__
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-13628/2014
Судья: Зубкова А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
ФИО1, ФИО2
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в судебном заседании 24 сентября 2014 года дело № 2-2528/14 по апелляционным жалобам Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года по заявлению Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» об оспаривании действий Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителей Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» - ФИО4 и ФИО5; представителя ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу – ФИО6, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать недействительным уведомление об отказе в государственной регистрации юридического лица при создании №...; обязать ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу произвести государственную регистрацию Регионального отделения в Санкт-Петербурге Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА».
В обоснование требований заявитель указал, что <дата> состоялся учредительный съезд Политической партии «<...>», на котором принято решение о создании Политической партии «<...>». <дата> на Втором Съезде партии принято решение о принятии Устава в новой редакции, было изменено наименование партии на Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», а также о соответствующем переименовании всех региональных отделений. Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации <дата>. <дата> заинтересованному лицу был представлен пакет документов на государственную регистрацию регионального отделения партии в Санкт-Петербурге, на что было получено уведомление об отказе в такой регистрации со ссылкой на отсутствие права у регионального отделения на переименование до государственной регистрации, а также указано на не предоставление копии протокола конференции с указанием численности членов партии в ее региональном отделении и места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии. Данный отказ заявитель считает незаконным.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 22.05.14 заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным решение ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от <дата> об отказе в государственной регистрации регионального отделения в городе Санкт-Петербурге Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА». В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» просила данное решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на заинтересованное лицо обязанности по осуществлению государственной регистрации регионального отделения в городе Санкт-Петербурге Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», указывая на то, что суд первой инстанции уклонился от восстановления нарушенных прав заявителя.
ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда от 22.05.14, в которой заинтересованное лицо просило данное решение отменить, настаивая на том, что заявителем не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации регионального отделения политической партии.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, находит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 22.05.14 подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» по следующим основаниям.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 11 Федерального закона от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии (п. 2 указанной статьи).
В пункте 3 данной статьи предусмотрено, что со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного данным Федеральным законом специального порядка регистрации политической партии и ее региональных отделений; политическая партия и ее региональное отделение осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.
В силу п.п. «а» и «г» п. 1 ст. 18 Федерального закона от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган представляется заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов, а также следующие документы, в частности: копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии; заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;
На основании положений п. 2 ст. 20 Федерального закона от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии; территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона; не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения политической партии.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16.07.07. № 11-П отмечено, что регистрация политической партии и ее региональных отделений есть акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, заключающийся во внесении в государственный реестр сведений о создании политической партии, свидетельствующих о том, что она отвечает требованиям Федерального закона «О политических партиях». Этим не затрагивается само существо права на создание политической партии, поскольку государственная регистрация не только влечет признание политической партии юридическим лицом (ст.48 и 51 ГК Российской Федерации), но и обусловливает возложение на политическую партию особой публичной функции, проистекающей из признания ее единственным коллективным субъектом избирательного процесса (п.1 ст.36 Федерального закона "О политических партиях", ч.1 и 2 ст.7 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). Фиксацией уполномоченным на то государственным органом факта соответствия политической партии установленным законом требованиям предопределяется также возложение на государство определенных обязанностей по отношению к политической партии и ее членам.
Анализируя оспариваемый Политической партией «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» отказ ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от <дата> в государственной регистрации регионального отделения по городу Санкт-Петербургу Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности такого отказа, отсутствии у заинтересованного лица оснований для утверждения о не предоставлении заявителем документов, необходимых для регистрации регионального отделения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что <дата> на Учредительном съезде Политической партии «<...>» принято решение о создании региональных отделений Политической партии «<...>» в 83 субъектах Российской Федерации.
Решением Второго Съезда Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» от <дата> утвержден устав политической партии в новой редакции, изменено наименование партии на Политическую партию «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», а также переименованы все 83 региональных отделения партии.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от <дата>, решением ГУ Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> произведена государственная регистрация некоммерческой организации Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА». Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц <дата>.
<дата> Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» направила в ГУ Министерство юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу по почте заявление о государственной регистрации юридического лица при создании и приложенные к нему документы для регистрации некоммерческой организации – регионального отделения в городе Санкт-Петербурге Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА».
Уведомлением №... от <дата> Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» было отказано в государственной регистрации регионального отделения в городе Санкт-Петербурге Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» на основании ст. 20 Федерального закона от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях».
В качестве основания для данного отказа указано, что документы организации противоречат действующему законодательству, а именно ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку согласно материалам ведомственного реестра и сведениям Единого государственного реестра юридических лиц региональное отделение Политической партии «Народный Альянс» в Санкт-Петербурге не зарегистрировано в качестве юридического лица.
Вместе с тем, статья 20 Федерального закона от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа региональному отделению политической партии в государственной регистрации, который не содержит вышеприведенного основания для отказа. При этом регистрирующим органом не учтено, что целью обращения Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» являлось не внесение изменений в сведения о зарегистрированном юридическом лице, а регистрация вновь созданного регионального отделения.
Судом первой инстанции справедливо указано, что государственная регистрация регионального отделения политической партии является необходимой процедурой для эффективного регулирования и контроля за деятельностью политических партий в целях обеспечения и защиты прав и свобод граждан, которая наделяет политические партии полной правоспособностью, не умаляя при этом того объема правоспособности партии, который возник при ее создании, поскольку в силу положений ст. 11 Федерального закона от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях». Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц, и уже со дня создания осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии.
Кроме того, как следует из уведомления от <дата>, основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие копии протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии, что опровергается представленными в материалы дела доказательствами, а именно описью отправления документов заявителем в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации, из которой следует, что заявителем заинтересованному лицу вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании были направлены, в частности, протоколы общего собрания регионального отделения Политической партии «<...>» и протоколы общего собрания регионального отделения Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», в которых искомые данные приведены (протоколы общего собрания регионального отделения от <дата>, <дата>).
Данные обстоятельства при рассмотрении дела судом первой инстанции заинтересованным лицом не оспаривались.
Таким образом, судом первой инстанции, при оценке законности отказа ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в государственной регистрации регионального отделения Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», исследованы все основания к такому отказу, изложенные заинтересованным лицом в уведомлении от 03.04.14, и правомерно признаны несостоятельными
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что доводы заинтересованного лица, изложенные в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, об отсутствии полномочий у лица, подавшего заявление на регистрацию, также не могут быть признаны состоятельными.
Как следует из материалов дела, документы на регистрацию поданы А., который решением Учредительного съезда Политической партии «<...>» от <дата> был назначен уполномоченным лицом Политической партии «<...>», наделен полномочиями по регистрации региональных отделений политической партии «<...>». Указанное решение в качестве подтверждения полномочий А. <дата> было представлено в ГУ Министерство юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, принято сотрудником заинтересованного лица под роспись, доказательств обратного суду представлено не было. Обстоятельство предоставления данного решения также подтверждено заинтересованным лицом в апелляционной жалобе.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание тот факт, что полномочия А. на подачу заявления о государственной регистрации заявителем не оспариваются, они не являлись основанием для отказа в такой регистрации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы заинтересованного лица в указанной части не могли служить основанием для признания уведомления от <дата> законным и обоснованным.
Доводы представителя заинтересованного лица, изложенные в судебном заседании суда апелляционной инстанции, о том, что согласно протоколу от <дата> отделение политической партии поименовано, как региональное отделение Санкт-Петербурга Политическая партия «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», в то время как в документах, поданных на государственную регистрацию, было указано другое наименование «Региональное отделение в городе Санкт-Петербурге Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», по мнению судебной коллегии, не могут служить достаточным основанием для отказа в государственной регистрации регионального отделения, поскольку не свидетельствуют о создании регионального отделения в ином субъекте Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая установленные судом первой инстанции обстоятельства, подтвержденные в ходе рассмотрения дела надлежащими доказательствами, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обоснованно признан судом незаконным и необоснованным.
Доводы жалобы ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу не содержат правовых оснований для отмены постановленного по делу судебного акта и не могут быть признаны состоятельными.
В то же время, суд не усмотрел оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности осуществить регистрационные действия, указав, что в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата> № 1313, уполномоченным органом, ответственным за государственную регистрацию политических партий является ГУ Министерство юстиции Российской Федерации, в связи с чем суд не может подменять собой иные органы власти.
По мнению судебной коллегии, с указанными выводами суда согласиться нельзя, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.09 № 2 «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.
Учитывая тот факт, что в ходе рассмотрения дела было установлено наличие права заявителя на государственную регистрацию регионального отделения политической партии, а также отсутствие оснований у заинтересованного лица для отказа в такой регистрации, принимая во внимание, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в котором должны быть в полном объеме восстановлены нарушенные права и свободы заявителя, судебная коллегия считает необходимым, в целях устранения нарушения прав заявителя, с учетом признания незаконным отказа от 03.04.14, решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в части отказа в удовлетворении требований Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» об обязании ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу произвести государственную регистрацию Регионального отделения в Санкт-Петербурге Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА», в отсутствии иных озвученных заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства оснований для отказа в соответствующей регистрации, отменить, с вынесением нового решения в указанной части об обязании заинтересованного лица ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию регионального отделения в Санкт-Петербурге Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА».
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года в части отказа в удовлетворении требований Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» отменить.
Вынести по делу в этой части новое решение.
Обязать Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию регионального отделения в Санкт-Петербурге Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА».
В удовлетворении апелляционной жалобы Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу отказать.
Председательствующий:
Судьи: