Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 5 марта 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Тумашевич Н.С.,
судей Ильичевой Т.В., Озерова С.А.,
при секретаре Максимчуке В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО2 на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 7 октября 2019 года по гражданскому делу №2-1318/2019, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО2 к АО «Инженерно-энергетический комплекс» об обязании произвести перерасчёт, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения представителя истца ФИО2 – ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителей АО «Инженерно-энергетический комплекс» ФИО4, ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к АО «Инженерно-энергетический комплекс» об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, штрафа.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. В период с 13.12.2018 года по окончании отопительного сезона коммунальные услуги по отоплению, исполнителем по предоставлению которых является ответчик, не предоставлялись, отопление было отключено, что привело к снижению температуры в квартире до 10 градусов. Данное отключение произошло по причине пониженного давления в системе отопления и завоздушенности системы центрального отопления, что подтверждается письмом от ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и актом от ДД.ММ.ГГГГ, письмом администрации от 09.01.2019 года.
На основании распоряжения администрации Ломоносовского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ отопительный сезон во всех населенных пунктах Ломоносовского района был окончен 13.05.2019 года, в связи с чем истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также компенсировать причиненный моральный вред, оцененный истцом в 100000 рублей. Поскольку ответчик в добровольном порядке не исполнил требования истца истец взыскать с ответчика штраф в размере 50 % от суммы, взысканной судебным решением.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 7 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО2 к акционерному обществу «Инженерно-энергетический комплекс» об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказано.
Не согласившись с законностью и обоснованностью решения ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, постановив новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Суд не указал норму, которой руководствовался, указывая на освобождение АО «Инженерно-энергетический комплекс» от ответственности.
Факт нарушения прав потребителей был установлен судом, в связи с чем исковые требования следовало удовлетворить.
В отсутствие возражений представителя истца ФИО2 – ФИО3, представителей АО «Инженерно-энергетический комплекс» ФИО4, ФИО5, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
На основании п. 10 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В силу п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Как следует из п. 1 ст. 24 Федерального закона "О водоснабжении и
водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
В подпункте "д" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществлением контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ.
В силу пп. "а" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в т.ч. соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
На основании пп. а п. 31 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Согласно п. 5 Приложения N 1 к Правилам обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °С, за каждые 3 °С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за счетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой счетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение счетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
В п. 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных луг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных мах и жилых домах определены требования к качеству предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании СанПиН 2.1.4.2496-09) (п. 5).
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов С и не выше 75 градусов С.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
АО «Инженерно-энергетический комплекс» является единой теплоснабжающей организацией в границах зоны централизованной системы теплоснабжения на всей территории населенных пунктов <адрес> и <адрес>
ФИО2 обратилась с претензией в АО «Инженерно-энергетический комплекс» о несоответствии предоставляемых услуг по отоплению требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» " (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее по тексту – Правила № 354), а также неоднократно обращалась в ФИО15 и АО «Инженерно-энергетический комплекс» с заявлениями о произведении перерасчета за отопление и о наладке системы отопления.
На основании заявлений ФИО2 ФИО1 был произведен осмотр системы отопления многоквартирного дома, о чем составлен акт, согласно которому в домах №№ и 4 в <адрес><адрес> присутствует завоздушенность системы центрального отопления (л.д. 33).
Согласно письму АО «Инженерно-энергетический комплекс» в ответ на обращение ФИО2 через администрацию <данные изъяты> причиной слабого теплоснабжения в домах №№ и 4 в <адрес> стала поставка некачественного угля, о чем представлены соответствующие акты, а также претензия в адрес поставщика – <данные изъяты>
Ответчиком совместно со специалистами ФИО1 29.12.2018 г. было произведено обследование системы отопления многоквартирных домов №№ и № в <адрес><адрес>, о чем составлен акт, в котором установлено, что котельная в <адрес> работает в штатном режиме, согласно температурному графику и подает ресурс на границу эксплуатационной ответственности в полном объеме. В обследуемых квартирах температура воздуха составляет +18 - +220С. В системе отопления периодически скапливается воздух в верхних точках системы. Комиссией был сделан вывод о том, что необходимо установить воздуходоводчики на верхних точках отопления жилых домов (л.д. 164).
В договоре ресурсоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО1 и ООО «ИЭК» на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, в зависимости от благоустройства многоквартирного дома, № не указаны, поскольку ФИО1 не является управляющей компанией в данных домах.
Обследованием внутриквартирной системы отопления, проведенным 24.01.2019 г. АО «Инженерно-энергетический комплекс» в присутствии собственника жилого помещения ФИО2 было установлено, что данная система несовершенна и не способна обеспечить качественный теплосъем с радиаторов отопления. При этом температура на выходе из котельной теплоносителя составляла +650С, фактическая +700С при температуре наружного воздуха -100С. Температура на внутриквартирных стояках, расположенных в ванной, на кухне, большой комнате и спальне составляла +600С. Температура воздуха в квартире составляла +18 - +190С, что соответствует требованиям, установленным п. 4.4 «Межгосударственного стандарта. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (ГОСТ 30494-2011, введенный 01.01.2013 г.). Выводом комиссии явилось указание на необходимость установить регулирующую арматуру на перемычку либо срезать перемычку. ФИО2 с актом ознакомлена, расписалась в нем, содержание его не оспорила (л.д. 165).
Установив, что данные работы не входят в зону ответственности ресурсоснабжающей организации, поскольку после отключающего устройства сети не являются общедомовыми, и ответственность за них несут собственники жилого помещения, в отсутствие доказательств того, что причины сбоев в теплоснабжении квартиры истца связаны с деятельностью ответчика, исковые требования ФИО2 об обязании АО «Инженерно-энергетический комплекс» произвести перерасчет оплаты за отопление обоснованно судом оставлены без удовлетворения.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред компенсируется потребителю в случае установления самого факта нарушения его прав.
Поскольку судом не установлено факта нарушения прав истца как потребителя коммунальной услуги, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 7 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Бочаров А.А.