ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1369 от 28.04.2014 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

     Дело № 33-1369

     Судья Бадиков Р.Г.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     28 апреля 2014г. г.Тамбов

 Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

 председательствующего судьи: Кочергиной Н.А.,

 судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.,

 при секретаре: Удаловой О.Е.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Тамбовская сетевая компания» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 об обязании обеспечения допуска к месту установки общедомового прибора учета холодной воды и ввода его в эксплуатацию,

 по апелляционным жалобам ФИО3, ФИО14, ФИО19, ФИО4, ФИО7 и ФИО9 на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 14 февраля 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Кочергиной Н.А., судебная коллегия   

 УСТАНОВИЛА:

 ОАО «ТСК» обратилось в суд к собственникам многоквартирного жилого дома с иском об обязании обеспечить допуск представителей ОАО «ТСК» в подвальное помещение дома для установки общедомового прибора учета холодной воды в месте, максимального приближенном к границе раздела балансовой принадлежности, которой является внешняя стена дома. В обоснование своих требований Общество указало, что оно является ресурсоснабжающей организацией на территории *** и состоит в договорных отношениях с исполнителями коммунальных услуг и в прямых договорных отношениях с собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственниками *** *** способ управления домом не выбран. Граждане, проживающие в данном доме, продолжают находиться в прямых договорных отношениях по поставке энергоресурсов с ОАО «ТСК». На основании ч.5 ст.13 Федерального закона РФ №261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были в срок до 1 июля 2012г. обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов. Собственники указанного выше дома в установленный срок обязанности по оснащению данного объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов не исполнили. В целях исполнения возложенной законом обязанности ОАО «ТСК» осуществило уведомление граждан данного дома о запланированной в июне 2013г. установке узла учета воды путем размещения информационного объявления на стенде дома. Однако по прибытии представителей ОАО «ТСК» на место в целях монтажа узла учета жители дома выступили против принудительной установки приборов учета. На этом основании 07.06.2013г, 14.06.2013г. и 19.06.2013г. ОАО «ТСК» совместно с представителями администрации г.Рассказово провело информационные собрания с жителями по разъяснению процедуры установки общедомовых приборов учета. Несмотря на это 20.06.2013г. представители ОАО «ТСК» не были допущены для проведения работ по монтажу коллективного прибора учета. Таким образом, в настоящее время из-за противоправных действий жителей под угрозой срыва находится разработанный ОАО «ТСК» график установки узлов воды, а соответственно, исполнение установленной законом обязанности по оснащению объектов в срок до 01 июля 2013г.

 В дальнейшем исковые требования были уточнены, в которых истец просил суд обязать собственников помещений обеспечить допуск представителям ОАО «ТСК» в подвальное помещение указанного дома для установки общедомового прибора учета холодной воды и ввода его в эксплуатацию.

     В письменных дополнениях истец указал, что в соответствии с п.7.2.9 СНиП 2.04.01-85 ответчики должны иметь устройства формирования электрических импульсов, а также съемные или стационарные датчики электрических импульсов, т.е. вычислитель. Кроме того, результат измерения объема воды должен достоверно отображаться, интерпретироваться, храниться и передаваться. Однако, на момент рассмотрения дела в суде вступили в силу Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Правительством РФ, закрепившие требования к приборам учета воды. Так, согласно п.8 Правил к эксплуатации допускаются узлы учета, позволяющие снимать показания приборов учета, в т.ч. с использованием систем дистанционного снятия показаний, а также вести учет о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов узла учета. Таким образом, действующим законодательством полностью подтверждена позиция ОАО «ТСК».

 Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 14 февраля 2014 года суд обязал собственников помещений, проживающих в многоквартирном жилом доме ***: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, обеспечить допуск представителей ОАО «Тамбовская сетевая компания» в подвальное помещение дома для установки общего домового прибора учета холодной воды в месте, максимально приближенном к границе раздела балансовой принадлежности, которой является внешняя стена дома, и ввода его в эксплуатацию.

 Этим же решением суд взыскал с ответчиков в пользу ОАО «Тамбовская сетевая компания» судебные расходы по оплате госпошлины по 250 руб. с каждого и в пользу ФБУ «Тамбовская лаборатория судебной экспертизы» судебные расходы за производство строительно-технической экспертизы по 1880 руб. 56 коп. с каждого.

 В апелляционной жалобе ФИО3, ФИО14, ФИО19, ФИО4, ФИО7 просят решение суда отменить. Указывают, что в заключении экспертизы имеются противоречия. Кроме того, при её назначении не были учтены их вопросы о возможности установки прибора учета с внешней стороны дома. Более того, указывают на то, что они выступили против принудительной установки прибора лишь потому, что им не представили информацию о приборе учета и расходах денежных средств. Навязываемый прибор учета предназначен для горячей и холодной воды, отчего цена его дороже, а в доме отсутствует горячее водоснабжение, в связи с этим прибор необходим только для холодного водоснабжения. Также говорят о том, что обследование подвального помещения проводилось без их участия.

 В апелляционной жалобе ФИО9 просит решение суда отменить в отношении её и её супруга ФИО5 Указывает, что они не выступают ни на стороне истца, ни на стороне ответчика, собственником жилья является только ФИО9 с декабря 2011 года её семья проживает по новому адресу, никаких препятствий к установке прибора они не чинили. Также указывает, что судебные повестки не получали.

 ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16 в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили, от участников процесса возражений против рассмотрения дела в их отсутствие не поступило, в связи с чем, коллегия полагает возможным рассмотреть дело по существу.

 Заслушав ФИО3, ФИО10, ФИО6, ФИО14, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ОАО «ТСК» ФИО17, ФИО18, просивших решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

 Согласно ч.1,9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

 Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

     Согласно ч.1,5 и 12 ст. 13 названного закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

 До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

 (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)

 До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

 (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)

 Судом установлено, что ОАО «ТСК» является организацией, эксплуатирующей сети водоснабжения в г. Рассказово.

 Сети водоснабжения жилого дома, в котором проживают ответчики, непосредственно присоединены к сетям инженерно-технического обеспечения, которые эксплуатирует ОАО «ТСК». Обязанность по оснащению жилого дома общедомовым прибором учета холодной воды ответчики до 1 июля 2012г. не исполнили.

 Ответчики, возражая против иска, указывают, что в их доме отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета холодной воды.

 Актом обследования от 9 апреля 2013г. установлено, что техническая возможность установки прибора учета электромагнитного исполнения в подвальном помещении многоквартирного дома максимально приближенного к стене объекта имеется.

 Согласно заключению эксперта от 16 января 2014г. с учетом технических характеристик подвального помещения дома /состояния внутридомовых систем, температурного режима, влажности допустимых электромагнитных систем, наличия условий для правильной эксплуатации/ возможно проведение в подвальном помещении дома работ по установке общедомового прибора учета холодной воды в месте, максимально приближенном к границе раздела балансовой принадлежности с учетом СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85. Внутренний водопровод и канализация зданий» и Технических условий №21 от 07.05.2013г. и Критериев наличия /отсутствия/ технической возможности установки общедомового прибора учета, утв. Приказом Министерства регионального развития РФ №627 от 29 декабря 2011г.

 Установка общедомового прибора учета холодной воды в подвальном помещении указанного дома возможна, прибор учета преобразователь расхода электромагнитный МастерФлоу Ду 25 соответствует требованиям СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85. Внутренний водопровод и канализация зданий» и Техническим условиям №21 от 7 мая 2013г., а счетчик МЕТЕР ВК-Х/32.Ду32 этим требованиям не соответствует.

 Иных доказательств отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды в доме ответчиков суду не представлено.

 Доводы ответчиков об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды в доме не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

 Иные вопросы, в частности о необходимости установки общедомового прибора учета холодной воды того или иного типа судом расценены как не относящиеся к предмету спора, и судом не разрешались.

 Обжалуемым решением лишь устранены препятствия со стороны ответчиков в обеспечении допуска представителей ОАО «ТСК» в подвальное помещение дома, в котором они проживают, для установки общедомового прибора учета холодной воды в месте, максимально приближенном к границе раздела балансовой принадлежности, которой является внешняя стена дома, и ввода его в эксплуатацию, как это предусмотрено вышеназванным законом.

 Данный вывод сделан судом на основании того, что общедомовый прибор учета холодной воды в доме не установлен, может быть установлен по техническим условиям, и в силу ч.12 ст.13 ФЗ №261 ответчики обязаны обеспечить допуск ОАО «ТСК» к месту установки прибора учета используемых энергетических ресурсов, в частности холодной воды.

 На доводы ответчиков о невозможности установки прибора учета холодной воды с учетом температурного режима, залития подвала паводковыми водами, предназначения прибора для учета как холодной, так и горячей воды, в то время как в доме отсутствует горячее водоснабжение, представителями истца даны подробные разъяснения, опровергающие данные доводы, в том числе и в судебном заседании апелляционной инстанции.

 Вопрос о распределении судебных расходов разрешен судом правильно в соответствии с нормами ст. ст. 98 ГПК РФ.

 Доводы жалобы ФИО9 о том, что она не получала повестки из суда, не могут повлечь за собой отмену правильного по существу решения, постановленного в соответствии с требованиями процессуального законодательства, поскольку проживание в ином месте, о котором суду сообщено не было, не свидетельствует о ненадлежащем извещении участников процесса о датах судебных заседаний.

 Судебные расходы возложены на всех ответчиков, привлеченных к участию в деле.

 Доводов о том, что ФИО5 не относится к числу ответчиков по заявленному иску, в суде первой инстанции не заявлялось и им судебное решение не обжалуется.

 Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, в связи с чем оставляет его без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 14 февраля 2014г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО3, ФИО14, ФИО19, ФИО4, ФИО7 и ФИО9 – без удовлетворения.

 Председательствующий: подпись

 Судьи: подписи

 Копия верна: судья Кочергина Н.А.