ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1375/2013 от 29.01.2013 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Е.Н. Зубова

Дело №33-1375/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой

судей Е.С. Казанцевой, Н.А. Бургановой

с участием прокурора Н.А. Михалевой

при секретаре П.В. Тупициной

рассмотрела в открытом судебном заседании 29.01.2013 года в г. Кудымкар Пермского края апелляционную жалобу администрации Усть-Черновского сельского поселения на решение Гайнского районного суда Пермского края от 06.12.2012 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Гайнского района и жителей поселка **** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Усть-Черновского сельского поселения по непринятию мер по организации холодного водоснабжения на территории п.****, Гайнского муниципального района.

Обязать администрацию Усть-Черновского сельского поселения в срок до «31» октября 2013 года организовать в п.**** и п.**** снабжение населения холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водозаборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Заслушав доклад судьи Е.С. Казанцева, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:  

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с заявлением о признании бездействия администрации Усть-Черновского сельского поселения незаконным и возложении обязанности обеспечить водоснабжением, отвечающим санитарно-эпидемиологическим нормам п.****. Требования мотивировали тем, что в п.****, с населением 1200 человек, колодцы с времен ЛПХ-90-х годов. На поселок 3-4 колодца, которые не соответствуют санитарным нормам: старый сруб, не огорожены, без крыши, без общего ведра, не хлорируются, нет глиняного «замка», осыпались. По вопросу водоснабжения обращались в прокуратуру, Роспотребнадзор. Просят признать незаконным бездействие администрации Усть-Черновского сельского поселения в виде не исполнения обязанности по обеспечению населения п.**** водоснабжением, отвечающим санитарно-эпидемиологическим нормам, просят обязать администрацию Усть-Черновского сельского поселения обеспечить жителей поселка **** централизованным водоснабжением.

С аналогичными исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Гайнского района. Указал, что по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Усть-Черновского сельского поселения законодательства РФ в сфере ЖКХ в части организации водоснабжения на территории **** сельского поселения. Проверкой установлено, что законодательство в сфере ЖКХ органами местного самоуправления Усть-Черновского сельского поселения надлежащим образом не осуществляется, вопреки требованиям закона отсутствует система водоснабжения на территории Усть-Черновского сельского поселения. На территории поселка расположено 445 жилых дома. В указанных домах расположено больше 805 квартир, в которых постоянно проживает не менее 1664 человек, в том числе несовершеннолетние дети. Несмотря на отсутствие системы водоснабжения, администрацией Усть-Черновского сельского поселения не организовано строительство системы водоснабжения на территории Усть-Черновского сельского поселения. Бездействие администрации Усть-Черновского сельского поселения приводит к существенному нарушению прав граждан, в том числе на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Без системы водоснабжения граждане лишены права на получение коммунальных услуг, чем нарушено их право на комфортные условия проживания в жилых помещениях, охрану здоровья, на благоприятную среду обитания в соответствии со ст. 41 и 42 Конституции РФ.

В судебном заседании прокурор Гайнского района исковые требования поддержал, просил признать бездействие администрации Усть-Черновского сельского поселения по организации водоснабжения в п. **** и п. **** Усть-Черновского сельского поселения незаконным. Обязать администрацию Усть-Черновского сельского поселения в срок до 31.10.2013 года организовать в п. **** и п. **** снабжение населения холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества с многоквартирном доме, а также до водозаборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9 свои заявленные требования и требования прокурора Гайнского района поддержали.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО7 в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания уведомлены надлежащим образом.

Представители ответчика - глава администрации Усть-Черновского сельского поселения М1. и заместитель главы администрации Гайнского сельского поселения С. с требованиями не согласились, пояснили, что организовать в поселке централизованное водоснабжение не представляется возможным из-за отсутствия финансовых средств. В рамках решения вопроса по организации водоснабжения в поселке будут отремонтированы колодцы, вода в колодцах отвечает санитарным нормам.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе глава администрации Усть-Черновского сельского поселения с решением суда не согласна, эксплуатируемые на территории поселка **** 35 общественных и 205 индивидуальных водозаборных сооружений и подъем воды из сооружений соответствуют санитарным нормам, питьевая вода соответствует безопасности в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредная по химическому составу и имеет благоприятные органолептические свойства, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний, в связи с чем администрация Усть-Черновского сельского поселения исполняет требования п.3 ст. 19 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Указывает на отсутствие нормативных положений, обязывающих органы местного самоуправления организовывать снабжение населения холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям в жилые дома. Просит решение суда отменить и принять новое решение

В возражениях прокурор Гайнского района считает доводы необоснованными, удовлетворению не подлежащими.

Судебная коллегия проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав представителей ответчика, мнение прокурора М2., находит решение подлежащим отмене, как основанное на неверной оценке фактических обстоятельств дела, неверном толковании и применении норм материального права, с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п.1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселения в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 3.1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселения соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.

Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления коммунальных услуг урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 года, которое определяет порядок пользования различными организациями системами водоснабжения и канализации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года, которое определяет порядок предоставления коммунальных услуг непосредственно гражданам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (п. 3).

Таким образом, закон, организацию предоставления коммунальных услуг возлагает на органы муниципального образования конкретного поселения.

Из материалов дела установлено, что в поселках **** и ****, Гайнского района, Пермского края отсутствует централизованное водоснабжение.

Водоснабжение населения указанных поселков осуществляется посредством колодцев для общего пользования и индивидуальных колодцев.

Согласно представленных в дело протоколов лабораторных испытаний от 04.12.2012 года следует, что пробы воды из общественного колодца соответствует требованиям.

Решением депутатов Усть-Черновского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края №** от 14.11.2012 года рассмотрено ходатайство главы Усть-Черновского сельского поселения о целесообразности строительства централизованного водоснабжения и принято решение о невозможности строительства центрального водоснабжения ввиду отсутствия денежных средств в бюджете Усть-Черновского сельского поселения.

01.11.2012 г. постановлением администрации Усть-Черновского сельского поселения утвержден приоритетный муниципальных проект «Благоустройство на 2013-2015 годы» в перечне, мероприятий которого имеется пункт ремонт колодцев и скважин.

Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Согласно п. 10 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ водоснабжение определено как подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Положения приведенных норм обязывают орган местного самоуправления, обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.

В соответствии со ст.7 п.9 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения организует нецентрализованное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или подвоз) питьевой воды.

Как следует из материалов дела на территории поселка **** на 464 хозяйства приходится 35 общественных и 205 индивидуальных водозаборных сооружений.

С учетом вышеназванных правовых норм, оценив представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела не установлено отсутствие в поселках системы холодного водоснабжения.

А при отсутствии решения органа местного самоуправления о строительстве водопроводов, при наличии нецентрализованного водоснабжения населения, что не оспаривается сторонами, протоколов лабораторных исследования проб воды представленных суду первой инстанции, вывод суда о признании незаконным бездействия администрации Усть-Черновского сельского поселения по неприятию мер по организации холодного водоснабжения является необоснованным. В связи с чем соответственно незаконно возложена обязанность на администрацию Усть-Черновского сельского поселения в срок до 31.10.2013 года по организации снабжения населения холодной водой по централизованным сетям холодного водоснабжения.

Принимая во внимание, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального права (пп.4 п.1 ст.330 ГПК РФ), решение суда судебная коллегия считает необходимым отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие администрации Усть-Черновского сельского поселения по непринятию мер по организации холодного водоснабжения на территории п.**** Гайнского муниципального района и возложении обязанности на администрацию Усть-Черновского сельского поселения в срок до «31» октября 2013 года организовать в п.**** и п.**** снабжение населения холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водозаборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гайнского районного суда от 06.12. 2012 года отменить и постановить новое решение.

В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, прокурора Гайнского района к администрации Усть-Черновского сельского поселения Гайнского района Пермского края признании незаконным бездействие администрации Усть-Черновского сельского поселения по непринятию мер по организации холодного водоснабжения на территории п.**** Гайнского муниципального района и возложении обязанности на администрацию Усть-Черновского сельского поселения в срок до «31» октября 2013 года организовать в п.**** и п.**** снабжение населения холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водозаборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения – отказать

Председательствующий-

        Судьи