ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1371/2015 от 04.03.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №33 – 1371/2015 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего Гвоздева М.В.,

судей: Дорожко С.И., Шиловой О.М..

при секретаре Солоха А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 марта 2015 года гражданское дело по иску прокурора Хабаровского края в интересах ФИО4 к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным распоряжения министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об отказе во включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениям, возложении обязанности включить в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по апелляционной жалобе ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 31 октября 2014 года.

Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения прокурора Максименко Е.В., ФИО4, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Хабаровского края в интересах ФИО4 обратился в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства (далее министерству ЖКХ Хабаровского края) о признании незаконным распоряжения министерства ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении ФИО4 в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края и возложении обязанности включить ФИО4 в указанный список.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО4 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Главы Тырминского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был поставлен на учет в администрации поселка в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Копия учетного дела ФИО4 в министерство ЖКХ Хабаровского края для включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, администрацией Тырминского сельского поселения своевременно не была передана. Распоряжением министерства ЖКХ Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ввиду достижения им 23-летнего возраста. Вместе с тем, данный отказ является незаконным, поскольку несвоевременная передача органами местного самоуправления учетного дела ФИО4 в министерство ЖКХ Хабаровского края не может являться препятствием для реализации его права на обеспечение жильем. ФИО4 достиг совершеннолетия, жильем не обеспечен, в настоящее время проживает в <адрес>, в связи с чем подлежит обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 31 октября 2014 года исковые требования удовлетворены, признано незаконным распоряжение министерства ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением». На министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность включить ФИО4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. На министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 28 кв. м, в пределах <адрес>.

В апелляционной жалобе министерство ЖКХ Хабаровского края просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что с достижением 23-летнего возраста ФИО4 утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, и вследствие этого не подлежит включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика министерства ЖКХ Хабаровского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом.

С учетом положений ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика министерство ЖКХ Хабаровского края.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На момент достижения ФИО4 совершеннолетия действовал Жилищный кодекс РСФСР, в статье 37 которого было закреплено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Статьей 31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

В настоящее время меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п.1 ст. 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения содержаться в ст. 2 Закона Хабаровского края № 253 от 10.12.2012 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».

Положениями п. 2 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

В соответствии со ст. 4 Закона Хабаровского края № 253 от 10.12.2012 г. формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список), осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края на основании заявлений (далее - заявление о включении в список) лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего закона, либо их законных представителей, представителей, действующих по доверенности, поданных в данный орган по форме, утвержденной Правительством края.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 г. № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» (в редакции постановления Губернатора Хабаровского края № 67 от 14.08.2013 г.) Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п.2.5).

Как следует из материалов дела и установлено судом, мать ФИО4 ММ.ГГГГ рождения, – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец ФИО2 решением Верхнебуреинского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении ФИО4. ФИО4 являлся воспитанником школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, ФИО4 относится к категории лиц из детей, оставшихся без попечения родителей.

ФИО4 зарегистрирован по <адрес>. Вместе с тем, установлено, что право пользования каким-либо жилым помещением в <адрес>, ФИО4 не приобрел, фактически проживает по <адрес>, на основании договора аренды, заключенного с ФИО3 и до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.

Распоряжением Главы Тырминского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был поставлен на льготную очередь для получения жилья.

Согласно сведениям из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, КГУП «Хабаровсккрайинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 прав собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.

Согласно сведениям отдела опеки и попечительства по Верхнебуреинскому муниципальному району министерства образования и науки Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, информация о передаче учетного дела ФИО4 в министерство ЖКХ Хабаровского края в отделе опеки и попечительства по Верхнебуреинскому муниципальному району отсутствует.

Согласно информации администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, учетное дело ФИО4 для постановки на льготную очередь для получения жилья не заводилось.

Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 23.01.2014 г. на администрацию Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ сформировать и направить учетное дело ФИО4 в министерство ЖКХ Хабаровского края для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из специализированного жилищного фонда в пределах установленных социальных норм вне очереди как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края учетное дело ФИО4 направлено в министерство ЖКХ Хабаровского края для включения ФИО4 в указанный выше список.

Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано во включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений на основании п. 1 ч.6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае».

Согласно извещения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 отказано указанным распоряжением, поскольку ему исполнилось <данные изъяты>.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором Хабаровского края требований, при этом обоснованно исходил из того, что ФИО4 не имел закрепленного жилого помещения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, до достижения совершеннолетия был постановлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, и в нарушении установленного порядка своевременно не был обеспечен жилым помещением. При таких обстоятельствах право на обеспечение ФИО4 жильем должно было быть сохранено, иное не соответствовало бы принципам правовой определенности и социальной справедливости.

Само по себе достижение лицами, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в обеспечении их жилыми помещениями.

В данном случае постановка истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из специализированного жилищного фонда в пределах установленных социальных норм вне очереди как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей до достижения им возраста 23 лет не была осуществлена по вине органа местного самоуправления, который своевременно не направил учетное дело ФИО4 в министерство ЖКХ Хабаровского края.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного рассмотрения, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 31 октября 2014 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края оставить без удовлетворения.

Председательствующий: М.В. Гвоздев

Судьи: С.И. Дорожко

О.М. Шилова