении на ГУ КРО ФСС РФ обязанности обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации (подгузниками) за прошлый период не основан на нормах действующего законодательства и противоречит самому принципу в их нуждаемости, в связи с чем решение суда в части удовлетворения исковых требований прокурора подлежит отмене, с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом материальные истцы не лишены права в установленном порядке получить соответствующую компенсацию за технические средства реабилитации, которыми они не были обеспечены в полном объеме, что и будет являться в данном случае надлежащим способом защиты нарушенного права.
Согласно материалам настоящего дела за получением соответствующей компенсации истцы к ответчику не обращались.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 19 апреля 2016 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору г. Костромы в интересах ФИО1, Мантуровскому межрайонному прокурору в интересах ФИО2, Шарьинскому межрайонному прокурору в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, прокурору Солигаличского района в интересах ФИО6 к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации отказать.
Председательствующий:
Судьи: