ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1375/2013 от 20.03.2013 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-1375/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

20 марта 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Дудниченко Г.Н.

судей Кучинской Е.Н., Малининой Л.Б.

с участием прокурора Спириной О.В.

при секретаре Гавриковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Тюменской области на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 24 декабря 2012 года, которым постановлено:

«Обязать Правительство Тюменской области обеспечить ФИО1 предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

Обязать администрацию г. Тобольска принять решение о предоставлении ФИО1 вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров и заключить с ней договор социального найма жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., пояснения прокурора Спириной О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Тобольска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Правительству Тюменской области, администрации г. Тобольска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области. В обоснование иска указал, что ФИО1 (до замужества ФИО2) является сиротой, её родители умерли. Распоряжением главы Администрации г. Тобольска от 29 ноября 2001 г. над ФИО2 3.3. учреждена опека, назначена опекун ФИО3 21 июня 2010 г. ФИО1 3.3. окончила ГОУ ВПО ТюмГАСУ. С 28 марта 2001 г. истец состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договору социального найма, однако до настоящего примени жильем не обеспечена.

В судебном заседании в суде первой инстанции помощник прокурора г. Тобольска Логинова М.В., истец ФИО1 3.3. исковые требования поддержали, истец пояснила, что проживает временно с мужем и дочерью в Казахстане в доме родителей супруга, своего жилья ни она, ни супруг не имеют, намерены вернуться в г. Тобольск для постоянного проживания.

    Представитель ответчика администрации г. Тобольска ФИО4 в судебном заседании в суде первой инстанции возражений по заявленным требованиям не высказал.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области и третьего лица Главного Управления Строительства Тюменской области в судебное заседание в суд первой инстанции не явились при надлежащем извещении, просили рассмотреть дело без их участия, ответчик представил возражения, где указал, что исковые требования не признает.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Правительство Тюменской области, в лице представителя ФИО5, подав апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что, обязывая Правительство Тюменской области обеспечить истцу, предоставление жилого помещения, суд не учёл, что в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Выражая несогласие с возложением обязанности по обеспечению истца жильем на высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области, указывает, что суд не принял во внимание, что Правительство Тюменской области Законом Тюменской области № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области» и Положением о главном управлении строительства Тюменской области обязанности по реализации жилищной политики, в том числе отдельным категориям граждан, возложило на главное управление строительства Тюменской области, которое является получателем бюджетных средств на приобретение жилья эконом-класса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Считает, что суд неверно истолковал статью 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку данной нормой установлено, что обеспечение детей-сирот жилой площадью осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, но реализация данного расходного обязательства законом не отнесена к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что обязательство по обеспечению предоставления истцу жилого помещения должно быть возложено на главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам.

    В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Спириной О.В., просившей оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 (до заключения брака <.......> <.......> г.р., является лицом из числа детей-сирот, поскольку её родители a9 и a10 умерли. В 2010 г. окончила ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» г.Тюмени. Истец и члены её семьи (муж a11 и дочь a12) ее имеют жилого помещения, принадлежащего им как на праве собственности, так и закрепленного за ними жилого помещения по договору социального найма. Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Тобольска от 28.03.2001г. истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2012 год значится за номером <.......>.

Суд первой инстанции установив, что истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила обучение в образовательном учреждении, до настоящего времени состоит на учете в жилищных органах г.Тобольска для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма, обязательство по предоставлению указанного жилого помещения до настоящего времени не исполнено, с регистрационного учета снялась в г.Тобольске по достижении 23 лет, когда она утратила право постановки на учет, то есть позднее возникновения права на предоставление жилого помещения, закрепленного и собственного жилья ни в г.Тобольске, ни в республике Казахстан, где проживает в настоящее время с семьей, не имеет, собственных прав ни она, ни члены ее семьи на жилое помещение, в котором проживают сейчас, не приобрели, пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в г. Тобольске Тюменской области. При этом суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 57, частями 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Тюменской области № 137 от 07 октября 1999 года «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», ст. 27 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (с приложением), пришел к обоснованному выводу, что у истца, как у лица, нуждающегося в жилом помещении, после окончания ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м. общей площади. Полномочиями по принятию решения о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области в настоящее время обладает Администрация города Тобольска, а на Правительство Тюменской области возлагается обязанность обеспечить такое предоставление.

Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия находит верными указанные выводы суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда по существу требований не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, имеющихся в материалах дела, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены решения в апелляционном порядке.

Так, довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истцу жилого помещения необоснован, так как частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.

Правительство Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года № 146-п утвердило Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства.

Постановлением Правительства Тюменской области от 24 апреля 2006 года № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений» определено, что главное управление строительства Тюменской области в целях реализации вышеуказанных законов и областных целевых программ осуществляет: принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования), необходимых для приобретения (строительства), для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области социального использования в текущем году на основании списков, представленных органами местного самоуправления в рамках реализации долгосрочной целевой программы; принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования) с указанием категории граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда Тюменской области; ежеквартальное утверждение среднерыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Тюменской области; приобретение квартир в собственность Тюменской области, самостоятельно, либо через уполномоченное в установленном законом порядке лицо путем заключения договора купли-продажи, договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору; иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Тюменской области.

Между тем, предоставление жилья детям из числа детей-сирот, обеспечение предоставления такого жилья за счет средств субъекта Российской Федерации либо заключение договора социального найма к полномочиям главного управления строительства Тюменской области данными нормативными правовыми актами не отнесено.

Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку истец в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ней статус.

Поскольку доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат сведений об обстоятельствах, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Таким образом, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тобольского городского суда Тюменской области от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Тюменской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии