ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1381/19 от 16.05.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-1381/2019

судья Сатина И.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего Михеева С.Н.

судей Карабельского А.А.

Процкой Т.В.

при секретаре Дашицыреновой С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 16 мая 2019 года гражданское дело по иску Белозерова Д. Р., Белозеровой Т. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Б.Н.Р. к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Главному Управлению МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Бондаренко И.А.

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 11.10.2018, которым постановлено:

«Требования Белозерова Д. Р., Белозеровой Т. А., действующей от собственного имени и в интересах несовершеннолетнего сына Б.Н.Р. удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Белозерова Д. Р., Белозеровой Т. А., несовершеннолетнего Б.Н.Р. по адресу: <адрес> для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Признать Белозерова Д. Р., Белозерову Т. А., несовершеннолетнего Б.Н.Р. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года.

Признать за Белозеровым Д. Р., Белозеровой Т. А., несовершеннолетним Б.Н.Р. право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60 000 руб. на каждого в общей сумме 180 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить Белозерова Д. Р., Белозерову Т. А., несовершеннолетнего Б.Н.Р. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края выплатить Белозерову Д. Р.Белозеровой Т. А., несовершеннолетнему Б.Н.Р. единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60 000 рублей каждому в общей сумме 180 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».

Заслушав доклад судьи Михеева С.Н., судебная коллегия

установила:

Истцы Б. Д.Р., Б. Т.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Б.Н.Р.. обратились в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Они с 12.06.2004 постоянно проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, который вошел в зону чрезвычайной ситуации. В этом жилом помещении находится имущество первой необходимости, которое полностью утрачено в связи с наводнением. Из-за того, что у истцов не имеется регистрации по данному адресу, они не были включены в списки пострадавших, что повлекло корректировку данного списка и нарушение прав истцов на получение финансовой помощи от государства.

На основании изложенного просили установить факт их постоянного проживания по указанному адресу, признать пострадавшими от наводнения, произошедшего в июле 2018 года на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, признать за ними право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60 000 руб. на каждого в общей сумме 180 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края, обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60 000 руб. каждому в общей сумме 180 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края» (л.д. 3-5).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 42-48).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Бондаренко И.А. указывает на несогласие с решением суда первой инстанции в части возложения обязанности на Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам единовременную материальную и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости, вынесенным с неправильным применением норм материального права, просит его отменить. В соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 на территории Забайкальского края с 09.07.2018 введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, при этом и Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края организуют работу каждый в своей части в соответствии с осуществляемыми органом государственной власти полномочиями по ведомственной принадлежности. Согласно положению о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 №165, функции по выплате единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации не предусмотрены. Ссылаясь п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110, указывает, что выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий по оказанию гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 рублей на человека) осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации либо, соответственно, утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Приказом МЧС России от 29.08.2014 № 470 установлен порядок и сроки подготовки документов обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Результатом осуществления комплекса мероприятий является распоряжение Правительства РФ о выделении федеральных средств Забайкальскому краю, распоряжение Правительства Забайкальского края о распределении поступивших средств, а также платежные документы о непосредственном их перечислении из федерального бюджета. Распоряжением Правительства РФ от 29.09.2018 № 2090-р Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выделены бюджетные ассигнования в размере 143300 тыс. рублей. Распоряжением Правительства Забайкальского края от 05.10.2018 № 420-р указанные федеральные средства распределены Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края с возложением обязанности обеспечить целевое расходование средств. Согласно платежному поручению от 04.10.2018 № 540976, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края перечислены из федерального бюджета 143300 руб. Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции о возложении на Министерство финансов Забайкальского края обязанности выплатить гражданам единовременную материальную и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости незаконно, противоречит нормам действующего законодательства, не соответствует осуществляемым финансовым органом субъекта РФ полномочиям и подлежит отмене в указанной части. Считает, что поскольку в соответствии с резолютивной частью решения суда будут выданы исполнительные листы в отношении каждого из обязанных должников, обжалуемое решение приведет к двойному исполнению, взысканию как с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, так и с Министерства финансов Забайкальского края, средств бюджета Забайкальского края, что является недопустимым (л.д. 50-51).

В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 года № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в абз. 2 п. 24 Постановления Пленума от 19.06.2012 года № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", под интересами законности с учетом положений ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости сохранения правопорядка.

В силу изложенного, и в интересах законности, судебная коллегия считает необходимым при рассмотрении апелляционной жалобы проверить законность вынесенного судебного акта в полном объеме, в том числе наличие жилого дома по адресу: <адрес> на момент чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края, расположенного

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судебная коллегия, проверив материалы дела и выходя за пределы доводов апелляционной жалобы, проверяет законность решения Шилкинского районного суда Забайкальского края от 11.10.2018 в полном объеме, и считает необходимым установить факт наличия дома по месту регистрации истцов: <адрес> принадлежности этой квартиры, принадлежности квартиры по месту проживания истцов: <адрес>; наличия в собственности у истцов недвижимости.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 №45 на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации с 9 июля 2018 г.

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно постановлению администрации муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 №299 «О введении на территории муниципального района «Шилкинский район» режима «Чрезвычайная ситуация» и определения границ зон действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Шилкинский район» (л.д. 16-17).

В акте обследования жилищно-бытовых условий граждан от 10.07.2018 указано о том, что семья состоит на очереди по переселению из аварийного ветхого жилья. Утрачено имущество: мебель: диван, кресло – 2 шт., комод, тумба для вещей, стенка-горка, прихожая, кухонный гарнитур, плательный шкаф, двухъярусная кровать, холодильник, напольное покрытие линолеум в кухне, деревянный пол, в подполье вода, насаждения: картофель 400 кв.м., компьютер (л.д. 12).

В акте обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, утв. Главой муниципального образования и согласованного руководителем управления по делам ГОЧС администрации органа местного самоуправления, указано, что членами семьи пострадавшей Б. Т.А. являются: Б. Д.Р. – сын, Б. Н.Р. – сын (л.д. 32-33).

Согласно указанному акту имущество утрачено частично (л.д. 32-33).

Истец Б. Т.А., <Дата> г.р. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 9).

Согласно ответу по запросу судебной коллегии из Администрации ГП «Шилкинское» от 15.05.2019 №1156 сведения о том, кому принадлежит на праве собственности дом, расположенный по адресу: <адрес> в администрации городского поселения «Шилкинское» отсутствуют (л.д. 107).

Согласно ответу по запросу судебной коллегии из Администрации ГП «Шилкинское» от 24.04.2019 №1008 в 2016 году жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и на момент чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших на территории городского поселения «Шилкинское» в июле 2018 года, указанный дом уже был полностью разрушен (л.д. 92).

Согласно справкам Главы муниципального района «Шилкинский район» от 03.08.2018 №18-1510 и от 03.08.2018 №18-1509 Б. Т.А. и ее сыновья Б. Д.Р. и Б.Н.Р. не включены в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>, кВ. 1 (л.д. 13,14).

Согласно уведомлению от 24.04.2019 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Б.Н.Р., <Дата> г.р., на объекты недвижимости (л.д. 95-96).

Согласно уведомлению от 24.04.2019 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Б. Д.Р., <Дата> г.р., на объекты недвижимости (л.д. 97-98).

Согласно уведомлению от 24.04.2019 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Б. Т.А., <Дата> г.р., на объекты недвижимости (л.д. 99-100).

Как следует из пояснений свидетеля Ш.Е.В., являющейся заместителем главы г/п «Шилкинское», в июне 2012 года истец обратилась в администрацию с проблемой о том, что ей негде жить, и она нашла брошенное жилье по <адрес>. Ей было разрешено в него заселиться. Истец своими силами восстановила квартиру и стала в ней проживать. Шайдурова проводила обследование этой квартиры, имущество утрачено частично, зарегистрированных в квартире нет, претензий к истцу по поводу проживания в квартире у администрации г/п не имеется (л.д. 38, 39).

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Б. Т.А.. Б.Н.Р., Б. Д.Р., суд первой инстанции, установив факт постоянного проживания истцов в жилом доме, где в результате чрезвычайной ситуации частично утрачено имущество первой необходимости, пришел к выводу о том, что истцы имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. В связи с этим суд возложил на ответчиков, обжалующих решение суда, обязанность выплатить истцу единовременную материальную и финансовую помощь в определенном законодательством размере за счет соответствующих средств целевого характера.

Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения в части возложения обязанности по выплате денежных средств по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктами «г, д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.

В п. 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.

Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).

Министерство финансов Забайкальского края осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Забайкальского края в установленном порядке (п. 6 Порядка).

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края поручено организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам (п. 10).

Таким образом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением Губернатора Забайкальского края определены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

Отсюда следует, что, несмотря на отсутствие в Положениях о Министерстве финансов Забайкальского края, о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, полномочий по выплате пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, обязанность по организации работы по выплате истцам Б. Т.А., Б.Н.Р., Б. Д.Р. единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. возложена судом на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края обоснованно.

Доводы о том, что обжалуемое решение приведет к двойному исполнению – взысканию с Министерства финансов Забайкальского края средств бюджета Забайкальского края, являются ошибочными.

В резолютивной части решения судом обязанность по выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. возложена на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края в связи с тем, что эти органы государственной власти субъекта Российской Федерации в силу нормативных положений постановления Правительства Забайкальского края от 09.04.2014 № 144, постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 являются ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.

Вопреки доводам жалобы такое изложение абзаца 6 резолютивной части решения, согласно которому на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность выплатить истцам Б. Т.А., Б.Н.Р., Б. Д.Р. единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб., не может повлечь взыскание финансовых средств в пользу пострадавшего гражданина с обоих Министерств, поскольку исходя из характера спорных правоотношений исполнение решения суда должно осуществляться в строгом соответствии с вышеприведенным Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что исходя и ответа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» забайкальского края) от 24.04.2019 №461 на судебный запрос судебной коллегии, Б. Д.Р., <Дата> г.р. выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. перечислены на отделение почтовой связи на выплату в апреле 2019 года; Б. Т.А., <Дата> г.р., Б.Н.Р., <Дата> г.р. выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. каждому и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. каждому перечислены через кредитное учреждение 03.04.2019 (л.д. 93-94).

В силу изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить абзац 6 резолютивной части решения ввиду следующего.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

В силу требований ст.ст. 13, 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

Из вышеприведенных норм материального права, регулирующих основания и порядок выплат, следует, что выплата истцам Б. Т.А., Б.Н.Р., Б. Д.Р. единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. каждому, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. каждому будет возможна только после выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Правительству Забайкальского края.

При таких обстоятельствах в целях устранения неясностей при исполнении решения суда абзац 6 резолютивной части подлежит изложению в следующей редакции:

«Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края выплатить Белозерову Д. Р. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб., Белозеровой Т. А., несовершеннолетнему Б.Н.Р. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. каждому и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. каждому при поступлении, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».

Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110, устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Названными правилами разграничены мероприятия, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. В частности (п. 2 подп. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; и (п.2 подп. «д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека). Пунктом 7 Правил № 110 определено, что в случае необходимости выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 2 настоящих Правил, в обращениях должны указываться размеры бюджетных ассигнований, необходимых для финансового обеспечения каждого из этих мероприятий, с соответствующим обоснованием.

Между тем, резолютивная часть решения суда, постановленного по настоящему делу, в части конкретного установления вида и размера помощи в связи с частичной утратой имущества также не отвечает принципу исполнимости судебного решения, поскольку не содержит четкой формулировки о размере единовременной материальной и финансовой помощи.

Учитывая, что при вынесении решения судом должны быть разрешены вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении, его резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения Шилкинского районного суда, а именно абзацы 4 и 6 с указанием конкретного вида и размера помощи, право на которое установил суд первой инстанции за истцом и обязанность по выплате которых возложена на ответчика Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 27.09.2018 изменить.

Изложить абзац 4 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Признать за Белозеровым Д. Р., Белозеровой Т. А., несовершеннолетним Б.Н.Р. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.каждому и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. каждому при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».

Изложить абзац 6 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Белозерову Д. Р. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб., Белозеровой Т. А., несовершеннолетнему Б.Н.Р. единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. каждому и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. каждому при поступлении, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: