Судья Богданова Е.В. Дело № 33-1382/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2018 года г. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе
председательствующего Мальгиной М.И.
судей Белоноговой Н.Ю., Хряпиной Е.П.
при секретаре Бошковой А.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению Военного прокурора Псковского гарнизона на решение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 28 мая 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Псковского гарнизона в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, заявленных к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отказать».
Выслушав доклад судьи Хряпиной Е.П., объяснении прокурора Федорова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Псковского гарнизона обратился в суд с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 39 ГПК РФ, в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, просил признать бездействие Министерства Обороны Российской Федерации и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, связанное с не постановкой на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтных дорог необщего назначения, находящихся в закрытом военном городке № 1-К (Псковская область, Стругокрасненский район, м. Владимирский лагерь), находящихся на земельном участке с кадастром номером (****):34 – незаконным; обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда осуществить постановку на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтных дорог необщего назначения, находящихся в закрытом военном городке № 1-К (Псковская область, Стругокрасненский район, м. Владимирский Лагерь), находящихся на земельном участке с кадастровым номером (****):34; обязать Министерство Обороны Российской Федерации в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда представить в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) сведения для внесения указанных асфальтных дорог необщего пользования в единый государственный реестр автомобильных дорог; обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации принять меры по приведению указанных асфальтных дорог необщего назначения в соответствие Государственному стандарту Российской Федерации Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дородного движения», утвержденному постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221.
В обоснование иска указал, что в ходе осмотра состояния указанных автодорог, проведенного 08.04.2017 года совместно с представителем дорожного надзора ОГИБДД полиции УМВД России «Струго-Красненский» выявлены многочисленные недостатки эксплуатационного состояния (множественные просадки, полное разрушение дорожной одежды, продольные и поперечные трещины). Данные автодороги находятся в границах земельного участка с КН (****)34 площадью 420440000 кв.м, собственником которого является Российская Федерация, который в соответствии с передаточным актом от 31.05.2011 года, составленным во исполнение приказа Министра Обороны Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1871 передан на технический и бюджетный учет ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации. Однако указанные автодороги не поставлены на балансовый учет СЗТУИО в качестве материальных средств. До постановки дорог на соответствующий учет СЗТУИО и определения технического состояния их дорожного покрытия департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинский частей и организаций Министерства Обороны Российской Федерации не может спланировать и осуществить ремонт дорожного покрытия.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор поддержал заявленные требования и доводы в их обоснование.
Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации ФИО1 иск не признал, указал, что дороги военного городка как объекты недвижимости не учтены, на праве оперативного управления за учреждением не закреплены. Ссылаясь на положения устава СЗТУИО, указал, что учреждение наделено только полномочиями по учету, контролю за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, управлению и распоряжению имуществом по заданиям (решениям) Министра Обороны и Директора Департамента имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной главным распорядителем бюджета, полномочиями по заключению государственных контрактов по обслуживанию автомобильных дорог учреждение не наделено.
Представитель ответчика - Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание суда первой инстанции не явился, возражений по иску не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, Администрации Струго-Красненского района Псковской области поддержал заявленные прокурором исковые требования и доводы в его обоснование.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как необоснованного и незаконного, постановленного с нарушением норм материального права, указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам, установленным в судебном заседании.
В частности, указывает, что в нарушение положений пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 8.112.2007 года № 257-ФЗ сведения об автомобильных дорогах военного городка собственником дорог - Министерством Обороны Российской Федерации не переданы в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства для их внесения в единый государственный реестр автомобильных дорог, на баланс СЗТУИО не поставлены, в силу положений статей130, 133.1 относятся к недвижимым вещам, поскольку прочно связаны с землей.
Указывает, что судом первой инстанции необоснованно не учтено то обстоятельство, что спорные асфальтовые дороги являются объектами инфраструктуры казарменного городка, были построены и введены в эксплуатацию одновременно со строительством военного и казарменного городка для нужд воинских частей и подразделений в Струго-Красненском районе Псковской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал доводы апелляционного представления, просил решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации ФИО1 возражал против удовлетворения апелляционного определения, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель третьего лица Администрации Струго-Красненского района Псковской области подержал доводы апелляционного представления прокурора.
Представитель Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях на него, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Установлено, что во исполнение приказа Министра Обороны Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1871 и в соответствии с передаточным актом от 31 мая 2011 года от ФГУ «Островская КЭЧ района» на учет в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление Министерства Обороны Российской Федерации» был передан имущественный комплекс военного городка № 1К, расположенный по адресу: Псковская область, Струго-Красненский район, м. Владимирский Лагерь, в том числе объектов недвижимого имущества: асфальтовое дорожное покрытие с бордюрным камнем протяженностью 1150 м, асфальтовое дорожное покрытие протяженностью 0,670 км, асфальтовое дорожное покрытие с бордюрным камнем протяженностью 0,700 км, дорожное покрытие из ж/б плит протяженностью 1,422 км. Вышеуказанные объекты недвижимости не поставлены на государственный кадастровый учет, право собственности на них не зарегистрировано. Идентифицировать указанные в иске прокурора объекты недвижимого имущества – автомобильные дороги с вышеуказанными в акте передачи дорогами не представляется возможным.
Имущественный комплекс военного городка № 1К расположен на земельном участке с кадастровым номером (****):34 площадью 420440000 кв.м, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации 20.07.2004 года и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации 22.06.2015 года.
Согласно положениям устава ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации реорганизовано на основании Приказа Министра Обороны Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1871 путем присоединения к нему ряда федеральных государственный учреждений, в том числе Федерального государственного учреждения «Островская квартирно-эксплуатационная часть района», с передачей на баланс объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
В соответствии с пунктом 3 Устава ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи.
В соответствии с пунктом 11 Устава учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства Обороны РФ. Взаимоотношения Учреждения с органами военного управления осуществляются в порядке, установленном в Министерстве Обороны РФ.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 110 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношении Министерства обороны Российской Федерации" Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации предназначен для реализации прав Минобороны РФ по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Устава ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил. Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации. Для достижения целей Учреждение осуществляет основные виды деятельности: проводит инвентаризацию имущества Вооруженных Сил, формирует предложения по использованию имущества, ведет учет имущества, формирует документы для принятия МО РФ решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил. Таким образом, имущество ответчику передано с иной целью, нежели выполнение ремонтных работ.
Пункт 20 Устава содержит в себе перечень основных видов деятельности Учреждения, которые заключаются в инвентаризации и учете имущества Вооруженных Сил, организации учета казарменно-жилищного фонда, организации использования, распределения и учета объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах имущества Вооруженных Сил, проверке использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил, содействии по проведению оценки имущества Вооруженных Сил.
Таким образом, действия по постановке на учет спорной автомобильной дороги могут быть совершены ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства Обороны РФ при наличии соответствующего задания Департамента имущественных отношений Минобороны РФ или при закреплении данных дорог на праве оперативного управления в установленном законом порядке. Такие условия для возложения обязанности на заявленного ответчика – ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны РФ отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу в силу определенных для него целей, задач и основных его видов деятельности, которые являются иными, чем эксплуатация и содержание автомобильных дорог, в связи с чем довод прокурора о том, что названный ответчик бездействует, не подтверждает обоснованности заявленных требований к данному ответчику.
Приходя к выводу о том, что ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия принимает во внимание также отсутствие доказательств делегирования Министерством обороны Российской Федерации полномочий собственника в отношении спорных автомобильных дорог названному ответчику.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ни законом, ни договором не предусмотрена обязанность ФГКУ обеспечить учет и ремонт не переданных ему на каком-либо вещном праве автомобильных дорог. Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Устава ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" не несет ответственности по обязательствам учредителя, то есть Министерства обороны Российской Федерации, тогда как последнее при недостаточности средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по его долгам.
Принимая во внимание вышеизложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания ФГКУ "Северо-Западного ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации надлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем в иске военного прокурора Псковского гарнизона, обратившегося в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к ответчику ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации судом первой инстанции обоснованно.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.
Правила формирования и ведения реестра и порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом
Минтранса России от 20.05.2009 года N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" (вместе с "Правилами формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог", "Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре автомобильных дорог") в реестр автомобильных дорог вносятся сведения о виде и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при определении лица, ответственного за учет и содержание дороги является определение собственника спорной дороги. Однако вопрос о праве собственности предметом данного спора не является. А доказательство того, что дорога учтена в установленном законом порядке как дорога необщего пользования, собственником которой является Российская Федерация, а полномочия собственника осуществляет Министерство Обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны РФ, истцом суду не представлено.
Вопрос классификации спорной дороги относится к компетенции уполномоченных органов и должен быть разрешен в порядке, установленном законом, в частности, Законом Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В настоящее время из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что спорная автодорога расположена в границах земельного участка с КН 60:23:0000000:34, находящегося в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации, находится на территории военного городка и проходит по территории, на которой располагается ведомственный жилищный фонд, при этом дорога используется неограниченным кругом лиц, в интересах которых заявлены прокурором исковые требования, и используется муниципальным общественным транспортом без ограничений, запрещающие знаки не установлены. Границы земельного участка с КН (****):34 в установленном законом порядке не установлены, границы военного городка также не определены описанием местоположения его границ.
В соответствии с пунктом 60 Указа Президента РФ от 16.08.2004 года N 1082 (ред. от 12.06.2014) в полномочия Министерства обороны РФ, а также иных органов военного управления, входящих в состав Министерства обороны РФ, входит организация содержания, ремонт и реконструкция автомобильных дорог необщего пользования Минобороны России и контроль за организацией технического прикрытия объектов на автомобильных дорогах оборонного значения, а также управление движением на автомобильных дорогах в случаях, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Приказа Министра обороны РФ от 13.11.2009 года ьN 1240 "Об утверждении Руководства по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации", под автомобильными дорогами необщего пользования Министерства обороны понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, находящийся в федеральной собственности и используемый Министерством обороны исключительно для обеспечения собственных нужд.
При этом, в месте примыкания к автомобильной дороге общего пользования АДНП (автомобильные дороги необщего пользования) оборудуется дорожным знаком "Движение запрещено" с табличкой "Кроме транспортных средств Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Приказа Министра обороны РФ от 13.11.2009 года N 1240, к АДНП (автомобильные дороги необщего пользования) относятся: - автомобильные дороги к воинским частям и организациям Вооруженных Сил, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, кроме автомобильных дорог, расположенных на территориях военных городков, технических (технологических) позиций, аэродромов и других объектов военной инфраструктуры; - автомобильные дороги к пунктам базирования флота (флотилии, военно-морской базы), причальным фронтам, аэродромам; - автомобильные дороги учебных центров и полигонов.
В соответствии с пунктами 4, 6, 7 Приказа Министра обороны РФ от 13.11.2009 года N 1240, АДНП располагаются на землях, находящихся в пользовании Министерства обороны. АДНП присваиваются инвентарный (технический), кадастровый и идентификационный номера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На каждую АДНП составляется и ведется в двух экземплярах технический паспорт (Приложение N 1 к настоящему Руководству). Первый экземпляр технического паспорта АДНП хранится в ДЭУ (федеральные государственные учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Дорожный эксплуатационный участок"), второй экземпляр - в АДС военного округа (орган военного управления, отвечающий за организацию работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны). Изменения в указанный технический паспорт вносятся на основании материалов обследования, диагностики и технической инвентаризации.
На основании предложений главнокомандующих (командующих) АДУ составляется проект перечня автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации (Приложение N 2 к настоящему Руководству), утверждаемый начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Вместе с тем в материалы дела не представлено сведений, что спорные автомобильные дороги включены в перечень автомобильных дорог необщего пользования, предназначенных для обеспечения нужд Министерства обороны РФ, обязанность по содержанию, ремонту и реконструкции которых возложена на Министерство обороны РФ.
Кроме того, в соответствии с Алгоритмом взаимодействия органов военного управления и войск в интересах обеспечения принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации» для рассмотрения и принятия решения Департаментом строительства Министерства Обороны о целесообразности проведения работ по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов Министерства Обороны РФ, необходимо подготовить исходно- разрешительную документацию, в составе: акт технического состояния, ведомость объектов работ, дефектной ведомости, правоустанавливающие документы – свидетельство о праве собственности Российской Федерации на земельный участок, кадастровый паспорт на земельный участок, схема (план) военного городка с прорисовкой дороги (указать ее размеры, тротуары и т.д.) схема существующих трубопроводов, попадающих в зону благоустройства дороги, фотофиксация и разработка тактико-технического задания, которое должно отражать перечень работ по благоустройству дороги, установке ограждений, бордюров, ливневой канализации. Объекты недвижимости Минобороны России включаются в планы (титульные списки) капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, после положительного решения Министра Обороны Российской Федерации по соответствующему представлению (докладу) ОСК Западного военного округа в Департамент строительства Министерства Обороны РФ.
Подготовка тактико-технического задания согласно указанному Алгоритму в данном случае возлагается на пользователя военного городка – командира войсковой части 55584, который к участию в деле привлечен не был.
Из анализа представленных материалов и нормативных актов следует, что функции по проведению строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов военной инфраструктуры возложены на Департамент строительства Министерства Обороны Российской Федерации в соответствии с положением о Департаменте строительства Минобороны России, утвержденным Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 14. мая 2014 года № 300.
Порядок соблюдения Алгоритма взаимодействия органов военного управления, направленных на обеспечение безопасности дороги с учетом функциональных обязанностей и полномочий каждого участника такого взаимодействия истцом проверен не был, доказательства нарушения прав неограниченного круга лиц именно заявленными прокурором ответчиками суду представлено не было.
В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений. Доказательства заявленным требованиям истцом суду не представлено.
Таким образом, требования об организации проведения ремонта дороги заявлены к ненадлежащим ответчикам, в связи с чем не могут быть удовлетворены.
Судебная коллегия также учитывает то обстоятельство, что в настоящее время проводятся мероприятия по утверждению тактико-технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ для капитального ремонта автомобильной дороги местного значения военного городка № 1К протяженностью 1100 метров.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апеллянта не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушения норм гражданского процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 28 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление Военного прокурора Псковского гарнизона - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи | Мальгина М.И. Белоногова Н.Ю. Хряпина Е.П. |