ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13600/2018 от 24.04.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Моховой М.Б. дело № 33-13600/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2018 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

Председательствующего Заливадней Е.К.,

судей Гончаровой С.Ю., Пшеничниковой С.В.,

при секретаре Дмитриевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО1 на заочное решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2017 года по делу по иску < Ф.И.О. >1 к министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда.

Заслушав доклад судьи Пшеничниковой С.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к министерству труда и социального развития Краснодарского края, в котором просил признать за ним право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда на городском наземном электрическом транспорте, автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных городских, муниципальных пригородных и муниципальных междугородних маршрутах и межмуниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения (кроме такси), железнодорожном транспорте пригородного сообщения (далее - право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда).

В обоснование своих требований истец пояснил, что как пенсионер и инвалид II группы, он пользовался мерами социальной поддержки по оплате проезда с 2011 до 2016 года, на основании действующего на тот момент в редакции от 18 ноября 2010 года Закона Краснодарского края от 13 февраля 2006 № 987-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 - 2012 годы» и редакции данного закона от 27 декабря 2010 года и на основании Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда отдельным категориям жителей Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 № 1131.

После введения в действие Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 февраля 2016 года № 70, истцу было отказано в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда. Истец считает данные действия неправомерными, поскольку нормы, введенные в 2016 году не должны распространяться на его права, возникшие ранее. В связи с этим, истец обращался в министерство труда и социального развития с заявлением о признании за ним права на приобретение льготных проездных билетов на городской пассажирский транспорт, однако, получил отрицательный ответ.

Обжалуемым заочным решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2017 года исковые требования ФИО2 удовлетворены. Судом признано право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда на городском наземном электрическом транспорте, автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных городских, муниципальных пригородных и муниципальных междугородних маршрутах и межмуниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения (кроме такси), железнодорожном транспорте пригородного сообщения, предусмотренное Законом краснодарского края от 13 февраля 2006 года № 987-КЗ.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит обжалуемое решение отменить, ввиду нарушения норм материального и процессуального права и отказать в удовлетворении иска, указывая, что лицам, перечисленным в пунктах 1-4, 6 и 7 части 2 статьи 1 Закона № 987-КЗ, включая инвалидов, с 2016 года меры поддержки предоставляются с учетом применения критерия нуждаемости, т.е. доход которых не превышает двукратного размера величины прожиточного минимума, установленной для основных социально-демографических групп населения в Краснодарском крае, если иное не предусмотрено настоящей частью. При этом, действие абзаца 10 статьи 1 Закона № 987-КЗ о применении критериев нуждаемости, не распространяется только на лиц, перечисленных в пунктах 1-4, 6 и 7 части 2 статьи 1 Закона № 987-КЗ, достигших возраста 80 лет, а также инвалидов 1 группы и детей-инвалидов. ФИО2 к указанным категориям граждан не относится, следовательно, начиная с 1 января 2016 года в отношении него при предоставлении дополнительных мер социальной поддержки применяется критерий нуждаемости.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, истца ФИО2 и его представителя ФИО4, настаивавших на оставлении решения суда без изменения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены нарушения такого характера.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО2, на основании пункта 7 части 2 статьи 1 Закона № 987-КЗ, как инвалид 2 группы, в 2011 году приобрел право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда. В 2016 году, в связи с внесением поправок постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 февраля 2016 года № 70 в Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда отдельным категориям жителей Краснодарского края, ФИО2 был лишен права на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда, так как размер его пенсии превысил двукратную величину прожиточного минимума, действующую на дату обращения за получением мер социальной поддержки по оплате проезда.

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что изменения, внесенные в Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда отдельным категориям жителей Краснодарского края, на основании прямого указания в постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 февраля 2016 года № 70 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 года № 1131 «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006 - 2018 годах», распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2016 года. Так как право истцом было приобретено в 2011 году, то нормы, введенные в 2016 году, распространяться в отношении истца по вышеуказанным причинам не могут, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Данный вывод суда является судебная коллегия признает ошибочным.

Законом Краснодарского края от 13.02.2006 № 987-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 -2012 годы» и Порядком предоставления дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда отдельным категориям жителей Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 № 1131 (далее – Порядок) для приобретения права на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда необходимо было относиться к категории лиц, указанных статье 1 Закона Краснодарского края от 13 февраля 2006 № 987-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 - 2012 годы». Так, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 1 вышеуказанного закона, к ним относятся пенсионеры, достигшие возраста 55 лет и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), независимо от ведомства, в котором они получают пенсию.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского -края от 18 февраля 2016 года № 70 в Порядок были внесены изменения, в соответствии с которыми основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате проезда является, в том числе, превышение размера пенсии (размеров пенсий) двукратной величины прожиточного минимума, действующей на дату обращения за получением мер социальной поддержки по оплате проезда.

Как следует из материалов дела, ФИО2 на основании пункта 7 части 2 статьи 1 Закона № 987-КЗ, как инвалид 2 группы, имеет право на дополнительные меры социальной поддержки. При этом, ему по линии Пенсионного Фонда Российской Федерации производится ежемесячная денежная выплата.

Изменениями, внесенными в Закон № 987-КЗ Законом Краснодарского края от 28 января 2016 года № 3320-КЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Краснодарского края «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 -2018 годы» (далее - Закон № 3320-КЗ), условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда изменились.

Так лицам, перечисленным в пунктах 1 - 4, 6 и 7 части 2 статьи 1 Закона № 987-КЗ, включая инвалидов, с 2016 года меры поддержки предоставляются с учетом применения критерия нуждаемости, доход которых не превышает двукратного размера величины прожиточного минимума, установленной для основных социально-демографических групп населения в Краснодарском крае, если иное не предусмотрено настоящей частью.

Как установлено статьей 2 Закона Краснодарского края от 28 января 2016 года № 3320-КЗ действие нормативного акта распространяется на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2016 года.

При этом, действие абзаца десятого статьи 1 Закона № 987-КЗ о применении критериев нуждаемости, не распространяется только на лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4, 6 и 7 части 2 статьи 1 Закона № 987-КЗ, достигших возраста 80 лет, а также инвалидов 1 группы и детей-инвалидов.

ФИО2 к указанным категориям граждан не относится, следовательно, начиная с 1 января 2016 года в отношении него при предоставлении дополнительных мер социальной поддержки должен применяться критерий нуждаемости.

Закон № 987-КЗ принят в соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В развитие Закона Краснодарского края от 13 февраля 2006 года № 987-КЗ, на основании статьи 4, принято постановление главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 года № 1131, которым утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда отдельным категориям жителей Краснодарского края (далее - Порядок).

В указанный Порядок постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 февраля 2016 года № 70 внесены изменения, соответствующие изменениям, внесенным в Закон № 987-КЗ Законом Краснодарского края от 28 января 2016 года № 3320-КЗ.

Закон 987-КЗ, постановление главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 № 1131 с внесенными в него изменениями, являются действующими нормативными правовыми актами Краснодарского края. В установленном законодательством порядке несоответствующими Конституции РФ либо нормам федерального законодательства не признавались.

Из приведенных правовых норм следует, что финансовое обеспечение мероприятий по осуществлению указанных законов, предусматривающих льготы, не является обязанностью субъекта российской Федерации и осуществляется при наличии возможности предоставления таких льгот, в связи с чем, и принимаются данные нормативные акты каждым субъектом по своему усмотрению.

Меры социальной поддержки по оплате проезда инвалидам предоставляются в виде приобретения по льготной стоимости одного из семи видов ежемесячного проездного документа для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и получения в управлении социальной защиты населения по месту жительства шести талонов для приобретения билета с 50-процентной скидкой для проезда на автомобильном транспорте пригородного сообщения.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности действий министерства труда и социального развития, отказавшему ФИО2 в признании за ним права на приобретение льготных проездных билетов на городской пассажирский транспорт.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить, или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

На основании изложенного, учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда - отказать.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу заместителя министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО1- удовлетворить.

Заочное решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2017 года - отменить.

Отказать в удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >1 к министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда.

Председательствующий

Судьи