Судья Косачев И.В.
№ 33-1366
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск
17 апреля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
ФИО1
ФИО2
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к Администрации ЗАТО Александровск о возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта,
по апелляционному представлению прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на решение Полярного районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске Мурманской области от 28 января 2013 года, по которому постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Мурманскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к Администрации ЗАТО Александровск о возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта».
Заслушав доклад судьи Пырч Н.В., объяснения помощника прокурора прокуратуры Мурманской области Павловой И.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения против представления прокурора представителя администрации ЗАТО Александровск по доверенности ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с заявлением к Администрации ЗАТО Александровск о возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта.
В обоснование заявленных требований указал, что Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.
В результате проведенной проверки установлено, что Администрацией ЗАТО Александровск не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В частности, не проведена антикоррупционная экспертиза постановления Администрации ЗАТО Александровск от 06 августа 2012 года № 1785 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ».
При этом, _ _ 2012 года Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах составлено заключение о несоответствии законодательству проекта постановления Администрации ЗАТО Александровск «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ», которое было направлено в адрес Администрации для устранения выявленных нарушений.
Поскольку неисполнение требований законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов может привести к принятию нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, и, как следствие, к нарушению прав граждан и Российской Федерации, просил суд обязать Администрацию муниципального образования ЗАТО Александровск провести антикоррупционную экспертизу постановления Администрации ЗАТО Александровск от 06 августа 2012 года № 1785 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ».
В судебном заседании помощник прокурора Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО5 поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Администрации ЗАТО Александровск по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на соблюдение требований закона администрацией ЗАТО Александровск.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО6 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы указывает, что законодательством предусматривается проведение антикоррупционной экспертизы как проектов нормативных правовых актов, так и принятых нормативных правовых актов. Соответственно, должно быть составлено заключение как на проект, так и на принятый нормативный правовой акт.
При этом проведение экспертизы принятого нормативного правового акта после проведения экспертизы его проекта не является повторной экспертизой.
Вместе с тем, доказательств того, что Администрацией ЗАТО Александровск была проведена антикоррупционная экспертиза принятого нормативного правового акта, не представлено.
Выводы суда о том, что прокуратурой в адрес Администрации было направлено требование об изменении нормативного акта, в котором отсутствуют предложения о способе устранения коррупциогенных факторов, являются ошибочными. По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы проекта постановления Администрации ЗАТО Александровск от 06 августа 2012 года № 1785 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ» прокуратурой было вынесено заключение о несоответствии проекта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
При этом, полагает, что решение о том, каким именно образом вносить изменения в нормативный правовой акт в целях исключения несоответствия закону и исключения коррупциогенных факторов, принимается органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной представления, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Разрешая настоящий спор и отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что проект административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ» прошел антикоррупционную экспертизу в Администрации ЗАТО Александровск и выявленный рабочей группой антикоррупционной экспертизы коррупциогенный фактор был устранен при утверждении административного регламента Постановлением Администрации ЗАТО Александровск от 06 августа 2012 года № 1785.
Кроме того, суд указал на отсутствие в заключении прокурора конкретных предложений о способе устранения коррупциогенных факторов, а также принял во внимание тот факт, что названное заключение поступило в адрес Администрации после утверждения административного регламента. При этом, утвержденный нормативно-правовой акт, вступивший в силу после его опубликования, прокуратурой на соответствие его коррупцигенным факторам не проверялся, заключение суду не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они сделаны с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 6Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 4 статьи 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ).
Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
Правовые и организационные основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти Мурманской области и муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов), принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливаются Законом Мурманской области от 23 ноября 2009 года № 1154-01-ЗМО «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области».
Постановлением Администрации ЗАТО Александровск от 01 декабря 2011 года № 2735 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актом (проектов нормативных правовых актов) муниципального образования ЗАТО Александровск (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 1.3 названного Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат принятые нормативные правовые акты ЗАТО Александровск и проекты нормативных правовых актов ЗАТО Александровск, разрабатываемые органами и структурными подразделениями администрации ЗАТО Александровск.
В силу пунктов 1.8, 2.4 Порядка антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов ЗАТО Александровск и их проектов осуществляется рабочей группой по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ЗАТО Александровск.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актом рабочей группой составляется заключение в порядке, предусмотренном разделом 5 Порядка.
Анализ вышеприведенных норм материального права, позволяет сделать вывод о том, что антикоррупционная экспертиза проводится проекта нормативного правого акта и при принятии самого нормативного правового акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, _ _ 2012 года рабочей группой антикоррупционной экспертизы проекта административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ» выявлен коррупциогенный фактор с высокой степенью вероятности, способствующий проявлениям коррупции.
06 августа 2012 года Постановлением Администрации ЗАТО Александровск № 1785 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ», в котором выявленный коррупциогенный фактор устранен.
_ _ 2012 года Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах составлено заключение о несоответствии законодательству проекта постановления Администрации ЗАТО Александровск «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ», которое было направлено в адрес Администрации ЗАТО Александровск.
При принятии вышеуказанного нормативного акта антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта не проводилась.
Между тем в силу действующего законодательства проведение антикоррупционной экспертизы проекта административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ» не отменяло необходимость проведения данной экспертизы самого нормативного правового акта.
Администрация ЗАТО Александровск не исполнила обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы Постановления Администрации ЗАТО Александровск от 06 августа 2012 года № 1785 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ».
При таком положении судебная коллегия не может согласиться с законностью и обоснованностью постановленного решения суда и находит его в силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований с возложением обязанности на Администрацию ЗАТО Александровск по проведению антикоррупционной экспертизы Постановления Администрации ЗАТО Александровск от 06 августа 2012 года № 1785 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Полярного районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске Мурманской области от 28 января 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым постановить:
« Заявление Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к Администрации ЗАТО Александровск о возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта удовлетворить.
Обязать Администрацию ЗАТО Александровск провести антикоррупционную экспертизу Постановления Администрации ЗАТО Александровск от 06 августа 2012 года № 1785 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача ордеров на проведение земляных работ».
председательствующий:
судьи: