Судья Дульцева Л.Ю.
Дело №33-13757 09 ноября 2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Кузнецовой Г.Ю. и Симоновой Т.В., при секретаре Араслановой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 ноября 2016 года дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний на решение Ленинского районного суда г.Перми от 25 августа 2016 г., которым постановлено:
«признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24.11.2015г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ФИО1.
Признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Возложить на ФСИН России обязанность принять ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты с 16 декабря 2013 года.»
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя ФСИН России ФИО2, представителя истца ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконным и отмене решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 ноября 2015г. об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении обязанности на ответчиков принять на учет по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим рапортом и приложенными к нему документами, с 16 декабря 2013 года.
В обоснование своих требований указала, что являлась /должность/ отдела охраны ФКУ ИК- ** ГУФСИН России по Пермскому краю, и 16 декабря 2013г. обратилась с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Выслуга лет в календарном исчислении составляла 11 лет 00 месяцев 11 дней. Комиссией ФСИН России принято решение об отказе в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., которое получено лишь 20 апреля 2016г. С данным решением комиссии не согласна. Площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ****, в котором фактически проживает не подлежала учета при определении обеспеченности жилой площадью, поскольку в установленном порядке жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. Помимо этого, комиссия приняла решение, противоречащее положениям и. 3 ч. 3 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012г. № 283-ФЗ, нарушив тем самым права. Ссылка в решении Комиссии ФСИН России на отсутствие выписки из домовой книги по адресу: **** не может быть признана обоснованной, так как предоставлена справка от 13.11.2013г., финансовый лицевой счет от 13.11.2013г., выданный МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми». Справка содержит сведения о зарегистрированных лицах, даты их регистрации, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение, т.е. сведения аналогичные содержащимся в домовой книге. Территориальная подкомиссия ГУ ФСИН России по Пермскому краю признала поданный пакет документов полным и достаточным для принятия комиссией ФСИН России соответствующего решения, поскольку направила его в ФСИН России, оснований для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у ФСИН России не имелось. Рапорт о постановке на учет подан 16 декабря 2013г., который был фактически рассмотрено Комиссией ФСИН России 24 ноября 2015г.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и ее представитель просили удовлетворить заявленные требования.
Представители ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю иск не признали.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России просит об отмене постановленного судом решения. Указывает на то, что на момент предоставления документов для получения единовременной социальной выплаты истец была зарегистрирована по адресу: **** на основании договора социального найма от 30 ноября 2010 г. Вместе с тем, данный дом был признан непригодным для проживания решением межведомственной комиссии от 8 июня 2007 г. Считает необоснованным отказ суда в привлечении к участию в деле администрации Орджоникидзевского района г.Перми. Судом не выяснен вопрос о дальнейшем использовании дома. Истцом не предоставлены решения органа местного самоуправления о последующем использовании жилого помещения, сроках расселения, которые подлежали вынесению в соответствии с п.7, 49 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 №47. Указывает на то, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В возражении на апелляционную жалобу представитель истца полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФСИН России на отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы настаивала.
Представитель истца полагала решение суда не подлежащим отмене.
Истец судебное заседание не явилась, была извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Судебная коллегия, заслушав мнение представителей сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Согласно п.п.2,3 ч.3 ст.4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;…
Порядок и условия предоставления такой социальной выплаты регламентирован Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в данном пункте, или представлены их оригиналы.
Согласно пункту 7 названных Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ от 30.12.2012, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ ФИО1 является /должность/ ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, выслуга по состоянию на 29 ноября 2013 г. составила 11 лет 00 месяц 11 дней.
ФИО1 проживает и зарегистрирована с 06 мая 2006г. по адресу:****, общей площадью 33,8 кв.м. В указанном жилом помещении помимо истца зарегистрирована З. (дочь) с 23 июля 1999г.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 08 июня 2007 г. жилые помещения в жилом доме № ** по ул. **** отнесены к категории непригодных для постоянного проживания, ремонту и реконструкции не подлежат.
Данное жилое помещение истец занимает на основании договора социального найма жилого помещения № ** от 30 ноября 2010г.
ФИО1 также является собственником 1/5 доли в праве на жилое помещение площадью 44,1 кв.м, по адресу: ****. Площадь жилого помещения, приходящаяся на истца составляет 8,82 кв.м
16 декабря 2013 г. истец обратилась к ответчику с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013г. № 369.
14 января 2014 г. территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Пермскому краю принято решение о направлении пакета документов ФИО1 в ФСИН России для принятия решения.
Из выписки из протокола № 80 от 24 ноября 2015г. заседания комиссии ФСИН России следует, что ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 № 283-ФЗ). Также в выписке из протокола № 80 имеется ссылка на отсутствие выписки из домовой книги на жилое помещение по адресу: ****.
Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. №369) суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того обстоятельства, что регистрация истца в жилом помещении, непригодном для проживания, признанного таковым в установленном законом порядке, не дает оснований, для учета данного помещения при решении вопроса об обеспеченностью жилыми помещениями. Поскольку обеспеченность истца жилым помещением, без учета жилого помещения, предоставленного ей по договору социального найма составляла менее 15 кв.м. у ФСИН России отсутствовали основания для отказа предоставлении истцу единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Согласно ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такие основания и порядок установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
Согласно п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Таким образом, единственным документом, подтверждающим признание жилого помещения непригодным для проживания, а жилого дома – аварийным и подлежащим сносу, является решение соответствующей межведомственной комиссии.
Последующие действия органа местного самоуправления, в том числе и предусмотренные п.49 Положения действия по изданию распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения установлены как гарантия реализации прав граждан, в том, числе предусмотренных ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако к как таковой процедуре признания жилого помещения непригодным для проживания не относятся и их отсутствие не свидетельствует о том, что соответствующее жилое помещение отвечает установленным требованиям и является пригодным для проживания.
В данном случае, истцом ответчику было представлено заключение межведомственной комиссии о том, что занимаемое ею жило помещение по адресу: **** признано непригодным для проживания, что являлось достаточным для установления факта проживания истца в жилом помещении не отвечающем установленным требованиям и у ответчика отсутствовали основания для истребования иных документов, подтверждающих данное обстоятельство равно как и истребования документов, подтверждающих принятие органом местного самоуправления решения о расселении и дальнейшем использовании помеещния.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что договор социального найма был заключен между с истцом после признания жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует об изменении состояния данного жилого помещения, а указывает на оформление отношений по договору социального найма, сложившихся с даты вселения истца в данное помещение в 2006 г.
Оснований для привлечения к участию в деле администрации Ордожникидзевского района г.Перми у суда первой инстанции не имелось, поскольку, вопреки доводам апелляционной жалобы права и законные интересы органа местного самоуправления рассмотренным судом спором не затрагивались. Положения Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставляя сотрудникам органов исполнительной власти право на получение единовременной социальной выплаты, не связывают возможность ее выплаты с реализацией права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит, другими лицами, участвующими в деле решение суда не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия, в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 25 августа 2016 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: