ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13829/2022 от 21.04.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – <ФИО>3 Дело <№...>

(<№...>)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2022 года <Адрес...>

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего <ФИО>9

судей <ФИО>10, ФИО1

по докладу судьи <ФИО>10

при секретаре <ФИО>5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» к <ФИО>1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности,

по апелляционной жалобе директора ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» на решение Крымского районного суда Краснодарского края от <Дата ...>.

Заслушав доклад судьи <ФИО>10 об обстоятельствах дела, содержании решения суда, апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» обратилось в суд с иском к <ФИО>1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с Уставом Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов Краснодарского края к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края и краевую адресную инвестиционную программу, в том числе обращаться с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой.

В целях строительства объекта «Защита территории <Адрес...> Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента Российской Федерации от <Дата ...><№...> «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае», в соответствии со ст.279 и ст.281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.49, ст.56.2, ст.56.3, ст.56.4, ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей Закона Краснодарского края от <Дата ...><№...>-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства»», а также Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий <Адрес...> Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от <Дата ...><№...>» на основании ходатайств истца от <Дата ...><№...> и от <Дата ...><№...> Министерством природных ресурсов Краснодарского края принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края (Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от <Дата ...><№...>), в перечень которого вошел земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, принадлежащий на праве собственности <ФИО>1

По месту регистрации ответчика <Дата ...> было направлено уведомление о принятом Министерством природных ресурсов Краснодарского края решении об изъятии земельного участка, площадью 1700 кв.м., и жилого дома, площадью 75,6 кв.м..

Согласно письму истца от <Дата ...>, исх. <№...>, ответчику <Дата ...> вручены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием.

Соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края между истцом и ответчиком не достигнуто. В связи с чем был подан настоящий иск.

На основании изложенного, истец просил суд изъять для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке у <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>; прекратить право собственности <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, на земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и на расположенный, на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>; установить размер возмещения, подлежащий оплате <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, за земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и за расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, в размере 3 222 997 рублей, посредством перечисления данных денежных средств на банковский счет <ФИО>1 или на депозитный счет нотариуса; признать право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Обжалуемым решением Крымского районного суда Краснодарского края от <Дата ...> исковые требования ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» к <ФИО>1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа и признании права собственности удовлетворены частично.

Суд изъял для государственных нужд Краснодарского края в принудительном порядке у <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>.

Суд прекратил право собственности <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, на земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и на расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>.

Суд установил размер возмещения, подлежащий оплате <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, за земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и за расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, в размере 5 566 057 (пять миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч пятьдесят семь) рублей, в том числе: 4 582 000 рублей - стоимость земельного участка и стоимость находящегося на нем жилого дома со всеми строениями и сооружениями, 139 810 рублей - величина убытков, причиняемых собственнику изъятием объектов недвижимости для государственных нужд в виде размера затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимости услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости; 75 500 рублей - размер убытков, связанных с перебазированием и съемом жилья, причиненных правообладателю с целью изъятия земельного участка для государственных нужд, 768 747 рублей - убытки, связанные с потерей зеленых насаждений, (деревьев и кустарников в количестве 203 шт.).

Суд взыскал с Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» в пользу <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, общий размер возмещения за изымаемый земельный участок и находящийся на нем жилой дом со строениями и сооружениями, включая убытки причиняемые собственнику изъятием объектов недвижимости для государственных нужд, в размере 5 566 057 (пять миллионов пятьсот шестьдесят шесть тысяч пятьдесят семь) рублей, посредством перечисления данных денежных средств на банковский счет <ФИО>1 или на депозитный счет нотариуса.

Суд признал право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и на расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>.

В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.

Суд взыскал с <ФИО>1 государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей с зачислением в бюджет муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края в соответствии с правилами ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд указал, что настоящее решение суда является основанием для прекращения права собственности <ФИО>1 и регистрации права государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

В апелляционной жалобе директор ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» <ФИО>6 выражает несогласие с принятым решением суда и просит его изменить в части, а именно установить размер возмещения, подлежащий оплате <ФИО>1 за земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, в размере 3 222 997 рублей, посредством перечисления денежных средств на банковский счет <ФИО>1 или на депозитный счет нотариуса.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, недосказаны обстоятельства, установленные судом первой инстанции, имеющие значение для дела, указывает, что заключение <ФИО>2 не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку в нем содержаться ошибки.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель <ФИО>1 по доверенности <ФИО>7 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще в соответствии со статьями 113, 114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) путем направления судебной повестки с уведомлением по адресам, имеющимся в материалах дела, что подтверждается судебными уведомлениями, кроме того, информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции заблаговременно размещена на сайте Краснодарского краевого суда.

Ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не представили. Не возражали относительно рассмотрения апелляционной жалобы без их участия.

С учетом требований статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия находит необходимым решение суда оставить без изменения, как постановленное в соответствии с нормами действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п.1 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации — изъятие земельного участка для государственных или Муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Как следует из абз. 8 п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской федерации - изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе объектов централизованных систем водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Согласно п. 2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации - в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

В силу п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации - решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с п. 5 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации - правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Как следует из п. 6 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации - сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Согласно п. 11, п. 12, п. 13, п. 14, ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

В соответствии с п. 1 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Согласно п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В силу положений п. 7 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской федерации - организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.

В соответствии с п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации - в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно п. 1 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу требований п. 1 и п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков определяются в соответствии с Федеральным законом <№...>-Ф3 от <Дата ...> (ред. от <Дата ...>) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно ст. 3 Федерального закона <№...>-Ф3 от <Дата ...> (ред. от <Дата ...>) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» - под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что <ФИО>1 на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002018:37, площадью 1700 кв.м., и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АН <№...> от <Дата ...>, Свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АН <№...> от <Дата ...>, а также в Выписках из ЕГРН №КУВИ-002/2020-8368681 от <Дата ...> и <№...> от <Дата ...>.

В соответствии с Уставом Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства природных ресурсов Краснодарского края к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика- застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края и краевую адресную инвестиционную программу, обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных краевой адресной инвестиционной программой.

В целях строительства объекта «Защита территории <Адрес...> Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента Российской Федерации от <Дата ...><№...> «О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае», в соответствии со ст.279 и ст.281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.49, ст.56.2, ст.56.3, ст.56,4, ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.15.1 Закона Краснодарского края от <Дата ...><№...>-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении и государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства»», а также Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий <Адрес...> Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от <Дата ...><№...>, на основании ходатайства Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» от <Дата ...><№...>, от ГЗС <Дата ...><№...> - Министерством природных ресурсов Краснодарского края принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края, о чем вынесен Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края <№...> от <Дата ...>, при этом в перечень подлежащего изъятию для государственных нужд Краснодарского края недвижимого имущества в том числе вошел земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002018:37 площадью 1700 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, и находящийся на нем жилой дом с кадастровым номером 23:15:1002018:164, площадью 75,6 кв.м., расположенный по адресу Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, принадлежащие на праве собственности <ФИО>1.

Министерством природных ресурсов Краснодарского края <Дата ...> по месту регистрации ответчика <ФИО>1 было направлено уведомление о принятом решении об изъятии для государственных нужд Краснодарского края земельного участка, площадью 1700 кв.м., и жилого дома, площадью 75,6 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край: <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>.

Согласно Письма Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» <№...> от <Дата ...><ФИО>1 были направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд Краснодарского края, а также Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием, которые вручены <ФИО>1 лично <Дата ...>, что подтверждено соответствующей записью и собственноручной подписью <ФИО>1 в указанном письме.

Срок для подписания <ФИО>1 соглашения об изъятии недвижимости истек <Дата ...>.

Соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края между Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» и <ФИО>1 не достигнуто.

Согласно представленному истцом, выполненного ООО «Межевой земельный центр», Экспертного заключения <№...> от <Дата ...> на отчет <№...> от <Дата ...>: - рыночная стоимость земельного участка, площадью 1700 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002018:37, по состоянию на дату оценки составляет 590 359 рублей; - рыночная стоимость улучшений земельного участка, площадью 1700 кв.м., с кадастровым номером 23:15:10020 18:37, по состоянию на дату оценки <Дата ...> составляет 1 788 391 рубль; - размер убытков, связанных с потерей зеленых насаждений, при изъятии земельного участка, площадью 1700 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002018:37, по состоянию на дату оценки <Дата ...> составляет 768 747 рублей;&apos;&apos; - размер убытков при изъятии земельного участка, площадью 1700 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002018:37, по состоянию на дату оценки <Дата ...> составляет 75 500 рублей.

Ответчиком <ФИО>1 вышеуказанные Отчет <№...> от <Дата ...> и Экспертное заключение <№...> от на отчет <№...> от <Дата ...> не оспаривалось в части установления размера убытков, связанных с потерей зеленых насаждений, при изъятии земельного участка, в сумме 768 747 рублей, а также в части установления размера убытков при изъятии земельного участка, связанных с перебазированием и съемом жилья, в сумме 75 500 рублей.

Согласно представленного ответчиком отчета <№...> от <Дата ...>, составленного экспертами ООО «ГлавЮгЭксперт» рыночная стоимость оцениваемых объектов, по состоянию на <Дата ...>, составила 4 455 097 рублей, в том числе: - стоимость жилого дома — 2 591 584 рублей, стоимость земельного участка — 821 395 рублей; стоимость летней кухни литер Г7 — 1 042 118 рублей. Согласно акту экспертного исследования <№...> от <Дата ...>, составленного экспертами ООО «АРХОНТ», рыночная стоимость жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, по состоянию на дату оценки - <Дата ...>, составляет 4 822 640 рублей, из которых: стоимость жилого дома 2 630 872 рублей; стоимость земельного участка 1 239 640 рублей; стоимость капитального строения - кухня, литер Г7 952 128 рублей.

Для разрешения спора и проверки доводов сторон, определением суда от <Дата ...> по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено <ФИО>2 ООО «СтройЭкспертИндустрия».

Согласно заключению <ФИО>2<№...> от <Дата ...>, выполненного <ФИО>2 ООО «СтройЭкспертИндустрия» - <ФИО>8, рыночная стоимость земельного участка, площадью 1700 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002018:37, и находящегося на нем жилого дома, площадью 75,6 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002018:164, а также стоимость иных строений и сооружений, расположенных по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Нижнебаканское сельское поселение, <Адрес...>, составляет 4 582 000 рублей; величина убытков, причиняемых собственнику изъятием вышеуказанных объектов недвижимости для государственных нужд, а именно размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости, составляет 139 810 рублей.

Данное заключение судебная коллегия признает надлежащим доказательством по делу, соответствующим требованиям относимости и допустимости доказательств (ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ). Выводы <ФИО>2 основаны на материалах дела, мотивированы, не вызывают сомнений в их достоверности. При производстве исследования <ФИО>2 руководствовался нормативными правовыми документами, подлежащими применению при производстве подобного вида экспертизы, исследование проведено компетентным <ФИО>2, имеющим высшее профессиональное образование, прошедшим профессиональную переподготовку и имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим длительный стаж работы по экспертной специальности и в области оценочной деятельности, который был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции был допрошен <ФИО>2<ФИО>8, проводившая судебную оценочную экспертизу по данному делу, которая в полном объеме опровергла доводы представителей истца о необоснованности выводов, изложенных в ее экспертном заключении.

Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ все вышеуказанные доказательства в совокупности, руководствуясь приведенными нормами гражданского законодательства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленных ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» требований, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что требования ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» относительно установления размера возмещения убытков, связанных с потерей зеленых насаждений: деревьев и кустарников в количестве 203 штук в размере 768 747 рублей, и убытков при изъятии земельного участка, связанных с перебазированием и съемом жилья в сумме 75 500 рублей, ни ответчиком <ФИО>1, ни его представителем <ФИО>7, не оспаривались, были признаны в полном объеме.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общий размер возмещения, подлежащего выплате <ФИО>1, в связи с изъятием для государственных нужд принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества, составляет 5 566 057 рублей, поскольку он является равноценным возмещением рыночной стоимости земельного участка, иных строений и сооружений, расположенных на спорном земельном участке, величины убытков, причиняемых правообладателю в связи с изъятием объектов недвижимости для государственных нужд, затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимости услуг риелторских агентств и оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств, позволяющих поставить под сомнение содержащиеся в заключении <ФИО>2 выводы, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной судебной экспертизы истцом не заявлялось.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, при этом коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, которое постановлено на основании тех доказательств, которые были исследованы в судебном заседании.

Судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм процессуального законодательства, безусловно влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Крымского районного суда Краснодарского края от <Дата ...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора ГБУ КК «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий <ФИО>9

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>

<№...>