ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13606/18 от 24.07.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33-13606/2018 Судья: Васильева И.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Селезневой Е.Н.

судей

ФИО1

ФИО2

при секретаре

Арройо ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июля 2018 года гражданское дело №2-600/2018 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2018 года по иску прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов ФИО4 к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определённого места жительства» о признании права на постановку на учет в качестве лица без определенного места жительства, обязании поставить на учет.

Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., выслушав объяснения материального истца - ФИО4, процессуального истца - прокурора Бахтиной Н.И., представителей ответчика - ФИО5, ФИО6, представителя третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - ФИО7

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту интересов ФИО8 обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с иском к СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан РФ без определенного места жительства» о признании права на постановку на учет в качестве лица без определенного места жительства в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства», обязании ответчика в течение 5 дней поставить ФИО4 на учет в качестве лица без определенного места жительства

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО4 впервые обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет и 02.09.2002 получил отказ по причине отсутствия регистрации в Санкт-Петербурге. Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2008 и определением от 18.02.2015 установлен факт постоянного проживания ФИО4 в Санкт-Петербурге с момента рождения, то есть с <дата> по 13.02.2008. С момента вынесения данного решения суда и до настоящего времени ФИО4 постоянно проживал на территории Санкт-Петербурга без регистрации. В 2014 году ФИО4 повторно обратился в Центр с заявлением о постановке на учет и 20.10.2014 получил отказ по причине отсутствия регистрации на территории Санкт-Петербурга. Кроме того, ФИО4 обратился в Центр 28.06.2017 с приложением вышеуказанного решения суда, однако в постановке на учет ему отказано. Процессуальный истец, считает, что отказ Центра в постановке на учет ограничивает права ФИО4 в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2018 года за ФИО4 признано право на постановку на учет в качестве лица без определенного места жительства в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определённого места жительства». На Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определённого места жительства» возложена обязанность в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу поставить ФИО4 на учет в качестве лица без определенного места жительства

В апелляционной жалобе ответчик СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан РФ» просит указанное решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что судом не применен закон подлежащий применению, а именно, п. 1 и пп. 3.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 №1010, что является существенным нарушением норм материального права, кроме того, считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Из материалов дела следует, что 02.09.2002 ФИО9 (ранее ФИО10) К.С. отказано в постановке на учет в СПб ГУ «Городской пункт учета граждан РФ без определенного места жительства».

Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2008 установлен факт проживания ФИО10 <дата> года рождения, уроженца г. Ленинграда, на территории Российской Федерации с момента рождения, то есть с <дата>.

Определением Калининского районного суда от 18.02.2015 разъяснено вышеуказанное решение в части установления факта постоянного проживания ФИО10 (в настоящее время ФИО9) на территории Российской Федерации в Санкт-Петербурге, с момента рождения, то есть с <дата> по дату принятия решения по делу по 13.02.2008.

20.10.2014 ФИО4 отказано в постановке на учет в СПб ГКУ «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определённого места жительства» в связи с отсутствием регистрации в Санкт-Петербурге.

19.07.2017 СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» ФИО4 в постановке на учёт в качестве лица без определенного места жительства отказано в связи с тем, что представленными документами не подтверждена регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге.

Из ответа Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.03.2016 на обращение ФИО4 следует, что отказ СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» в постановке его на учет в качестве лица без определенного места жительства является правомерным.

Согласно справке о прописке ФИО4 (ранее ФИО10) временно зарегистрирован с 04.06.1987 по 28.04.1989 по адресу: <адрес>, общежитие; в период с 28.05.2014 по 28.08.2014, с 22.01.2016 по 22.04.2016, с 04.02.2014 по 03.05.2014 по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 3 статьи 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором они зарегистрированы по месту жительства.

В соответствии с п. 2 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 N 1010 (ред. от 07.02.2017) "Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства" постановка на учет граждан, продление срока учета граждан и снятие с учета граждан осуществляется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" (далее - ГКУ "Центр учета").

Согласно п. 3 Постановления постановка граждан на учет осуществляется на основании письменного заявления гражданина. Вместе с заявлением представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

Гражданину, поставленному на учет, выдается справка о постановке на учет по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (п. 4 Постановления).

Гражданину отказывается в постановке на учет в случае непредставления им документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, или представления документов, содержащих недостоверные сведения (п.5 Постановления).

Данная справка представляет собой документ, необходимый для получения гражданами указанной категории мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», а также Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2006 №221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга».

В соответствии с п. 2.1 Устава СПб ГКУ «Центр учета и социального
обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места
жительства» учреждение создано с целью социального обслуживания граждан Российской Федерации трудоспособного возраста без определенного места жительства (бездомных) и граждан Российской Федерации пожилого возраста без определенного места жительства (бездомных).

Согласно п. 2.3.2 Устава учреждение осуществляет учет граждан
Российской Федерации без определенного места жительства в Российской
Федерации, ранее имевших последнюю регистрацию (прописку) по месту
жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт постоянного проживания ФИО4 на территории Санкт-Петербурга с момента рождения до принятия решения, пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в постановке ФИО4 на учет в качестве лица без определенного места жительства ограничивает его права в области социальной защиты, гражданских, жилищных и других правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не применен п.3 ст.4 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 №728-132 и п. 1 и пп. 3.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 №1010 «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» по мнению судебной коллегии не являются основанием для отмены судебного решения.

В соответствии со ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс) предусмотрены меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Согласно статье 4 Социального кодекса право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены настоящим Кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1). Гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором они зарегистрированы по месту жительства (часть2). Гражданам без определенного места жительства предусмотренные настоящим Кодексом меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (часть 3). Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда (часть4).

Как верно указал суд в решении, уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах страны, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

По смыслу Закона Российской Федерации «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания.

Как указывалось выше пп. 2.3 Положения «Об учете граждан РФ без определенного места жительства» (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 №1010) постановка граждан на учет осуществляется на основании письменного заявления гражданина. Вместе с заявлением представляются документы, в том числе документ, подтверждающий факт последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего гражданского дела, является наличие документального подтверждения проживания гражданина непосредственно на территории Санкт-Петербурга.

При таких обстоятельствах, связь лица с индивидуально-определенным жилым помещением не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного спора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга установлен факт постоянного проживания на территории Российской Федерации в Санкт-Петербурге, а не место его жительства, поэтому указанный судебный акт не может являться основанием для постановки ФИО4 на учет, не могут быть положены в основу отмены решения суда в виду вышеизложенного.

Постановленное судом решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: