ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1372/18 от 28.08.2018 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Лепихина М.Н. Дело №33-1372/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 августа 2018 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Лебедева А.А.

судей Дмитриевой Ю.М., Спесивцевой С.Ю.

при секретаре Богдановой О.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – С.А.Б. на решение Псковского городского суда Псковской области от 7 июня 2018 года, которым постановлено:

исковое заявление ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости – удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фона Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) включить ФИО1 в специальный стаж период работы с 07.08.1995 по 31.08.1997 в должности воспитателя в Печорском <данные изъяты>, периоды прохождения курсов повышения квалификации в период работы в должности воспитателя <данные изъяты> с 14.10.2002 по 18.10.2002, с 27.11.2002 по 29.11.2002, с 03.02.2003 по 07.02.2003, с 26.09.2005 по 30.09.2005, с 09.03.2006 по 11.03.2006, с 08.10.2007 по 12.10.2007.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фона Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в пользу ФИО1 государственную пошлину 300 рублей.

Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения ФИО1 и ее представителя С. А.Б., объяснения представителя Управления Пенсионного фона Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) К. Т.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного фона Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии.

В обоснование иска указала, что решением пенсионного органа на ее обращение от 12.09.2017 отказано включить в специальный стаж на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

- с 24.01.1992 по 26.01.1992 в должности воспитателя в <данные изъяты>;

- с 14.10.2002 по 18.10.2002, с 27.11.2002 по 29.11.2002, с 03.02.2003 по 07.02.2003, с 26.09.2005 по 30.09.2005, с 09.03.2006 по 11.03.2006, с 08.10.2007 по 12.10.2007 - курсы повышения квалификации в период работы в должности <данные изъяты>;

- с 17.12.2010 по 28.05.2012, с 01.06.2012 по 31.10.2016, с 12.11.2016 по 05.07.2017 в должности воспитателя в <данные изъяты>.

Просила суд включить спорные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, пенсию назначить с момента обращения – с 12.09.2017.

В судебном заседании истец отказалась от исковых требований в части периода работы с 24.01.1992 по 26.01.1992, определением суда производство по делу в этой части прекращено.

Представитель Управления Пенсионного фона Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) исковые требования не признал, пояснил, что курсы повышения квалификации в период работы ФИО1 в должности <данные изъяты> не могут быть включены в специальный стаж, поскольку истец находилась в отпусках без сохранения заработной платы; периоды работы в должности воспитателя в <данные изъяты> не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначении пенсии по старости в связи с отсутствием наименования учреждения в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – С. А.Б. просит об отмене решения суда в части не включенных судом периодов работы ФИО1 воспитателем <данные изъяты>, как постановленного с нарушением норм материального права. Ссылаясь на то, что Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, предусмотрены наименование должности воспитатель и учреждения «детский дом», «детский дом семейного типа», «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», анализируя Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 №896, и Устав негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня SOS Псков», основными целями которого являются реализация комплексной программы воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание для детей условий воспитания, максимально приближенных к семейным, заявитель считает, что в спорные периоды ФИО1 осуществляла трудовую функцию в учреждении, имеющем те же функции, что и детский дом семейного типа, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 и ее представитель ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель Управления Пенсионного фона Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) ФИО3 считала, что решение суда не противоречит требованиям норм материального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.2002 (далее - Список №781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09 1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.

В силу п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781.

Из материалов дела следует, что решением пенсионного органа ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не включены, в том числе, периоды работы истца с 17.12.2010 по 28.05.2012, с 01.06.2012 по 31.10.2016, с 12.11.2016 по 05.07.2017 в должности <данные изъяты> в связи с отсутствием наименования учреждения в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Уставом некоммерческой организации – негосударственное образовательное учреждение «Детская деревня SOS Псков» предусмотрено, что организация относится к типу образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными целями деятельности организации являются реализация комплексной программы воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита интересов воспитанников, оказание воспитанникам квалифицированной помощи в воспитании, обучении развитии, социальной адаптации и интеграция воспитанников средствами педагогики Детских деревень SOS. Предметом деятельности Детской деревни является создание для детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, условий воспитания, максимально приближенных к семейным, помощь в формировании собственного будущего.

Из новой редакции Устава (некоммерческая организация – негосударственное образовательное учреждение <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты> следует, что данная организация создана в целях осуществления услуг в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в <данные изъяты>, которое создано в целях осуществления услуг в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проживающих в детской деревне SOS, содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Детской деревне SOS, деятельности по воспитанию и содержанию воспитанников, проживающих в Детской деревне, защите из прав и интересов, оказанию квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии, социально адаптации и интеграции в общество. SOS мама – воспитатель, глава семьи, в которой может быть не более 7 детей.

Исходя из функциональных обязанностей SOS мама руководствуется Уставом Матерей SOS Российского комитета «Детские деревни SOS», основной целью работы воспитателя (SOS мамы) является обеспечение воспитания и полноценного развития детей-сирот в условиях, максимально приближенных к семейным, в рамках социально-педагогической модели Детских деревень SOS (Германа Гмайнера).

Учитывая специфику деятельности Частного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детская деревня SOS Псков (некоммерческой организации – негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня SOS Псков»), функциональные обязанности истца по занимаемой должности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 в этой части.

Согласно пунктам 1.3 и 1.13 раздела «Наименование учреждения» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, включается работа в детском доме, детском доме семейного типа, социально-реабилитационном центре.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №195 «О Детском доме семейного типа» утверждены Правила организации детского дома семейного типа, предусматривающие организацию такого учреждения исключительно на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей

Типовым положением о детском доме, утвержденном Приказом Министерства просвещения СССР от 12.10.1978 №144, утратившим силу в связи с изданием приказа Министерством образования и науки России от 25.05.2016 №620, предусматривалось, что детские дома организуются для детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей, численностью не менее 90 человек с целью обеспечения их содержания, обучения и воспитания.

Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 №896, установлено, что социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних создается по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и основными задачами цента являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, Частное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> не тождественно детскому дому, детскому дому семейного типа и социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в оспариваемой части не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Учитывая, что без включения в специальный стаж спорных периодов работы ФИО1 не приобрела права на досрочную пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ее требования о назначении такой пенсии с 12.09.2017.

Судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Псковского городского суда Псковской области от 7 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – С.А.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Лебедев

Судьи Ю.М. Дмитриева

С.Ю. Спесивцева