Судья Ковалева О.Г. Дело № 33-1377/2021
УИД - 09RS0001-01-2020-003826-47
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Черкесск 01 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего – Сыч О.А.,
судей: Лайпанова А.И., Кормазовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Урусове Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Наптугова Даниала Рамазановича на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 мая 2021 года по гражданскому делу № 2-2001/21 по исковому заявлению Наптугова Даниала Рамазановича к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности по предоставлению в собственность жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя ответчика Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики – Борлакова А.А., действующего на основании доверенности № 1562 от 16 апреля 2021 года, судебная коллегия
У С ТА Н О В И Л А:
Наптугов Д.Р. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о возложении обязанности по предоставлению в собственность жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что он зарегистрирован и проживает в трёхкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности его сестре <ФИО>9, которая зарегистрирована и проживает со своей семьей в этой же квартире. Ему предоставлено право безвозмездного проживания до приобретения им собственного жилья. Согласно военному билету и свидетельству о праве на льготы серии А № 589561, выданных Военным комиссариатом г. Черкесска 19 июля 2002 года, он является участником боевых действий на территории ДРА в составе в/ч № 38021. Соответственно, он, как участник боевых действий в Республике Афганистан в период декабрь 1979 года – декабрь 1989 года, награждён медалью «За отвагу» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1982 года, удостоверение № 520506), имеет права и льготы, установленные п. 3 ст. ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах». Он состоит в очереди на улучшение жилищных условий
в соответствии с постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 28 мая 1986 года № 481, однако, жилье ему до сих пор не предоставлено, несмотря на имеющиеся у него льготы. Согласно информации от 20 февраля 2020 года, предоставленной мэрией муниципального образования города Черкесска, порядковый номер в общей очередности по городу Черкесску - 306, в льготной - 2. 12 февраля 2020 года от Министерства труда и социального развития КЧР в его адрес было направлено приглашение на получение субсидии для улучшения жилищных условий за счет федерального бюджета. Размер субсидии составляет 690 624,00 рублей. Он отказался от субсидии на приобретение жилья в собственность, так как на данную сумму невозможно приобрести жилье для двух человек, площадь которого в расчете на одного члена семьи не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В силу своего материального положения он не может помимо субсидии к сумме субсидии добавить собственные средства для приобретения жилья. Он является ветераном боевых действий и согласно Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года № 59-27 «О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории ДР Афганистан, и их семьям» имеет право на первоочередное обеспечение жилой площадью. Ответчиком грубо нарушаются его жилищные права. У него и членов его семьи отсутствует какое-либо жилое помещение, как по договору социального найма, так и в собственности. Таким образом, ему право обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, гарантировано законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Он имеет семью из двух человек: он и дочь. Дата постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – 28 мая 1986 года, т.е. с момента обращения его по месту работы о постановке в очередь на получение квартиры как участника боевых действий. Уточнив в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд: Обязать Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики предоставить Наптугову Д.Р. в собственность однократно, в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах Черкесского муниципального городского округа Карачаево-Черкесской Республики, общей площадью не менее 42 кв.м. В случае невозможности предоставит в натуре соответствующее жилое помещение, обязать Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики выплатить Наптугову Д.Р., субсидию на приобретение жилья в размере 1 611 456 рублей.
В судебном заседании истец и его представители, поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика не возражал против требования истца о выделении субсидии, однако не согласился с его размером, представил письменные возражения относительно исковых требований.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно иска Наптугова Э.Д., не явилась, судом надлежащим
образом о времени и месте слушания дела извещена.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, дело было рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 мая 2021 года исковые требования Наптугова Д.Р. удовлетворены в части. Суд обязал Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики произвести Наптугову Д.Р. выплату социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
Не согласившись с принятым решением, Наптугов Д.Р. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование Наптугов Д.Р. указал, что он отказался от предложенной ему субсидии в размере 690 624 рубля, поскольку на данную сумму невозможно приобрести жилье для двух человек, даже на одного, площадь которого в расчете на одного члена семьи не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В настоящее время он является остро нуждающимся в жилом помещении. Граждане, которые имеют медаль «За отвагу» могут получить приоритет в социальной очереди в жилищной программе. Такая льгота не предоставляется на прямую, но органы власти рассматриваются в первую очередь те кандидатуры, которые участвовали в боевых действиях и отличились там. По состоянию на 28 июня 2021 года Наптугов Д.Р. относится к гражданам, имеющим право на меру социальной поддержки в обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах». Как следует из материалов учетного дела, дата постановки Наптугова Д.Р. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – 28 мая 1986 год, то есть с момента обращения его по месту работы о постановке в очередь на получение квартиры как участника боевых действий. В состав семьи Наптугова Д.Р. входит дочь, что подтверждается свидетельством о рождении. Действующее законодательство гарантирует право ветерану боевых действий на получение в собственность жилого помещения. Совокупность изложенных обстоятельств дает право Наптугову Д.Р. приобрести за счет средств Федерального бюджета с целью передачи в собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв. м., находящееся на территории муниципального образования г. Черкесска, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики – Борлаков А.А., просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Наптугов Д.Р. и третье лицо Наптугова Э.Д., извещенные надлежащим судебным извещением о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, учитывая, что все извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся истца и третьего лица на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривал ответчик, что Наптугов Д.Р., <дата> года рождения согласно военного билета, свидетельства о праве на льготы серии А № 589561, выданных Военным комиссариатом г. Черкесска 09 июля 2002 года, является участником боевых действий на территории ДРА в составе в/ч № 38021. Соответственно, Наптугов Д.Р., как участник боевых действий в Республике Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, награжден медалью «За отвагу» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1982 года, удостоверение № 520506), имеет права и льготы, установленные п. 3 ст. ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах».
Наптугов Д.Р. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска от 18 мая 1986 года № 481, однако жилье ему до сих пор не предоставлено, несмотря на имеющиеся у него льготы.
Согласно информации от 20 февраля 2020 года, предоставленной мэрией муниципального образования г. Черкесска, порядковый номер в общей очередности по г. Черкесску – 306, в льготной – 2.
12 февраля 2020 года от Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики в адрес Наптугова Д.Р. было направлено приглашение на получение субсидии для улучшения жилищных условий за счет федерального бюджета, размер субсидии составляет 690 624 рубля.
Наптугов Д.Р. отказался от субсидии на приобретение жилья в собственность, поскольку полагает, что на данную сумму невозможно приобрести жилье для двух человек, площадь которого в расчете на одного члена семьи не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В силу своего материального положения, он не имеет возможности помимо суммы субсидии добавить собственные средства для приобретения жилья.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Наптугов Д.Р. признан в установленном порядке нуждающимся в жилье, относится к категории лиц имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, однако до настоящего времени, отдельным жилым помещением не обеспечен, средств на приобретение жилья не получил, то требования подлежат удовлетворению в части выделения субсидии на приобретение жилья из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения в соответствии с показателями средней рыночной стоимости одного квадратного метра в Карачаево-Черкесской Республики.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции приходит к следующему.
Подпунктом «ж» пункта 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" предусмотрено, что военнослужащим, уволенным с действительной военной службы, предоставляется право на первоочередное обеспечение жилой площадью.
Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Ветераны боевых действий, к коим относится Наптугов Д.Р., нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым в числе прочего были внесены изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статью Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5).
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции вышеуказанного ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), ветеранам боевых действий, к которым относится Наптугов Д.Р., предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются
жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как видно из содержания приведенных правовых норм, право на льготное обеспечение жильем как до 1 января 2005 года, так и после этой даты, предоставлялось именно тем категориям граждан, которые прямо названы в законе - это, в частности, ветераны боевых действий и инвалиды, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Именно эти категории граждан являются лицами, имеющими право на данную меру социальной поддержки.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем названных в данных законах категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образуемого в федеральном бюджете в виде субвенций, при этом подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем пятым статьи 28.2 установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем соответственно ветеранов и инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов в установленном порядке.
Таким образом, Российская Федерация в качестве таковых расходных обязательств по статьями 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" и 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установила определенный объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на конкретные цели, в частности, как уже указывалось выше:
- на обеспечение жильем ветеранов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади по субъекту Российской Федерации (статья 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах");
- на обеспечение жильем инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади по субъекту Российской Федерации (статья 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Для реализации указанных прав ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на территории Карачаево-Черкесской Республики Правительством Карачаево-Черкесской Республики вначале Постановлением от 28 июля 2006 года N 249, а впоследствии Постановлением от 24 февраля 2010 года N 33 были утверждены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пунктам 1 и 4 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 февраля 2010 года N 33 формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий и инвалидов является предоставление им субсидии на приобретение жилья в собственность. Уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению таких мер социальной поддержки является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка предоставления субсидий на приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, утвержденного Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 февраля 2010 года N 33 (далее - Порядок), субсидия предоставляется Получателям, включенным в республиканский реестр в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении
жилищных условий. Формирование республиканского реестра Получателей осуществляется Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики по дате постановки на учет на основании решения органа местного самоуправления.
Аналогичные форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов,
предусматривались и ранее действовавшими нормативными актами Правительства Карачаево-Черкесской Республики по данному вопросу, в том числе Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2006 года N 249.
В соответствии с п. 3 Порядка размер субсидии на приобретение жилья ветеранам боевых действий и инвалидам рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и из расчета общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Карачаево-Черкесской Республике, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Из анализа содержания вышеуказанных норм следует, что они соответствуют положениям ст. ст. 16, 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и ст. ст. 17, 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регулирующим предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам боевых действий и инвалидам.
При указанных обстоятельства, довод жалобы о том, что размер субсидии на приобретение жилья должен рассчитываться с учетом количества членов семьи ветерана или инвалида не соответствует содержанию вышеназванных правовых норм.
Такое правоприменение не может быть признано законным, поскольку является произвольной интерпретацией норм действующего законодательства, которая влечет существенное изменение (увеличение) объема средств, предусмотренных федеральным законом для обеспечения жильем указанных категорий граждан, за счет включения в число учитываемых при определении размера субсидий членов семьи ветеранов и инвалидов.
В связи с тем, что именно Наптугов Д.Р. является ветераном боевых действий, то именно он имеет в соответствии с действующим законодательством право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления субсидии на приобретение жилья в собственность из расчета общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади по субъекту Российской Федерации.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что требования Наптуговым Д.Р. по настоящему делу заявлены на основании специальной нормы - Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из преамбулы Федерального закона "О ветеранах", на нормы которого ссылается и суд первой инстанции, следует, что этот Закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
В этой связи, как представляется, оснований для распространения общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации (на которые сослался истец в жалобе) о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления ветеранам боевых действий субсидии на приобретение жилья в собственность, урегулированные специальным законом, не имеется.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание все представленные и исследованные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что факт получения истцом в связи с исполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, в ходе разрешения настоящего спора в установленном порядке, не подтвержден.
Таким образом, оценивая установленные по делу обстоятельства, доказательства, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на нормах действующего законодательства.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 мая 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Наптугова Даниала Рамазановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Ковалева О.Г. Дело № 33-1377/2021
УИД - 09RS0001-01-2020-003826-47