КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Захарова Л.В. Дело № 33-13710/2017
А-083г
16 октября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Саянского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Саянского района» о предоставлении мер социальной поддержки приемной многодетной семье, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе и дополнении к ней ФИО1
на решение Саянского районного суда Красноярского края от 21 июля 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Саянского района Красноярского края о предоставлении приемной семье предусмотренную для многодетной семьи меры социальной поддержки в виде бесплатного питания в общеобразовательном учреждении, взыскании суммы за питание в размере 36655 рублей 79 копеек, компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей, взыскании судебных расходов за юридические услуги 15000 рублей; взыскании с МКУ «Управление образования администрации Саянского района» компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей- отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с требованиями (с учетом уточнений) к администрации Саянского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Саянского района» о возложении на администрацию Саянского района Красноярского края обязанности предоставить ее приемной семье все предусмотренные для многодетной семьи меры социальной поддержки; взыскании с администрации Саянского района Красноярского края уплаченные за питание детей в Малиновской и Большеарбайской школах 36655 рублей 79 копеек, расходов по оплате юридической помощи в сумме 15000 рублей; компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей; взыскании с МКУ «Управление образования Саянского района» компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец является приемным родителем несовершеннолетних детей: АА, ЕА, ЕА, НС
Указывает, что действующим законодательством предусмотрены меры социальной поддержки для многодетных семей, в том числе, в виде бесплатного питания учащихся в общеобразовательной школе, однако, бесплатного питания ее приемным детям в школе не предоставляют.
На обращения в образовательные учреждения и администрацию Саянского района Красноярского края, ей был дан ответ, что расходы на питание детей включены в пособия на детей. С данным утверждением истец не согласна, полагает, что ее приемным детям должно предоставляться двухразовое питание в школе.
Истец в период обучения приемных детей НС и ЕА в Малиновской средней общеобразовательной школе в период с 01.09.2015 г. по 31.05.2016 г. оплатила питание детям в сумме 7693 рубля 22 копейки; в период обучения ЕА и АА в Большеарбайской средней общеобразовательной школе с 15.10.2015 г. по 30.05.2016 г. оплатила за питание 13193 рубля 56 копеек; в период обучения всех четверых детей в Большеарбайской школе с 01.09.2016 г. по 30.05.2017 г. оплатила за их питание в школе 15769 рублей 01 копейку, в общем размере 36655 рублей 79 копеек. Полагает, что администрация Саянского района Красноярского края обязана компенсировать ей данную сумму.
Также указывает, что в связи с отказом в предоставлении приемным детям двухразового горячего питания в школе и постоянным требованием денежных средств за питание, к ней и приемным детям со стороны работников школы, родителей, других детей в школе, сформировалось презрительно-оскорбительное отношение, чем ей причинены нравственные страдания.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнении к ней, заслушав ФИО1 и ее представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, выслушав представитель администрации Саянского района Красноярского края – ФИО3 и представителя МКУ «Управление образования Саянского района» Красноярского края – ФИО4, выразивших согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Указом Президента РФ от 05.05.1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предусмотрено: В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановляю:
Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;
б) установить для многодетных семей: ….
бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; …
В соответствии с п.3 ст. 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» за счет средств краевого бюджета обеспечиваются горячими завтраком без взимания платы следующие категории обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам:
- обучающимся из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения;
- обучающимся из многодетных семей со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения…
За счет средств Краевого бюджета обеспечиваются горячим обедом без взимания платы следующие категории обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, подвозимых к данным организациям школьными автобусами:
- обучающимся из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения;
- обучающимся из многодетных семей со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекса одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 17-1 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (далее - Закон края) денежные средства опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются в размере стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, которыми обеспечиваются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных организациях.
Расходы на финансирование указанных целей осуществляются за счет средств Краевого бюджета.
Статьей 17-3 Закона края определен Порядок выплаты денежных средств приемным родителям (родителю) на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря.
Денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются приемным родителям (родителю) органом исполнительной власти края, уполномоченным Правительства края, на основании договора о приемной семье по месту фактического проживания ребенка (детей) в приемной семье.
Как видно из дела, на основании договоров от 19 августа 2015 г. № 10, №11, №12, №13 «О передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью» истица ФИО1 является приемным родителем в отношении несовершеннолетних ЕА, <дата> года рождения, АА, <дата> года рождения, НС, <дата> года рождения, ЕА, <дата> года рождения.
В соответствии с пунктом 2.2 указанных договоров приемный родитель вправе получать денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка до достижения им возраста совершеннолетия. В соответствии с п.2.1.9 договоров приемный родитель обязан использовать выплачиваемые денежные средства на содержание приемного ребенка (питание, одежда, мягкий инвентарь) по целевому назначению.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 17-3 Закона края и условиями договора «О передаче ребенка в приемную семью» истице ФИО1 ежемесячно выплачиваются денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря на содержание каждого несовершеннолетнего, что подтверждается материалами дела и не оспаривается истцом.
Вместе с тем, истица считает, что ее дети должны обеспечиваться бесплатно горячим питанием при обучении в школе, в связи с чем она обратилась с иском в суд о взыскании 36655 руб. 79 коп., затраченных ею за питание в школе на детей за период с 01.09.2015 года по 30.05.2017 года.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истицы исходя из того, что для их удовлетворения не имеется правовых оснований.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что дети истицы, обучаясь в школе, не получали горячее питание бесплатно. До 01.12.2016 года она оплачивала горячее питание самостоятельно, а с 01 декабря 2016 года перестала его оплачивать.
Давая анализ законодательству, регулирующему данные правоотношения, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела не установлено, что дети истицы имели право на горячее питание в школе без взимания платы, так как доказательств того, что среднедушевой доход семьи был менее величины прожиточного минимума за весь спорный период, не представлено, что является основным критерием, предусмотренным ст. 3 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», предусматривающем категории лиц, которым положено горячее питание в школе без взимания платы.
Кроме того, для получения предусмотренных для многодетной семьи льгот, необходимо соблюдение заявительного порядка, что не было исполнено со стороны истицы до сентября 2016 года.
Также по делу установлено, что вступившим в законную силу 28 августа 2017 года решением мирового судьи судебного участка № 35 в Ирбейском районе Красноярского края с ФИО1 взыскано в пользу Муниципального казенного образовательного учреждения Большеарбайская средняя школа задолженность по оплате за питание детей в размере 20190 руб. 64 коп. с 01.12.2016г. по 24.03.2017 года.
При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, что при расчете дохода ее семьи неверно брались составляющие, так как до мая 2017 года ее доход не должен был учитываться, судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права. Действительно, в ст. 2 Постановления Правительства Красноярского края от 24.02.2015 № 65-п ….было предусмотрено, что при исчислении среднедушевого дохода семьи в составе семьи Получателя учитываются его родители (усыновители), несовершеннолетние братья, сестры независимо от места их проживания (пребывания) и сам Получатель. Статьей 4 предусмотрено, что в доход семьи Получателя, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода семьи включаются все виды заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы. Из ст. 6 следует, что при исчислении величины среднедушевого дохода семьи Получателя учитывается совокупный доход семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении мер социальной поддержки, исходя из состава семьи на дату подачи заявления. Величина среднедушевого дохода семьи определяется делением совокупного дохода семьи Получателя за расчетный период на 3 месяца и на число членов семьи. То есть приемные родители не были указаны в ст. 2, их указали в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 17.05.2017 № 272-п, из содержания которого следует, что необходимо внести в Постановление Правительства Красноярского края от 24.02.2015 N 65-п "Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" следующие изменения:
в Порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка":
в пункте 2 слова "(усыновители)" заменить словами "(усыновители, опекуны, попечители, приемные родители).
Таким образом, из толкования вышеуказанных изменений, приемные родители не были дополнены, как считает истица, а, следовательно, ее доход правомерно учитывался при исчислении среднедушевого дохода семьи.
Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнении к ней ФИО1 не представила каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саянского районного суда Красноярского края от 21 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу и дополнение к ней ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.