ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13761/17 от 17.08.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Олейников А.В. Дело № 33-13761/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 августа 2017 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Веркошанской Т.А.

судей Петрушенко Ф.П., Жабиной Н.А.

при секретаре Обуховой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгограда в интересах ФИО1 к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет субсидии

по апелляционной жалобе комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 июня 2017 года, которым исковые требования прокурора г. Волгограда в интересах ФИО1 удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет субсидии.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города по обращениям ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении ответчиком государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда», в результате которой было установлено, что ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>, составом семьи 1 человек, 11 августа 2016 года обратилась в комитет с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», и предоставила необходимые документы. Отделом по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета произведен расчет субсидий и вынесено распоряжение от 25 августа 2016 года № <...>, которым размер субсидии на 6 месяцев определен в сумме 2659 руб. 92 коп. При этом, ежемесячный размер субсидии ФИО1 определен в августе и сентябре 2016 года - 0 руб., в период с октября 2016 по январь 2017 года - 664 руб. 98 коп. Вместе с тем, проведенными прокуратурой города расчетами по формуле, предусмотренной п. 23 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установлено, что размер субсидий для ФИО1 должен составлять: в августе и сентябре 2016 года - 0 руб. (2690,02 х 1 – (13082,54 х 22%)), в период с октября 2016 по январь 2017 года - 1 550 руб. 86 коп. в месяц (4428,84 х 1 - (13082,54 х 22%)), где: 4428 руб. 84 коп. - региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемый при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отопительный период (7 месяцев), в том числе отоплением; 2690 руб. 02 коп. - региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемый при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в неотапливаемый период (5 месяцев); 22% - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, 13082 руб. 54 коп. - среднедушевой доход семьи. Отдел по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета, руководствуясь п. 27 указанных Правил, начисленную сумму субсидии сравнивает с фактически понесенными заявителем расходами на оплату ЖКУ за месяц, предшествующий обращению, которые уменьшает на размер предоставленных заявителю мер социальной поддержки.

Сумма понесенных в июле 2016 года ФИО1 расходов на оплату ЖКУ, составила 2169 руб. 98 коп., и уменьшена на 1 532 руб. (мера социальной поддержки в июле 2016 года), тем самым к выплате в октябре 2016 года - январе 2017 года ФИО1 начислено 664 руб. 98 коп. Соответственно, сумма выплачиваемой субсидии значительно ниже полагающейся, что, по мнению прокурора, является нарушением ст. 159 Жилищного кодекса РФ и Правил № 761.

С учетом изложенного, прокурор просил суд признать незаконным распоряжение отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда № <...> от 25 августа 2016 года о назначении ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 6 месяцев в сумме 2659 руб. 02 коп., в части определения размера субсидии; обязать комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по заявлению ФИО1 от 11 августа 2016 года в соответствии с п. 23 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761; обязать комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда выплатить ФИО1 разницу сумм субсидии, начисленной в соответствии с п. 23 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 и выплаченной по распоряжению отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда № <...> от 25 августа 2016 года.

В связи с тем, что решением Волгоградской городской Думы от 22 марта 2017 года № 55/1586 комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда переименован в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда, определением суда от 4 мая 2017 года произведена замена ответчика на комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, указывая на нарушение судом первой инстанции ном материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения заместителя прокурора г. Волгограда Актугановой Д.А., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно ч. 2, 3 ст. 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 данных Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Таким образом, федеральным законодательством определены условия, форма и порядок предоставления субсидий.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил.

Как следует из п. 7 названных Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

Законом Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1145-ОД установлены правовые основания для реализации органами местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 1 данного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением администрации Волгограда от 8 сентября 2015 года № 1284 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда», в соответствии с которым уполномоченным лицом по предоставлению данной услуги является комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда (на момент принятия оспариваемого решения 25 августа 2016 года - комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 11 августа 2016 года обратилась в комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда (ныне - комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда) с заявлением о предоставлении ей субсидии от доходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Отделом по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда по заявлению ФИО1 произведен расчет субсидий и вынесено оспариваемое распоряжение от 25 августа 2016 года № <...>, которым размер субсидии на 6 месяцев определен в сумме 2 659,92 руб.

В соответствии с произведенным расчетом ежемесячный размер субсидии истцу составил в августе и сентябре 2016 года - 0 руб., в период с октября 2016 года по январь 2017 года - 664,98 руб.

При этом, размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 21 Правил).

Пунктом 23 Правил определена формула расчета размера субсидии при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формула расчета размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг установлена пунктом 25 Правил.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 22 августа 2016 года № 612 утверждены региональные стандарты стоимости жилищно- коммунальных услуг, используемые при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые по городскому округу город-герой Волгоград для одиноко проживающего человека с 1 июля 2016 года составили в отношении многоквартирного жилого дома, обеспечиваемого ЖКУ в: отопительный период (7 месяцев), в том числе отоплением - 4428 руб. 84 коп.; неотапливаемый период (5 месяцев), кроме отопления - 2690 руб. 02 коп.

Постановлением главы администрации Волгоградской области от 23 апреля 2007 года № 647 «О региональных стандартах, используемых при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 22 процентов совокупного дохода семьи.

Обращаясь в суд прокурор г. Волгограда в интересах ФИО1 ссылается на необоснованность произведенного расчета ответчиком и указывает, приведя свой расчет, что размер субсидий для ФИО1 должен составлять: в августе и сентябре 2016 года - 0 руб. (2 690,02 х 1 – (13 082,54 х 22%)); в период с октября 2016 по январь 2017 года – 1 550,86 руб. в месяц (4 428,84 х 1 – (13 082,54 х 22%)) где: 4 428,84 руб. - региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемый при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отопительный период (7 месяцев), в том числе отоплением; 2 690,02 руб. - региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемый при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в неотапливаемый период (5 месяцев); 22% - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; 13 082,54 руб. - среднедушевой доход семьи). Общая сумма субсидий, полагающаяся к выплате ФИО1 в период с августа 2016 года по январь 2017 года, должна была составить 6202 руб. 72 коп.

Удовлетворяя требования прокурора г. Волгограда в интересах ФИО1, анализируя собранные по делу доказательства, проверяя расчет субсидий, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что произведенный ответчиком расчет размера субсидии ФИО1 за август 2016 года - январь 2017 года, основанный на фактически понесенных истцом расходах на оплату ЖКУ за июль 2016 года и размере полученной в этом же месяце социальной выплаты, противоречит приведенным выше нормативным положениям и существу оказываемой меры социальной поддержки, и обоснованно пришел к выводу, что распоряжение отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда от 25 августа 2016 года № <...> не соответствует действующим нормативным актам в части определения размера субсидии ФИО1, а поэтому заявленный прокурором иск подлежит удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, постановленное судом решение не противоречит требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего оснований для его отмены в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: