ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13622/2021 от 13.07.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-13622/2021

78RS0012-01-2020-002887-71

Судья: Ткачева О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург

13 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Петровой А.В..

судей

Игумновой Е.Ю., Мелешко Н.В.

при секретаре

Девиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фетисова И.С. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2020 года по гражданскому делу № 2-1797/2020 по иску Фетисова И.С. к СПб ГУП «Петербургский метрополитен» о признании отказа в пропуске в зону транспортной безопасности незаконным.

Заслушав доклад судьи Петровой А.В., объяснения представителя истца Фетисова И.С. – Дронова Г.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика СПб ГУП «Петербургский метрополитен» - Беляева А.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Фетисов И.С. обратился в суд с иском к СПб ГУП «Петербургский метрополитен» о признании отказа СПб ГУП «Петербургский метрополитен» истцу 23.03.2020 в пропуске в зону транспортной безопасности незаконным и нарушающим положения пп.11 п.30 «Типовые правила пользования метрополитеном», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 26 октября 2018 г. № 386», пп.13,37,38 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 года № 227. В обоснование заявленных требований указано, что 23.03.2020 по адресу: Санкт-Петербург, проспект Стачек, д. 90 к.2 (ст. метро «Автово») ему было отказано в проходе в вестибюль СПб ГУП «Петербургский метрополитен» сотрудниками службы безопасности в связи с тем, что при нем находилось гражданское оружие - гладкоствольное длинноствольное оружие МР 155 калибра 12/76, № 1715504895, 2017 г.в, которым Фетисов И.С. владеет на законных основаниях. По мнению истца, запрет на транспортирование гражданского оружия в СПб ГУП «Петербургский метрополитен» основан на неправильном толковании норм права; истец имеет право на транспортирование оружия в порядке п. 77 постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»; законодатель установил запрет на пронос в зону транспортной безопасности оружия и частей к нему лицам, которые не имеют законных оснований на владение, ношение и транспортирование оружия; п. 38 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 указано, что перемещение в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и ТС с целью дальнейшей перевозки предметов и веществ, включенных в Перечни, допускается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правила, порядок и условия их перевозки по видам транспорта, а также правилами перевозки, установленными СТИ, перевозчиками; на момент отказа в проходе, п. 9.14 приказа Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга от 29.06.1998 № 233 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» не содержал запрета на провоз оружия; федеральное законодательство РФ не содержит прямого запрета на транспортирование оружия; Типовые правила пользования метрополитеном, утвержденные приказом Минтранса России от 26.10.2018 № 386 не регулируют напрямую отношения, связанные с установлением запрета на ношение оружия для физических лиц; данные Типовые правила пользования метрополитеном устанавливают рекомендации по разработке правил пользования метрополитеном в регионе, то есть они носят нормативный характер для государственного органа и должностных лиц, в чьи обязанности входит разработка нормативно-правовых актов, регулирующих правила пользования метрополитеном, но не для физических лиц – пассажиров.

Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований Фетисова И.С. отказано.

В апелляционной жалобе Фетисов И.С. просит решение суда отменить, считая незаконным и необоснованным.

Истец Фетисов И.С. в судебное заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно требованиям статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, направил в суд своего представителя, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2017 №442-ФЗ) метрополитен является одним из видов внеуличного транспорта.

Правила пользования внеуличным транспортом утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для каждого вида внеуличного транспорта отдельно и могут учитывать региональные особенности функционирования внеуличного транспорта (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ правила пользования внеуличным транспортом разрабатываются в соответствии с типовыми правилами пользования внеуличным транспортом соответствующего вида, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от 26.10.2018 № 386 утверждены Типовые правила пользования метрополитеном (далее – Типовые правила пользования метрополитеном).

Согласно п. 2 Типовых правил пользования метрополитеном под Правилами для целей указанного нормативного правового акта понимаются правила пользования метрополитеном, утвержденные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правила пользования Петербургским метрополитеном утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 № 776.

Таким образом, в силу требований п. 5 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ к правоотношениям сторон в спорный период подлежат применению Типовые правила пользования метрополитеном.

Подпунктом 11 п. 30 Типовых правил пользования метрополитеном установлено, что пассажирам запрещается провозить оружие и боеприпасы (за исключением случаев, установленных Правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, а также коррозийные и другие опасные вещества и бытовые газовые баллоны.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы истца о том, что на момент отказа в проходе в зону транспортной безопасности п. 9.14 приказа Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга от 29.06.1998 № 233 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» не содержал запрета на провоз оружия, противоречат требованиям п. 5 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ, так как со дня вступления 30.12.2018 в силу указанного Федерального закона приказ Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга от 29.06.1998 № 233 не подлежал применению в связи с необходимостью применения Типовых правил пользования метрополитеном.

В спорный период Типовые правила пользования метрополитеном в силу ч. 3 ст. 10, п. 5 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ регулировали в Петербургском метрополитене порядок организации перевозок пассажиров и провоза ручной клади, условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади, а также определяли требования к информированию пассажиров, находящихся в подвижном составе, на станциях и на межстанционных переходах для пассажиров и подлежали обязательному исполнению, как перевозчиком, так и пассажирами.

Судом установлено, что травматическое оружие «ОСА», выявленное у истца 23.03.2020, было в снаряженном состоянии, что истцом не оспаривалось. Указанное является нарушением законодательства, так как абзацем четвертым п. 77 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 (далее – Правила № 814), предусмотрено, что оружие (в том числе и травматическое) при транспортировании должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов. Доводы истца о праве на транспортирование оружия в Петербургском метрополитене со ссылками на Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) и Правила № 814 не приняты судом первой инстанции во внимание по следующим основаниям.

Правила № 814 устанавливают общие положения о транспортировании гражданами оружия и патронов к нему, и не содержат норм, определяющих особенности и порядок перевозки оружия и боеприпасов к нему по видам общественного транспорта.

В соответствии с п.п. 1, 12, 18 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ внеуличный транспорт - технологический комплекс, включающий в себя подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта и обеспечивающий перевозку пассажиров и провоз ручной клади по договорам перевозки пассажиров, при этом под перевозчиком понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приняли на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и провезти ручную кладь внеуличным транспортом; ручная кладь - вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой во внеуличном транспорте и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.

Таким образом, Федеральным законом от 29.12.2017 № 442-ФЗ установлена возможность перевозки пассажира и провоза ручной клади. Транспортирование оружия в метрополитене Федеральным законом от 29.12.2017 № 442-ФЗ не предусмотрено.

При этом по смыслу п. 5 ст. 6, ч. 3 ст. 24 Закона об оружии на территории РФ запрещается ношение оружия, в том числе при массовых публичных мероприятиях. Указанный запрет установлен вследствие невозможности обеспечения безопасности при применении оружия в местах массового скопления людей.

Таким образом, установление запрета на провоз оружия в метрополитене с учетом значительного пассажиропотока и в условиях ограниченного, как правило, подземного пространства, также как и запрет ношения оружия при массовых публичных мероприятиях, носит обоснованный характер, направлен на обеспечение безопасности граждан и не противоречит требованиям Закона об оружии.

Кроме того, требования о запрете провоза оружия в метрополитене соответствуют федеральному законодательству о транспортной безопасности.

В силу Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ) объекты инфраструктуры метрополитена, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 1636, являются объектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение п. 13 ст. 12.2 Федерального закона от 22.12.2018 № 16-ФЗ приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила досмотра).

Разделом Х Правил досмотра установлены Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (далее – Перечни).

В указанные Перечни включены, в том числе, оружие гражданское и служебное; оружие самообороны; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное.

Пунктом 38 Правил досмотра предусмотрено, что перемещение в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортное средство с целью дальнейшей перевозки предметов и веществ, включенных в Перечни, допускается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правила, порядок и условия их перевозки по видам транспорта, а также правилами перевозки, установленными субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиками.

При этом правила, порядок и условия перевозки пассажиров и провоза ручной клади по виду транспорта – метрополитену в спорный период были установлены Типовыми правилами пользования метрополитеном.

Типовые правила пользования метрополитеном, приняты во исполнение п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ.

Установленный Типовыми правилами пользования метрополитеном запрет на провоз оружия соответствует п. 38 Правил досмотра, принятых во исполнение Федерального закона от 22.12.2018 № 16-ФЗ.

В соответствии с п. 67 Правил досмотра, работники досмотра обязаны не допускать к перевозке оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, запрещенные к перевозке на данном виде транспорта при нарушении правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок и условия их перевозки на видах транспорта.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия работников ответчика по исполнению требований нормативных правовых актов РФ в части не допуска к перевозке оружия, включенного в Перечни, являлись законными и обоснованными, и соответствовали уставной задаче СПб ГУП «Петербургский метрополитен» по обеспечению безопасных перевозок пассажиров, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, они подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца об установлении Правилами проведения досмотра запрета на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ лишь лицами, перемещающими их без законных на то оснований, противоречит пункту 67 Правил проведения досмотра, в соответствии с которым работники досмотра обязаны не допускать к перевозке оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, запрещенные к перевозке на данном виде транспорта при нарушении правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок и условия их перевозки на видах транспорта. При этом общий запрет пассажирам перевозить оружие и боеприпасы установлен подпунктом 11 пункта 30 Типовых правил.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что запрет на провоз пассажирами предметов, указанных в Перечнях, содержащихся в главе X Правил проведения досмотра, в Петербургском метрополитене, введенный постановлением Правительства Санкт-Петербурга №776 от 29.09.2020, соответствует федеральному законодательству, регулирующему вопросы организации транспортного обслуживания населения и транспортной безопасности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно определены обстоятельства в отношении правил ношения ОООП ОСА, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии Типовыми правилами законные основания для транспортирования (ношения) оружия и боеприпасов в метрополитене отсутствуют.

Довод апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о том, что исковое заявление не содержит доводов и ссылок на нарушения прав и законных интересов истца в получении услуг по перевозке пассажиров, подлежит отклонению, поскольку исковые требования в силу вышеизложенного удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для принятия судебного акта, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд правильно применил нормы материального права, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.

Поскольку судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения исковых требований, то отсутствуют основания и для возмещения истцу судебных расходов.

Руководствуясь положениями статей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фетисова И.С. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: