БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-137/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 13 января 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Тертышниковой С.Ф.,
судей Бартенева А.Н., Литвиновой А.М.,
при секретаре Белоусе С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1, ФИО2 о взыскании суммы, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесных грузов
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 15 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Бартенева А.Н., объяснения ФИО1 и его представителя – ФИО3, поддержавших изложенные в жалобе доводы, объяснения ФИО2 и его представителя – ФИО4, считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан в указанном субъекте Российской Федерации является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и( или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству, в том числе наделено правом принятия мер к взысканию сумм ущерба, причиненного автомобильным дорогам нарушением правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
12.04.2013 г. водитель П. Г.Е., управляя автомобилем «MAN№, р/знак №, с полуприцепом «Шмитц» SPR2, р/знак № принадлежащими ФИО1, осуществлял перевозку делимого груза (пиломатериалов) в Республике Башкортостан с превышением установленных ограничений нагрузки на оси по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, не имея на то специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов.
12.04.2013 г. инспектором Службы весового контроля составлен акт № № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, подписанный также инспектором ГИБДД и П. Г.Е.
В отношении ФИО21 Г.Е. также составлен протокол об административном правонарушении по части 5 статьи 12.21.1. за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения.
Требование ГКУ Службы весового контроля Республики Башкортостан в указанном субъекте РФ о необходимости уплаты в бюджет Республики Башкортостан денежных средств в возмещение вреда, причиненного автомобильным дорогам, направленное 30.05.2013 г. в адрес собственника транспортного средства ФИО1 и бывшего собственника полуприцепа ФИО2, не было удовлетворено.
Инициировав дело предъявлением в суд иска с ФИО1 и индивидуальному предпринимателю ФИО2, ГКУ СВК РБ просило взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму причиненного ущерба в размере <данные изъяты> руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами за несвоевременное исполнение обязательства за период 476 дней по состоянию на 18.08.2014 г. в размере <данные изъяты>., с дальнейшим начислением процентов на сумму долга по день его фактической уплаты.
Дело по ходатайству истца рассмотрено в отсутствие его представителя.
Решением суда постановлено взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан в возмещение вреда <данные изъяты> руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб. В удовлетворении остальной части иск отклонен. В доход бюджета муниципального образования Губкинский городской округ ФИО1 обязан уплатить государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене приведенного судебного постановления и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 209, 223, 456, 333, 395, 458, 459 ГК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в редакции закона от 03.12.2012 г.), Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов» и исходил из доказанности нарушения водителем автопоезда требований действующего законодательства по перевозке тяжеловесных грузов, доказанности размера ущерба, необоснованности требований к ИП ФИО2, как к ненадлежащему ответчику, наличия оснований для уменьшения размера процентов за пользование чужими денежными средствами.
Выводы суда в оспариваемой части мотивированы, соответствуют материалам дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, на которые указывается в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Доводы жалобы неубедительны.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Таких нарушений по делу допущено не было.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий могут устанавливаться временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 упомянутого Федерального закона определено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 31 данного Закона установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
Согласно части 8 статьи 31 этого закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. N 934 «О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, определена плата с владельцев транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по дорогам Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил возмещения вреда определено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Собственником автопоезда в составе автомобиля «MAN» 18.413FLS, р/знак №, с полуприцепом «Шмитц» SPR2, является ФИО1, что подтверждается материалами дела и не оспаривается, в силу чего надлежащим ответчиком по делу является указанное лицо, а не водитель, управляющий транспортным средством на основании гражданско-правового договора, как указывается в апелляционной жалобе.
Доводы представителя ФИО1 – ФИО3 о том, что транспортное средство было передано по договору аренды О. И.В., (дочь ответчика), допустимыми доказательствами не подтверждены.
Данные обстоятельства не приводятся и в апелляционной жалобе. Согласно же транспортной накладной от 11.04.2013 г. № 0078, на основании которой осуществлялась перевозка груза, перевозчиком является ФИО1 (л.д. 50).
Перевозка груза, в состав которого входили пиломатериалы, осуществлялась без получения соответствующего разрешения по маршруту: г. <адрес>, в том числе по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан (168 км).
12.04.2013 г. в 17:36 час. на пункте весового контроля на 9 км. автодороги <адрес> установлен факт превышения транспортным средством под управлением П. Г.Е. нагрузки на 1-5 оси, о чем составлен акт № №
Взвешивание транспортного средства произведено с применением весового оборудования МВСК (весы подкладные электронные для взвешивания автомобильного транспорта) фирмы ООО Вектор-Пм», модификации МВС-25, заводской номер № №, прошедшими первичную поверку 28.08.2012 г., действительной по 28.08.2013 г. (л.д. 36-46).
Размер ущерба, причиненного автодороге, составил <данные изъяты> руб., что подтверждается актом и соответствующим расчетом (л.д. 47, 56-59). Расчет произведен с учетом показателей размера вреда, установленных приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. № 934.
Согласно пункта 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Доводы в жалобе о неправильном расчете размера ущерба необоснованны, поскольку ущерб рассчитывался исходя из превышения допустимой нагрузки на оси автомобиля, а не исходя из превышения установленных ограничений по общей массе, как указывает ФИО1
Подлежат отклонению и доводы жалобы в части не извещения участников дорожного движения о вводимых ограничениях.
Временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси с 1 по 30 апреля 2013 г. введено на основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 12.02.2013 г. № 145-р. Информация о временном ограничении движения транспортных средств в указанный период времени была опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 13.02.2013 г., на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, а также в газете «Республика Башкортостан», выпуск № 34 от 22.02.2013 г.
Иных доводов жалоба не содержит.
Таким образом обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
определила:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 15 октября 2014 года по делу по иску Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1, к ФИО2 о взыскании суммы, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесных грузов оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи