Судья: Бородько Л.Д. Дело № 33-13818/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 сентября 2015 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного
суда в составе:
председательствующего судьи Жиляевой О.И.
судей: Шамрай М.С., Алешиной Е.Э.
при секретаре Гребенкиной Э.П.
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционной жалобе Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений «Ветеран боевых действий»
на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30.06.2015 г. по делу по иску ФИО1 к Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий о признании ветераном боевых действий
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений «Ветеран боевых действий» о признании ветераном боевых действий, указав в обоснование заявленных требований, что в августе 2008г. во время прохождения военной службы по контракту в воинской части № 29483 участвовал в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.
В 2012 г. истец обратился в отдел Военного комиссариата Ставропольского края с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Заключением, утверждённым председателем комиссии Южного военного округа 03.12.2012 г., истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
С таким решением истец не согласен, полагая, что факт его участия в боевых действиях подтверждается военным билетом, послужным списком, выпиской платежной ведомости НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на выплату полевых (суточных) за нахождение в районе грузино-югоосетинского конфликта в н.п. Цхинвали, Приказом командира войсковой части 29483 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, справкой филиала Центрального архива МО РФ от 13.02.2013 г.
ФИО1 просил суд признать за ним право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Истец в судебное заседание явился, просил об удовлетворении иска.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, просил об отказе в иске.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30.06.2015 г. за ФИО1 признано право на присвоение звания «Ветеран боевых действий», на Комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий возложена обязанность выдать ФИО1 удостоверение «Ветеран боевых действий».
В апелляционной жалобе ответчик указывает на незаконность и необоснованность постановленного судом решения. При этом ссылается на непринятие судом во внимание того обстоятельства, что истцом не представлено доказательств непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач), а сам факт нахождения в зоне боевых действий не может служить основанием для признания ФИО1 ветераном боевых действий. Представленные истцом документы, в том числе и те, которые имеют несоответствие в сведениях о личности истца и периоде нахождения его в районе Грузино-Осетинского конфликта также не содержат сведений, прямо указывающих на непосредственное участие истца в боевых действиях.
Проверив законность вынесенного решения, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, полагавшего решение подлежащим отмене, заслушав истца, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцом ставится вопрос о праве на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствуясь требованиями ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", учитывая положения Приказа Минобороны от 11.08.2012 г. N 2288, исходил из того, что представленными истцом доказательствами бесспорно подтверждается факт его нахождения на территории Республики Южная Осетия в период с 8 августа по 1 сентября 2008 года. Кроме того, суд посчитал подтвержденным факт непосредственного участия истца в боевых действиях, приняв во внимание послужной список и военный билет, в которых содержатся записи об участии истца в операциях по принуждению Грузии к миру на территории Южной Осетии, в связи с чем пришел к выводу о праве на получение удостоверения ветерана боевых действий и удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий, в частности относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абз. 2 п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 г. N 24-П, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в Приложении к настоящему Федеральному закону.
В разделе III Приложения к Федеральному закону N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам отнесены, в том числе лица, выполнявшие задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года.
В пункте 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (утв. постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763) указано, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
На момент вынесения решения Комиссией Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий 03.12.2012 г. порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ регулировался Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».
В соответствии с п. 9 Приложения к Приказу Минобороны от 11.08.2012 N 2288 для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий направляется обращение. К обращению прикладываются (кроме фотографии и документа, удостоверяющего личность): для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Аналогичная норма была закреплена и в ранее действующем приказе Минобороны РФ N 1177 от 02.11.2009 г. (п. 7).
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и сотрудникам предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из анализа указанных нормативных актов следует, что выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" производится только тем лицам, которые привлекались для выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия и которые реально участвовали в выполнении этих задач. При этом само по себе нахождение на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач.
Между тем, представленные истцом документы: копия военного билета истца, копия послужного списка, архивная справка, выписка из платежной ведомости не являются относимыми и допустимыми доказательствами факта непосредственного участия ФИО1 в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в период с 8 по 22 августа 2008 года. Указанные документы не входят в перечень подтверждающих документов и не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, указанный факт может быть подтвержден лишь определенными доказательствами, а именно выписками из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающих непосредственное участие военнослужащего в выполнении задач.
Однако таких документов истцом не представлено, в связи с чем, доказательства участия ФИО1 в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года отсутствуют, а потому оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований у суда первой инстанции не имелось.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения суда, как вынесенного с нарушением вышеназванных норм материального права и находит необходимым отменить его с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30.06.2015 г. отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений «Ветеран боевых действий» Южного военного округа – отказать.
Председательствующий:
Судьи: