ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1377/2018 от 16.04.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Богданова И.Ю.

Дело № 33-1377/2018 дело поступило 19 марта 2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 16 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Вольной Е.Ю., Семенова Б.С., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ к Администрации МО «город Улан-Удэ», Правительству Республики Бурятия об обязании принять меры по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельных участков по апелляционным жалобам представителя ответчика Правительства РБ ФИО1, представителя ответчика Администрации г.Улан-Удэ ФИО2 на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 25 января 2018 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района гор.Улан-Удэ удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

- на расстоянии 20 метров в юго-восточном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 1 га, приблизительно объемом 100 м 3);

- на расстоянии 20 метров в западном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 200 кв.м., приблизительно объемом 70 м3);

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Улан-Удэ» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

- на расстоянии 20 метров в юго-восточном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 1 га, приблизительно объемом 100 м3);

- на расстоянии 20 метров в западном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 200 кв.м., приблизительно объемом 70 м3);

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ ФИО3, представителя истца Болдоевой Э.В., представителя Министерства природных ресурсов РБ ФИО4, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ ФИО5, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, Правительству РБ, прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ, с учетом уточнения исковых требований просил обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

- на расстоянии 20 метров в юго-восточном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 1 га, приблизительно объемом 100 м3);

- на расстоянии 20 метров в западном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 200 кв.м., приблизительно объемом 70 м3);

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Улан-Удэ» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

- на расстоянии 20 метров в юго-восточном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 1 га, приблизительно объемом 100 м3);

- на расстоянии 20 метров в западном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 200 кв.м., приблизительно объемом 70 м3).

Исковые требования мотивированы следующим. В ходе проведения проверки по обращению жителей СНТ «Пионер-2» установлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления при размещении несанкционированной свалки, выявлено захламление твердыми коммунальными отходами объемом 100 куб.м. на площади 1 га на расстоянии 20 метров в юго-восточном направлении от жилого дома по<...> и на расстоянии 20 метров в западном направлении от жилого дома по<...>(приблизительно площадью 200 кв.м., приблизительно объемом 70 м3). По сведениям ЕГРП зарегистрированные права на земельный участок, на котором выявлены несанкционированные отходы, отсутствуют. Поскольку собственность на указанные земельные участки не разграничена, функции собственника осуществляют органы местного самоуправления МО ГО «город Улан-Удэ».

В суде первой инстанции представитель истца ФИО6 на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений настаивала.

Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ ФИО2 с иском не согласилась.

Представитель ответчика Правительства РБ ФИО7 просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов РБ ФИО4 поддержал позицию Правительства РБ.

Представители третьих лиц Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства РБ ФИО1 просит отменить решение суда в части возложения обязанности на Правительство РБ, приняв в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В целом, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование возражений относительно иска, не соглашаясь с выводами суда, указывает, что организация устранения последствий противозаконного захламления территорий отходами, несанкционированного размещения отходов с нарушением установленных правил, в неразрешенных для этого местах, положениями ст.6 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не регулируются. Полагает, что обстоятельства, на которые ссылается суд, а также ссылки на нормативно-правовые акты, указанные в решении суда, не подтверждают обоснованность возложения на Правительство РБ обязанности принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, находящихся на конкретных земельных участках муниципального образования г. Улан-Удэ, что фактически означает организацию деятельности по ликвидации конкретных несанкционированных свалок. В резолютивной части решение не содержит подробного описания совершения действий Правительством РБ, что делает его неисполнимым. Считает, что судом не учтено, что ликвидация выявленных несанкционированных свалок отходов не относится к правоотношениям по обращению с отходами, так как ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов является организацией работ по благоустройству территории, что отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ ФИО2 просит решение суда отменить, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Ссылаясь на неправомерное применение судом ФЗ от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в недействующей редакции, указывает, что с 01.01.2017г. органы местного самоуправления вправе только предоставлять земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа. Вывод суда о том, что органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, противоречит действующему законодательству. В связи с чем неверен вывод суда об осуществлении Администрацией функций собственника земельных участков. Просит учесть, что судом применен ФЗ «Об охране окружающей среды» в недействующей редакции. Полагает, что мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок должны быть включены в региональную программу в области обращения с отходами, которая должна быть разработана субъектом РФ, отсутствие которой свидетельствует о бездействии субъекта.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Доржиев А.А. полагает доводы жалоб несостоятельными.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Администрации г.Улан-Удэ Министр природных ресурсов РБ ФИО8 полагает доводы жалобы необоснованными.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ ФИО3 доводы жалобы поддержала.

Представитель истца прокурор Болдоева Э.В. указала об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов РБ ФИО4 с доводами жалобы Администрации г.Улан-Удэ не согласился, поддержав доводы апелляционной жалобы представителя Правительства РБ.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ ФИО5 полагала, что решение суда является законным и обоснованным.

В заседание судебной коллегии представитель ответчика Правительства РБ, представитель третьего лица Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом надлежащего извещения, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.13 ФЗ от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным выше Федеральным законом.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ в ходе проведения проверки с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора РБ, Управления Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и Управления административного контроля Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ по обращениям жителей СНТ «Пионер-2» выявлено захламление твердыми коммунальными отходами земельных участков, расположенных в СНТ «Пионер-2» г. Улан-Удэ на расстоянии 20 метров в юго-восточном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 1 га, приблизительно объемом 100 м3); на расстоянии 20 метров в западном направлении от жилого дома <...>(приблизительно площадью 200 кв.м., приблизительно объемом 70 м3).

Установив факт захламления земельных участков твердыми коммунальными отходами, что безусловно нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, районный суд пришел к обоснованному выводу о понуждении ответчиков к устранению выявленных нарушений.

Судебная коллегия данный вывод суда находит правильным, поскольку он основан на установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельствах и соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с ч.1 ст.24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п.4 ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с пунктами 12, 25 ст.5 Устава ГО «Город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 г. №624-63, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления принимает участие в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, собственность на земельные участки, на которых находятся несанкционированные свалки, не разграничена.

Доводы об отсутствии указаний в резолютивной части решения на конкретные действия ответчиков, подлежит отклонению. Меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, принятию участия в организации такой деятельности, определяются ответчиками самостоятельно в пределах предоставленных им полномочий. Кроме того, согласно части 1 статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.

На момент вынесения решения региональная программа в области обращения с отходами не утверждена, региональный оператор не определен.

Доводы апелляционной жалобы Администрации МО «г.Улан-Удэ» также подлежат отклонению. Судебная коллегия отмечает, что предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (п.2 ст.7) и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (ст.8) полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории городского округа от бытовых и промышленных отходов, предусматривают участие органов местного самоуправления в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нормы права, в соответствии с которыми к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов, являются действующими.

Ссылка на недействующую редакцию п. 2 ст. 3.3. З от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» выводов районного суда не опровергает, поскольку функции собственника таких земельных участков осуществляют органы местного самоуправления, то есть МО «Город Улан-Удэ».

Доводы жалоб по существу повторяют позицию ответчиков, изложенную в ходе рассмотрения дела по существу, являлись предметом судебной проверки и получили оценку суда, выводов районного суда не опровергают.

Доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено или изменено, в апелляционных жалобах не содержится.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25 января 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: