ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1379/2013 от 11.03.2013 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-1379/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень 11 марта 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Григорьевой Ф.М.,

судей Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.,

при секретаре Тайшиной Ю.Г.,

с участием прокурора Сипиной С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 25 декабря 2012 года, которым постановлено:

«Отменить п. 2 распоряжения главы Администрации Тобольского района от <.......> <.......> в части закрепления за ФИО1 жилого помещении, расположенного по адресу: <.......>.

Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление ФИО1 благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска, Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении ФИО1 обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с ФИО1 договор социального найма на предоставленное жилое помещение».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., заключение прокурора Сипиной С.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Тобольского района Прохоров В.Н. в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов ФИО1 с иском к администрации Тобольского муниципального района Тюменской области, Правительству Тюменской области об отмене пункта 2 распоряжения главы Администрации Тобольского района от <.......> <.......> в части закрепления за ФИО1 жилого помещении, расположенного по адресу: <.......>, возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление ФИО1 вне очереди благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м. из государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма, на администрацию Тобольского муниципального района Тюменской области – обязанности принять решение о предоставлении такого жилого помещения и заключить договор социального найма.

В обоснование иска указал, что ФИО1, <.......> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав. Распоряжением Главы администрации Тобольского района от <.......> несовершеннолетняя ФИО1 была помещена в учреждение общественного воспитания, за ней было закреплено не конкретизированное жилое помещение по адресу: <.......>. Вместе с тем, по информации Овсянниковской сельской администрации от <.......> жилое помещение на территории сельсовета за ФИО1 не закреплялось. <.......> ФИО1 была поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. В июне 2009 года ФИО1 окончила <.......>», жилье в настоящее время снимает, Распоряжением Главы Тобольского района от <.......> <.......> включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. ФИО1 имеет право на получение жилого помещения в Тобольском <.......> вне очереди, однако органом местного самоуправления в таком предоставлении ей отказано. При этом, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Правительства Тюменской области. В связи с отсутствием на территории Тобольского муниципального района жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выделения Правительством Тюменской области денежных средств на обеспечение ФИО1 жильем, с согласия ФИО1 жилое помещение может быть предоставлено ей в г. Тобольске.

В судебном заседании помощник прокурора Тобольского района Тюменской области Толмачева Т.В. иск поддержала.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители ответчиков администрации Тобольского муниципального района Тюменской области, Правительства Тюменской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменном отзыве на иск Правительство Тюменской области просило в иске отказать, полагая, что обеспечение ФИО1 жильем нарушит права иных лиц, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее нее. Кроме того, полагало, что исполнение решения суда может стать невозможным, поскольку на учете нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 состоит в Тобольском районе, а не в городе Тобольске. Также выразило сомнения в нуждаемости ФИО1 в жилье в настоящее время.

В письменном отзыве администрация Тобольского муниципального района Тюменской области указала на возможность принятия решения о предоставлении истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области только при условии обеспечения такого предоставления Правительством Тюменской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от <.......> <.......> (л.д. 46).

В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление жилого помещения истцу, суд не учёл, что в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Выражая несогласие с возложением обязанности по обеспечению истца жильем на высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области, указывает, что суд не принял во внимание, что Правительство Тюменской области Законом Тюменской области № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области» и Положением о главном управлении строительства Тюменской области обязанности по реализации жилищной политики, в том числе отдельным категориям граждан, возложило на главное управление строительства Тюменской области, которое является получателем бюджетных средств на приобретение жилья эконом-класса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Считает, что суд неверно истолковал статью 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку данной нормой установлено, что обеспечение детей-сирот жилой площадью осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, но реализация данного расходного обязательства законом не отнесена к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что обязательство по обеспечению предоставления истцу жилого помещения должно быть возложено на главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам. Также, полагает, что принятое решение суда о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц, ранее вставших на учёт.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, участвовавший в деле, Толмачева Т.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ФИО1, <.......> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать К. и отец Б.. вступившим в законную силу решением Тобольского районного суда Тюменской области от 01 июня 1999 года были лишены родительских прав (л.д. 9 - 12).

Приказом Главы Тобольского района Тюменской области от <.......> <.......> ФИО1 была устроена в образовательное учреждение интернатного типа на полное государственное обеспечение, за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <.......> (л.д. 14).

<.......> ФИО1 администрацией Тобольского района Тюменской области была принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером <.......>. Жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, жилых помещений в собственности она не имеет, проживает в жилом помещении на условиях срочного договора найма (л.д. 16 – 22, 24, 35 - 37).

В <.......> году ФИО1 окончила муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <.......>» (л.д. 15).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Следовательно, у ФИО1, как нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области № 137 от 07 октября 1999 года «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) нуждающиеся в улучшении жилищных условий дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа при прекращении опеки (попечительства) имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области. Согласно ст. 1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Статьей 27 Закона Тюменской области от 09 ноября 2011 года № 71 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый 2013 и 2014 годов», действовавшего на период разрешения спора судом, органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделялись государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.

В соответствии со ст. 43 указанного закона для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В Перечне, изложенном в Приложении 19 к Закону Тюменской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», указан Тобольский муниципальный район.

Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции о возложении на администрацию Тобольского района Тюменской области обязанности принять решение о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области с заключением договора социального найма, а на Правительство Тюменской области - обеспечить такое предоставление.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, об их ошибочности не свидетельствуют.

Так, довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истцу жилого помещения не основан на законе.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.

Как следует из содержания части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 05 июля 2000 года № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области», органы исполнительной власти Тюменской области обеспечивают исполнение федеральных и областных законов, регулирующих жилищные отношения, и принимают на их основе соответствующие нормативные правовые и правовые акты.

Частью 3 названной статьи предусмотрено, что полномочия, предусмотренные частью 2, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.

В силу частей 1, 7 статьи 41 Устава Тюменской области, Правительство Тюменской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. При этом, в компетенцию Правительства области входит управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Тюменской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года № 426 «О бюджетном процессе Тюменской области», исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области, при этом последнее осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса, устанавливает и исполняет расходные обязательства областного бюджета.

Регламентом Правительства Тюменской области (постановление Правительства Тюменской области от 20 сентября 2007 года № 220-п), предусмотрено, что Правительство Тюменской области организует исполнение законодательства Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над выполнением органами исполнительной власти области, формируемыми Правительством, их полномочий (п.1.5).

Положением о главном управлении строительства Тюменской области (утв. Постановлением Правительством Тюменской области от 01 июня 2009 года № 146-п), управление наделено полномочиями по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Однако это не освобождает ответчика от полномочий, возложенных на него вышеуказанными правовыми нормами, и обязанностей, возложенных на него судом по настоящему делу, поскольку главное управление строительства Тюменской области осуществляет свои полномочия лишь в пределах объема средств, выделенных из областного бюджета Правительством Тюменской области.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия Тюменского областного суда находит вывод суда о возложении обязанности по обеспечению предоставления истцу жилого помещения на Правительство Тюменской области правильным, основанным на нормах действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку истец ФИО1 в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ней статус.

Иных доводов в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем, она удовлетворению не подлежит.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тобольского районного суда Тюменской области от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: