судья Седякина И.В. дело № 33-181/2017 (33-13611/2016)АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 февраля 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Дегтяревой Л.Б., Кравченко А.И.
с участием прокурора Ступницкой Я.Б.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишлина ФИО11 к Владивостокской таможне о восстановлении на службе в таможенных органах
по апелляционной жалобе Шишлина А.В.
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 23 сентября 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения Шишлина А.В., его представителя Михайлик Т.Г., представителя Владивостокской таможни Франц Ю.В., заключение прокурора Ступницкоя Я.Б., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шишлин А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований указал, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к принят на федеральную государственную гражданскую службу во Владивостокскую таможню и назначен на должность заместителя начальника отдела ... В реестре должностей федеральной государственной гражданской службы замещаемая должность, отнесена к ведущей группе должностей государственной гражданской службы РФ, категории руководители, включена в Перечень должностей государственной гражданской службы, по которым предусмотрена ротация федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден план проведения ротации. В связи с назначением его на указанную должность в план приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ были внесены изменения, предусматривалось его назначение на должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста ... на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Служебные отношения на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-к оформлены служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№ Контрактом определена дата начала исполнения должностных обязанностей и срок контракта три года. Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ в план ротации были внесены изменения. п. 30 предусмотрено, что заместитель начальника отдела специальных таможенных процедур ... Шишлин А.В. в порядке ротации назначается на должность ... срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ в план ротации вновь были внесены изменения. Пунктом 11.31 Плана в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что заместитель начальника отдела ... Шишлин А.В. в порядке ротации назначается на должность заместителя начальника отдела торговых ограничений и экспертного контроля на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об окончании срока действия служебного контракта» он был уведомлен ответчиком, что ДД.ММ.ГГГГ заканчивается срок действия служебного контракта и служебный контракт будет расторгнут, в связи с истечением срока его действия. Полагая, что уведомление не соответствует требованиям законодательства и условиям служебного контракта, он направил на имя представителя работодателя заявление, которым просил либо продлить срок службы по контракту по ДД.ММ.ГГГГ либо по окончанию срока действия служебного контракта назначить его на иную должность, по которой предусматривается ротация. Заявление представителем работодателя оставлено без ответа и без удовлетворения.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к срочный служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ расторгнут и он уволен с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ по основанию п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истечение срока действия срочного служебного контракта.
Истец просил суд признать приказ незаконным и не порождающим правовых последствий, поскольку ответчик не имел правовых оснований для расторжения служебного контракта, в порядке ротации обязан был назначить его на ранее замещаемую должность или иную должность государственной гражданской службы; признать за ним право на сохранение служебных отношений и заключение служебного контракта по должности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста ... таможни, в порядке ротации; обязать ответчика назначить его на указанную должность, освободив его от должности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур № таможенного ...; взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения спора в суде, а также компенсацию морального вреда в размере ... рублей в связи с незаконным увольнением с занимаемой должности.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности - Михайлик Т.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Франц Ю.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку срочный служебный контракт прекращен в связи с истечением срока его действия. Обязательного условия о перезаключении контракта на новый срок контракт не содержит. Ротация по истечение срока действия служебного контракта является прерогативой нанимателя при условии принятия положительного решения о дальнейшем прохождении службы государственного гражданского служащего.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Шишлин А.В., подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку выводы суда являются не законными и не обоснованными, основаны на неправильном применении норм материального, процессуального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Шишлина А.В., не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шишлина А.В., однако необоснованно применил к спорным правоотношениям Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" по следующим основаниям.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с последующими изменениями) настоящий Федеральный закон определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к истец был принят на федеральную государственную гражданскую службу во Владивостокскую таможню и назначен на должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур № таможенного поста ....
Занимаемая истцом должность внесена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и отнесена в ведущей группе должностей категории руководители.
Довод апелляционной жалобы истца в этой части заслуживает внимания, поскольку регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу ч.6 ст.330 ГПК РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от 17.03.2004 N 2, исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
По смыслу статей 13, 16, 17, 23, 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление на государственную гражданскую службу граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта, заключаемого в письменной форме между гражданином и представителем нанимателя на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая срочный служебный контракт об исполнении обязанностей гражданской службы, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока он будет освобожден от занимаемой должности (уволен).
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (изменениями и дополнениями) срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральным законами.
Пунктом 1 части 4 названной статьи установлено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской служб категории "помощники (советники)".
Согласно классификации должностей гражданской службы, определенной в статье 9 указанного Закона, руководители - это должности руководителей заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
Согласно Реестру должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, должность заместителя начальника отдела таможни (таможенного поста) код в Реестре 11-1-3-035, относится к должностям категории "руководители".
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы: соглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия срочного служебного контракта; расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего.
В силу ст.60.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие в указанных органах должности федеральной гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций.
Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 4 названной статьи по истечении установленного срока полномочий государственного гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.
Исходя из анализа данной нормы закона, по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", назначение гражданского служащего на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы при отсутствии случаев совершения им виновных действий и содержания указанного условия в контракте, является правом представителя нанимателя, но не обязанностью.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к истец был принят на федеральную государственную гражданскую службу во Владивостокскую таможню и назначен на должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур № таможенного поста .... Служебные отношения оформлены служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№ Контрактом определена дата начала исполнения должностных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ. Служебный контракт заключен на ....
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об окончании срока действия служебного контракта» истец был уведомлен, что ДД.ММ.ГГГГ заканчивается срок действия служебного контракта и служебный контракт будет расторгнут, в связи с истечением срока его действия.
Полагая, что уведомление не соответствует требованиям законодательства и условиям служебного контракта, истец направил на имя представителя работодателя заявление, которым просил либо продлить срок службы по контракту по ДД.ММ.ГГГГ либо по окончанию срока действия служебного контракта назначить его на иную должность, по которой предусматривается ротация.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к срочный служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ расторгнут и Шишлин А.В. уволен с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ по основанию п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истечение срока действия срочного служебного контракта.
Таким образом, прекращение служебного контракта, заключенного с Шишлиным А.В., было обусловлено окончанием срока его действия. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающей общие основания прекращения служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Регулируемые контрактом правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока), прекращаются. Заключая служебный контракт на определенный срок в установленных законодательством случаях, гражданин соглашается на прохождение государственной гражданской службы на срочных условиях.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что прекращение контракта в связи с окончанием срока действия, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием для прекращения служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон. Федеральным законом, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок и приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.
Заключенный с истцом срочный служебный контракт не содержит условия о возможности замещения должности в порядке ротации после истечения срока данного контракта. Ротация по истечении срока действия служебного контракта, возможна в случае принятия положительного решения нанимателя о дальнейшем прохождении службы государственным гражданским служащим в таможенном органе.
Указание в служебном контракте, заключенном с Шишлиным А.В., на то, что должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур № таможенного поста ... находится в Перечне должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ, утвержденном приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№, само по себе не содержит условия об обязательном заключении служебного контракта с государственным гражданским служащим на новый срок.
Согласно ст. 35 п.4 Закона № 79-ФЗ по истечению установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководитель», гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы. Указанной нормой закона предусмотрена возможность, а не обязанность по истечению срока действия служебного контракта, заключение с гражданским служащим в порядке ротации служебного контракта на новый срок.
Поскольку судом первой инстанции требования Шишлина А.В. о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-к о расторжении срочного служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и не порождающим правовых последствий; признании права истца на сохранение служебных отношений и заключение служебного контракта по должности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста ..., в порядке ротации; возложении обязанности на ответчика назначить истца на указанную должность, освободив его от должности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур № таможенного поста ... обоснованно оставлены без удовлетворения, то оснований для удовлетворения иска в части взыскания денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе Шишлина А.В. на то, что в служебном контракте имеется условие о нахождении замещаемой им должности в перечне должностей гражданской службы, по которым предусмотрена ротации, в связи с чем, наниматель обязан заключить с ним служебный контракт на новый срок, несостоятельна, не основана на Законе № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе в РФ». Обязательного условия о перезаключении срочного служебного контракта на новый срок служебный контракт не содержит.
Довод апелляционной жалобы истца о невозможности увольнения государственного гражданского служащего, заключившего срочный служебный контракт по должности, включенной в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация, по основаниям пункта 2 части 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ, а возможно только увольнение в случае не согласия гражданского служащего с назначением на должность в порядке ротации, по основаниям, предусмотренным в части 8 ст. 60.1 Закона (часть 9 ст. 60.1 Закона)», судебная коллегия признает необоснованным, поскольку статья 60.1 Закона № 79-ФЗ не содержит дополнительных гарантий для гражданских служащих в виде продления правоотношений с гражданским служащим, так как в соответствии со ст. 23 Закона № 79-ФЗ служебный контракт всегда основан на соглашении двух сторон (представителем нанимателя и гражданина). Учитывая, что начальник таможни письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ уведомил Шишлина А.В. о том, что в отношении него не принято положительного решения о назначении его на должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур № таможенного поста ..., то не выполняется условие ст.23 Закона № 79-ФЗ о соглашении двух сторон, следовательно, правоотношения прекращаются по истечению срока действия служебного контракта.
Кроме того, судебная коллегия также исходит из того, что ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ является специальной по отношению к ст. 33 Закона № 79-ФЗ, однако это не означает, что государственный гражданский служащий не может быть уволен по пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку ст.60.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" накладывает на работодателя дополнительное ограничение в виде невозможности оставления государственного гражданского сужающего в прежней должности, в случае её замещения в порядке ротации.
Судебная коллегия признает необоснованным довод апелляционной жалобы истца о нарушении Владивостокской таможней ст. 38 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 в отношении истца, поскольку ответчиком не нарушены права истца, как члена профсоюзной организации, поскольку представителем нанимателя выполнены требования статьи 38 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающие уведомление соответствующего профсоюзного органа о расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 данного Федерального закона. Неполучение мнения от профсоюзного органа не является основанием для восстановления истца на замещаемую им ранее должность, поскольку учет мнения выборного профсоюзного органа не является для работодателя обязательным при решении вопроса об увольнении гражданского служащего при истечении срока действия служебного контракта.
Иных доводов для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального, процессуального закона, которые в силу ст. 330 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения не установлено. Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 23 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шишлина А.В. без удовлетворения.
Председательствующий Судьи