Апелл. дело №33-1371/2015
Судья ФИО1
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2015 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.,
судей коллегии Зотиной Е.Г., Реутовой Ю.В.
при секретаре Лысовой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Ч. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным служащим Ямало-Ненецкого автономного округа (протокол № 1 от 06 марта 2015 года) об отказе в предоставлении жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа государственному служащему Г. в составе семьи.
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить государственному гражданскому служащему Г. в составе семьи в порядке очередности субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№ с ОАО «Сбербанк России» по программе «Приобретение строящегося жилья».
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Наумова И.В., объяснения Г., возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г. обратился в суд с иском к департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО (далее - департамент) об оспаривании решения окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным служащим Ямало-Ненецкого автономного округа об отказе в предоставлении жилищной субсидии и возложении обязанности предоставить жилищную субсидию в порядке очередности.
В обоснование требований указал, что является государственным гражданским служащим ЯНАО. 3 декабря 2012 года он был включен в список государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья. На основании заключенного с ООО «Риэлт-Эксперт» договора об уступке прав по договору участия в долевом строительстве от 30 января 2014 года, приобрел в собственность жилое помещение в г.Тюмени, однако в предоставлении жилищной субсидии ему было отказано по тем основаниям, что договор уступки права требования заключен с юридическим лицом, в то время как нормативный правовой акт ЯНАО предусматривает возможность предоставления жилищной субсидии при условии, если такой договор заключен с физическим лицом. Полагал данный отказ незаконным и нарушающим его права, поскольку по сути заключенный договор является договором участия в долевом строительстве, при наличии которого жилищная субсидия подлежит предоставлению.
В судебном заседании истец Г. на иске настаивал.
Представитель департамента Ч. против иска возражал, полагая оспариваемый отказ законным, соответствующим нормативному правовому акту ЯНАО.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. В апелляционной жалобе представитель департамента просит решение суда отменить, полагая его принятым с нарушением положений регионального законодательства, регулирующего порядок предоставления жилищных субсидий государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа.
Представитель департамента, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не предоставил, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в его отсутствие на основании статьи 327 ГПК РФ.
Заслушав объяснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также гарантирует каждому право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40 Конституции РФ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 44 Закона ЯНАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» от 29 марта 2005 года №26-ЗАО гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом или нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами автономного округа, предоставляются дополнительные государственные гарантии, в том числе по предоставлению единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства автономного округа.
Порядок и условия предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья за счет средств окружного бюджета государственным гражданским служащим ЯНАО и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, урегулирован соответствующим Положением, утвержденным постановлением Администрации ЯНАО от 11 мая 2006 года № 222-А.
Принятие решений о включении (об отказе во включении) государственного гражданского служащего в список № 2 государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья, об исключении его из списка, а также о предоставлении (отказе в предоставлении) жилищной субсидии входит в функции окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим ЯНАО (раздел II Положения об окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим ЯНАО, утвержденного постановлением Администрации ЯНАО от 01 сентября 2005 года № 96-А).
Предоставление жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим автономного округа относится к полномочиям департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (п. 2.68 Положения о департаменте строительства и жилищной политики ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 08 июля 2010 года № 105-П).
Судом установлено, что 02 февраля 2012 года Г. обратился в департамент с заявлением о включении в список № 2 государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья за пределами ЯНАО (в г.Тюмени), и 03 декабря 2012 года был включен в названный Список.
ДД.ММ.ГГГГ между Г. (правопреемник) и ООО «Риэлт-Эксперт» (участник долевого строительства) заключен договор № об уступке прав по договору участия в долевом строительстве, по условиям которого участник долевого строительства уступил правопреемнику свои права и обязанности по договору участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта - трехкомнатной квартиры № общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м на 10 этаже, пятой на лестничной площадке в секции 1, по <адрес> (за исключением обязанности по оплате стоимости объекта, ввиду её исполнения ООО «Риэлт-Эксперт»).
Согласно п. 1.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ цена уступки прав составила <данные изъяты> рублей, которые были выплачены истцом за счет собственных денежных средств и за счет средств, предоставленных ему ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ по программе «Приобретение строящегося жилья».
ДД.ММ.ГГГГ право собственности Г. на квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о направлении жилищной субсидии на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим ЯНАО (протокол № 1 от 06 марта 2015 года) в предоставлении жилищной субсидии истцу отказано по тем основаниям, что в нарушение п.п. «в» пункта 1.3 Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим ЯНАО жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, утвержденного постановлением Администрации ЯНАО от 11 мая 2006 года № 222-А, договор уступки прав по договору участия в долевом строительстве заключен с юридическим лицом.
Как видно из указанной нормы, жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилья является единовременной, разовой выплатой за весь период государственной гражданской службы, носит целевой характер и используется государственным гражданским служащим, лицом, замещающим государственную должность, только на определенные цели. В частности, жилищная субсидия может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным юридическим лицом, которые направлены заемщиком на оплату договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или договора уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, заключенного с физическим лицом, за исключением иных процентов, комиссий, штрафов и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (п.п.«в» п. 1.3 Положения).
Удовлетворяя требования истца о признании решения окружной комиссии незаконным и возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилищной субсидии в порядке очередности, суд первой инстанции правильно исходил из положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…», согласно которой ограничение на передачу гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, распространяется на те случаи, когда заключение таких договоров связано с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и не основано на договоре участия в долевом строительстве.
Из указанного следует, что в отличие от договора инвестирования, целью которого является получение или достижение полезного эффекта в результате капитальных вложений, целью договора участия в долевом строительстве является возникновение у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Из содержания заключенного между ООО «Партнер-Инвест» (застройщик) и ООО «Риэлт-Эксперт» (участник долевого строительства) договора участия в долевом строительстве от 15 апреля 2013 года, уступка прав и обязанностей по которому произошла между ООО «Риэлт-Эксперт» и Г., не следует, что названный договор носит инвестиционный характер.
Напротив, 27 мая 2013 года указанный договор прошёл государственную регистрацию именно как договор участия в долевом строительстве.
В соответствии с п.1 статьи 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно п.1 статьи 384 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Анализируя положения указанных договоров с учетом норм материального права, регулирующих права и обязанности сторон договора цессии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в результате заключенного истцом договора уступки прав он стал стороной договора участия в долевом строительстве в качестве участника долевого строительства, где в качестве застройщика выступает ООО «Партнер-Инвест». При этом п.п.«в» п. 1.3 Положения предусматривает предоставление жилищной субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов, которые направлены заемщиком на оплату договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Таким образом, поскольку в федеральном законодательстве не имеется ограничений на передачу гражданам прав путем уступки прав (требования) по договорам участия в долевом строительстве, заключенным с юридическими лицами с целью приобретения жилья, фактически истец является дольщиком по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, а в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации ЯНАО от 11 мая 2006 года № 222-А, жилищная субсидия может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным юридическим лицом, которые направлены заемщиком на оплату договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, то суд пришел к правильному выводу о признании оспариваемого решения незаконным и возложении на ответчика обязанности предоставить истцу жилищную субсидию.
Отказ в предоставлении жилищной субсидии по формальным основаниям, с учетом лишь наименования заключенного договора, без установления фактически сложившихся отношений по приобретению жилья, нельзя признать правильным.
Оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья \подпись\ И.В.Наумов