Судья Белова И.В. Дело № 33-13718/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Гулиной Е.М.
при секретаре Мадьярове Р.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2018 года апелляционное представление Красногорского городского прокурора и апелляционную жалобу Г.П.И. на решение Красногорского городского суда Московской области от 27 октября 2017 года по делу по иску Г.П.И. к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
объяснения Г.П.И.; Н.О.Д. – представителя истца по доверенности; К.Д.Д. и З.С.В. – представителей Министерства экологии и природопользования Московской области по доверенности,
заключение помощника прокурора Козловой О.А.,
УСТАНОВИЛА:
Г.П.И. обратился в суд с иском к Министерству экологии и природопользования Московской области, уточнив который, просил признать незаконными приказы от 26.07.2017г. №№ 67-к и 439-РМ, изменить формулировку основания увольнения на увольнение по инициативе государственного гражданского служащего, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, признании незаконным бездействия представителя нанимателя по предоставлению ежегодного основного и дополнительного отпусков, взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что приказом от 26.07.2017г. № 439-РМ уволен с государственной гражданской службы в связи с неоднократным не исполнением без уважительных причин должностных обязанностей. Основанием к увольнению по данному основанию послужил приказ об объявлении выговора и результаты служебных проверок от 20.04.2017г. и от 24.04.2017г., которыми установлен факт выхода его к началу рабочего времени с опозданиями в феврале и марте 2017 года. Увольнение считает незаконным, так как факт опозданий на службу не подтверждены допустимыми доказательствами, при наложении дисциплинарного взыскания не учитывалась тяжесть дисциплинарного проступка, не исследовались последствия проступков. Увольнение осуществлено во время нахождения его в отпуске.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали.
Решением Красногорского городского суда Московской области 27.10.2017г. иск оставлен без удовлетворения.
Красногорский городской прокурор в апелляционном представлении и Г.П.И. в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Истец и прокурор в заседании судебной коллегии доводы, изложенные в апелляционной жалобе и представлении, поддержали.
Представители ответчика просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов апелляционной жалобы и представления, заслушав объяснения явившихся лиц, прокурора, находит обжалуемое решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по следующим основаниям.
Разбирательством дела установлено, что 02.02.2007г. Г.П.И. на основании служебного контракта № 208 и приказа № 18-к принят на государственную гражданскую службу в Министерство экологии и природопользования Московской области на должность ведущего специалиста отдела контроля и учета лесного фонда Управления лесных ресурсов. Последняя замещаемая истцом должность на момент увольнения – заместитель заведующего Отделом государственных программ и государственных закупок, планирования и экономики (дополнительное соглашение к служебному контракту от 01.07.2015г.).
Распоряжением Министра экологии и природопользования Московской области от 26.07.2017г. № 439-РМ истец уволен с государственной гражданской службы по п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» - за неоднократное не исполнение без уважительных причин должностных обязанностей государственным служащим, имеющим дисциплинарное взыскание.
Основанием для расторжения служебного контракта по указанному основанию явились заключения по результатам служебных проверок от 20.04.2017г. и от 24.04.2017г., которыми установлен факт нарушения истцом распорядка служебного дня в феврале и марте 2017 года и объявление в этой связи истцу выговора приказом от 26.07.2017г. № 64-к.
Согласно содержанию заключений по результатам служебных проверок, Г.П.И. 1, 2, 3, 6, 8, 27, 28 февраля 2017 года и 2, 6, 15, 16, 17, 21, 22, 23 марта 2017 года выходил на службу позже 9 часов, что зафиксировано электронной системой контрольно-пропускного пункта № 1.
От предоставления объяснений по факту опозданий в указанные дни февраля и марта 2017 года истец отказался, о чем составлены акты (л.д. 250 – 251).
Разрешая спор и отказывая истцу в признании увольнения незаконным, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», регламентирующих порядок и условия привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, с учетом установленных обстоятельств, пришел к выводу о законности увольнения истца за неоднократное не исполнение должностных обязанностей, поскольку на момент прекращения служебного контракта истец имел не погашенное и не снятое дисциплинарное взыскание в виде выговора и продолжал нарушать установленный у ответчика внутренний служебный распорядок.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в указанной части, исходя из следующего.
Заключая служебный контракт о прохождении государственной гражданской службе государственный гражданский служащий принимает на себя обязательства, в том числе по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и соблюдению служебного распорядка государственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»).
В силу ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (совершение дисциплинарного проступка) представитель нанимателя вправе привлечь его к дисциплинарной ответственности (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 37 и п. 5 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если имеет дисциплинарное взыскание, он подлежит увольнению с государственной гражданской службы.
Порядок привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности определен в ст.ст. 58 и 59 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и заключается в следующем.
До применения дисциплинарного взыскания от государственного служащего представителем нанимателя истребуется объяснение в письменной форме, после чего проводится служебная проверка. В рамках служебной проверки полно, объективно и всесторонне устанавливаются: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки�������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????���?????????J?J??�?????????J?J??�?????????J?J??�??????J?J??????????�?�??��??????J?J?J??�?????????$?�?�?$?????????$?�?�?$??????????�?�????????�?�??????????J?J??�??????J?J????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������»�����?������?�����?������?������������?�???????¤??????Y?�?????¤????Y?�?????¤????Y???????¤?&????Y?�???????¤??????Y?�???�??Y??�?�?�?������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������Є???�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?��������???????�??$???????Y?�???????¤??????Y?. При применении дисциплинарного взыскания учитываютс
Принимая во внимание приведенные выше законодательные положения, дисциплинарная ответственность государственного служащего наступает за его виновные действия, связанные с нарушением служебной дисциплины и принятых на себя обязанностей, решение о необходимости применения которой принимается по результатам исследования обстоятельств, условий и причин совершения проступка, путем проведения соответствующего расследования и истребования объяснений от провинившегося государственного служащего.
Помимо функции наказания за совершенный проступок, дисциплинарная ответственность работника несет в себе меру воспитательного воздействия, поскольку побуждает работников в дальнейшем воздерживаться от правонарушений, соблюдать установленные правила поведения, предупреждая как совершение повторных правонарушений лицами, ранее привлекавшимися к ответственности, так и являясь превентивной мерой для лиц, не совершавших правонарушений. Иными словами, способствует исправлению лица, совершившего дисциплинарное правонарушение.
В этой связи, увольнение работника за неоднократное не исполнение должностных обязанностей без уважительных причин, при наличии ранее объявленных дисциплинарных взысканий, подразумевает разделение во времени решения работодателя прекратить трудовые отношения с работником, как исключительной меры дисциплинарного воздействия, и объявления ему иных дисциплинарных взысканий, для обеспечения права на исправление.
Как усматривается из материалов дела приказ об объявлении истцу выговора и увольнении с государственной гражданской службы вынесены в один и тот же день – 26 июля 2017 года. С данными приказами истец ознакомлен одновременно – 28 июля 2017 года, что подтверждается его подписью на них (л.д. 134 – 146).
Поскольку объявление Г.П.И. выговора и увольнения с государственной гражданской службы по п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» осуществлено в один день, действиями работодателя нарушен принцип справедливости и предоставления возможности работнику предпринять меры для исправления своего поведения, учитывая, что за все время работы у ответчика истец к дисциплинарной ответственности не привлекался.
При рассмотрении настоящего спора судебной коллегией в качестве новых доказательств, с учетом разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» и в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, принят приказ от 02.04.2018г. № 48-к о приеме истца на работу в ГКУ «Агентство по закупкам (контрактная служба) Департамента здравоохранения г. Москвы» со 02.04.2018 г. (л.д. 157).
Принимая во внимание незаконность увольнения истца по п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и его заявление об изменении формулировки основания увольнения в связи с его трудоустройством на работу в другое учреждение судебная коллегия в соответствии с п. 1 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» принимает решение об изменении формулировки основания увольнения с должности государственной гражданской службы.
В связи с изложенным, распоряжение об увольнении истца следует признать незаконным, в его пользу подлежит взысканию с ответчика оплата за время вынужденного прогула за период с 27.07.2017г. по 01.04.2018г в размере 704330 руб. 85 коп., исходя из среднедневного заработка в размере 4217 руб. 55 коп., исчисленного судебной коллегией в соответствии со ст.139 ТК РФ, исходя из представленных сторонами сведений о доходе истца за период с июля 2016 года по июнь 2017 года включительно в сумме 687462 руб. 03 коп. и количестве отработанных дней в данном периоде 163.
Согласно ч. 16 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.
Так как действиями ответчика трудовые права истца были нарушены, в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой судебная коллегия определяет в сумме 5000 руб.
Поскольку судом первой инстанции при разрешении спора неправильно установлены значимые по делу обстоятельства, сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, неверно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, постановленное решение нельзя признать законным и оно в соответствии со ст.330 ГПК РФ в указанной части подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 27 октября 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Г.П.И. о признании незаконным распоряжения от 26.07.2017 г. №439-РМ об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в отмененной части принять новое решение.
Признать незаконным распоряжение Министра экологии и природопользования Московской области №439-РМ от 26.07.2017 г. об увольнении Г.П.И. с государственной гражданской службы Московской области на основании пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданское службе Российской Федерации».
Изменить формулировку основания увольнения Г.П.И. с должности государственной гражданской службы с пункта 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) на часть 1 статьи 36 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе государственного служащего); дату увольнения изменить на 01.04.2018 г.
Взыскать с Министерства экологии и природопользования Московской области в пользу Г.П.И. заработную плату за время вынужденного прогула за период с 27.07.2017 года по 01.04.2018 года в размере 704330 руб. 85 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное представление Красногорского городского прокурора удовлетворить.
Апелляционную жалобу Г.П.И. удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи