Судья: Смирнова Т.Ю. Дело № 33-13671
Докладчик: Чудинова Т.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе: председательствующего Строгановой Г.В.,
судей: Чудиновой Т.М., Карасовской А.В.,
при секретаре Колчановой Т.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чудиновой Т.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления городского развития Киселёвского городского округа на решение Киселёвского городского суда Кемеровской области
от 17 октября 2018 года
по иску ФИО1 к администрации Киселёвского городского округа о признании за гражданином права на предоставление жилого помещения вне очереди и о понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Киселёвского городского округа о предоставлении жилого помещения вне очереди, мотивируя тем, что он является собственником дома по адресу: <адрес>
25 февраля 2002 года произошло возгорание данного жилого дома, в результате чего данное здание было полностью разрушено, дальнейшее проживание в нём стало невозможно. Ему в то время было <данные изъяты> лет.
В указанном жилом доме в то время проживали и были прописаны его мать ФИО14 и он. Данное жилое помещение являлось единственным местом жительства его семьи. В результате пожара он и его мама лишились единственного пригодного для проживания жилого помещения.
После пожара в 2002 году его мама ФИО15 действуя за себя лично и представляя его интересы (состав семьи два человека), обратилась с заявлением в администрацию города Киселёвска о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилого помещения как погорельцам, предоставив все необходимые документы на жилой дом, справку из пожарной инспекции и справки, что они не имеют другого жилья. Распоряжением администрации города Киселёвска № 408-р от 04 июня 2002 года они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На протяжении 16 лет ответчик не принимает никаких мер по предоставлению ему жилья.
Просил признать за ним право на внеочередное предоставление администрацией Киселёвского городского округа жилого помещения по договору социального найма, соответствующего санитарно – гигиеническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты> взамен сгоревшего жилого дома, <адрес> в связи с нарушением его жилищных прав; обязать администрацию Киселёвского городского округа предоставить ему вне очереди в пределах Киселёвского городского округа благоустроенное жилое помещение для постоянного проживания в виде отдельной квартиры по договору социального найма, соответствующего санитарно – гигиеническим и техническим требованиям, площадью <данные изъяты>, взамен сгоревшего жилого дома, <адрес>, в связи с нарушением его жилищных прав.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании доводы искового заявления и заявленные требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика администрации Киселёвского городского округа и соответчика управления городского развития Киселёвского городского округа ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Киселёвский отдел, в судебное заседание не явился.
Решением Киселёвского городского суда Кемеровской области от 17 октября 2018 года постановлено:
Признать за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен сгоревшего жилого дома по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Киселёвского городского округа, управление городского развития Киселёвского городского округа предоставить во внеочередном порядке ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте города Киселёвска Кемеровской области, общей площадью не менее 33 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель Управления городского развития Киселёвского городского округа просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истец в качестве нуждающихся в жилых помещениях на учете состоит, но номер его очереди – №. В действующем законодательстве не предусмотрено внеочередное предоставление жилья погорельцам.
На апелляционную жалобу представителем ФИО1 поданы возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии не явились лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, в виду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 05 марта 1999 года между ФИО16 действующей также в интересах малолетнего сына ФИО1, (покупателем) был заключён договор купли - продажи жилого дома, <адрес>
В жилом доме проживали и были зарегистрированы ФИО17 и её сын ФИО1 (л.д. 51, 52).
Из справки № 85 от 12 декабря 2013 года, выданной Управлением надзорной деятельности Отделом НД г. Киселёвска, видно, что в результате пожара, произошедшего 25 февраля 2002 года по адресу: <адрес>
07 мая 2002 года ФИО18 обратилась в администрацию города Киселёвска с просьбой поставить её и её сына на очередь для получения квартиры (л.д. 64).
Распоряжением администрации города Киселёвска от 04 июня 2002 года № 408-р «Об утверждении списков для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО19 с составом семьи 2 человека была поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «погорельцы» (л.д. 65-66).
25 марта 2016 года ФИО20 умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти № выданным Органом ЗАГС г. Киселёвска Кемеровской области 29 марта 2016 года (л.д. 10).
По заявлению ФИО1 от 21 июня 2018 года (л.д. 60) в распоряжение администрации города Киселёвска от 04 июня 2002 года № 408-р внесены изменения, из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключена ФИО21 её место в очереди с составом семьи 1 человек занял сын ФИО1 (л.д. 68).
Из справки № 776 от 26 сентября 2018 года следует, что номер ФИО1 в очереди по состоянию на 26 сентября 2018 года - № (л.д. 82).
Статьёй 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, было предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Для целей реализации такого права гражданами статьями 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР был установлен механизм постановки граждан на соответствующий учёт.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия их на учёт и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
При этом частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено право граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания, на внеочередное предоставление жилых помещений.
Согласно статье 137 Жилищного кодекса РСФСР в случае сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда. Кроме того, собственникам жилых домов по их выбору либо выплачивается стоимость сносимых домов, строений и устройств, либо предоставляется право использовать материалы от разборки этих домов, строений и устройств по своему усмотрению. По желанию граждан исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов обеспечивают им (вместо предоставления квартир) возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительных кооперативов и получения в них квартир.
По общему правилу, предписанному статьёй 32 Жилищного кодекса РСФСР, право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения.
С 01 марта 2005 года на территории Российской Федерации был введён в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом положений названной части.
Данная позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2009 года № 1549-О-П «По жалобе гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому положения части 2 статьи 6 указанного Федерального закона № 189-ФЗ в её конституционно- правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 года принятых на учёт для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учёт.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
На основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом, действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведённых законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П «По жалобе гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильём самостоятельно, лежит на государстве, в лице органов государственной и муниципальной власти.
С учетом изложенного, на основании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к законным и обоснованным выводам о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, как лишившийся жилища в результате пожара, состоящий на учёте нуждающихся в жилом помещении, включённый в списки лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения на льготных основаниях, и ФИО1 должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме общей площади не менее 33 кв.м.
Удовлетворяя исковые требования, суд также учел, что утраченное в результате пожара жилое помещение по <адрес> было единственным у семьи К-вых, утраченный жилой дом не был застрахован, самостоятельно преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию ФИО1 не в состоянии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что иск ФИО1 о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворению не подлежит, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, соответствует требованиям закона и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым дана правильная правовая оценка в порядке ст. 67 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского развития Киселёвского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.В. Строганова
Судьи: А.В. Карасовская
Т.М. Чудинова