Судья Шапорин С.А. Дело № 33-1382/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Артамоновой С.Я.,
при секретаре судебного заседания Вагиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 19 апреля 2016 г. гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана, Муниципальному казенному учреждению «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 января 2016 г., которым постановлено:
«Иск прокурора города Кургана удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана профинансировать работы по приведению состояния проезжей части внутриквартальных проездов от ул. <адрес>., от <адрес>, от <адрес> от <адрес>, от <адрес> в соответствие со стандартами, техническими нормами (п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).
Обязать МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана организовать работы по приведению состояния проезжей части внутриквартальных проездов от <адрес> от <адрес>, от <адрес>., от <адрес>, от <адрес> в соответствие со стандартами, техническими нормами (п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»)».
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Кургана (с учетом изменения заявленных требований) обратился в Курганский городской суд Курганской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана Курганской области, Муниципальному казенному учреждению «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» (далее по тексту – МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана») о возложении на ответчиков обязанности провести ремонтные работы дорожного покрытия.
В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что дорожное покрытие на участках дорог от <адрес>, от <адрес>, от <адрес>, от <адрес>, от <адрес> не соответствует нормативным требованиям и создает условия для возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Согласно положениям Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257 –ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», дорожное движение должно осуществляться в условиях безопасности. Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы.
Согласно Своду правил СП 4213330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», проездом является проезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри района, микрорайона, квартала.
Согласно требованиям ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Предельные размеры отдельных просадок и выбоин не должны превышать по длине 15 см, по ширине 60 см, по глубине 5 см.
Из актов выявленных недостатков в содержании дорог, составленных инспектором ОГИБДД УМВД России по городу Кургану <...>, усматривается, что на участке дороги от <адрес> имеются выбоины, одна из которых по длине составляет 4 м, по ширине - 4, 20 м, по глубине – 13, 7 см. На участке дороге от <адрес> имеются выбоины, одна из которых по длине составляет 8, 30 м, по ширине – 3, 48 м, по глубине - 16, 8 см. На участке дороги от <адрес> имеются недостатки в виде выбоин, выкрашиваний и просадок. Одна из выбоин по длине составляет 80 м, по ширине – 6,15 м, по глубине - 12,4 кв. м. На участке дороги от <адрес> имеется отдельная выбоина по длине 1, 08 м, по ширине - 2,20 м, по глубине - 13, 9 см. На участке дороги от <адрес> имеются разрушения в виде отдельных выбоин, одна из которых по размеру составляет 4,40 м, по ширине - 2,05 м, по глубине - 11, 8 см. Данными проездами пользуются не только жильцы указанных домов, но и неопределенный круг лиц, для проезда и прохода к организациям, расположенным на внутриквартальной территории и иным объектам. Земельные участки, на которых расположены проезды, являются объектами транспортной инфраструктуры, относящиеся к классификации внутриквартальных проездов, на которые распространяются требования ГОСТ 50597-93. Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. № 160, установлены состав и виды дорожных работ: капитальный ремонт, ремонт и содержание. Согласно пунктам 11-2-а, 11-4-в, 12-1-е, работы по устранению перечисленных выше недостатков, относятся к работам по ремонту и содержанию дорог.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за их состоянием и сохранностью, осуществление иных полномочий в данной сфере. Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояние дорог при их содержании установленных техническим регламентам и другим нормативных документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных предусмотренных законом источников финансирования.
Пунктом 1.15 статьи 4 Правил благоустройства территории города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 14 ноября 2012 г. № 211, содержание и уборка объектов благоустройства, осуществляется на проезжей части по всей ширине дорог, площадей, набережных, мостов, путепроводов, улиц и проездов улично-дорожной сети специализированными организациями по договорам с Администрацией города Кургана в пределах средств, предусмотренных на эти бюджетом города Кургана.
Земельные участки, по которым пролегают указанные выше проезды, относятся к объектам не разграниченной государственной собственности и расположены в границах муниципального образования. Вне зависимости от того, предназначены ли эти дороги для проезда между домами, или являются частью улицы муниципального образования, обязанность по их ремонту и содержанию возложена законом на орган местного самоуправления. Согласно пункту 1.5 статьи 5 Устава города Кургана, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения возложена на Администрацию города Кургана.
В целях удовлетворения потребностей Администрации города Кургана и иных лиц в благоустройстве города, создано МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана». В соответствии с Уставом данного учреждения, его основными задачами является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог города Курган, улучшение их технического состояния, организация выполнения муниципальных целевых программ в сфере содержания, строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, дорожных сооружений и благоустройства города. Данное учреждение выполняет функции заказчика при заключении муниципальных контрактов на выполнение работ по содержанию и ремонту проезжей части дорог и тротуаров, принимает участие в подготовке заключений по проектно-технической документации, связанной с ремонтом, строительством и реконструкцией автомобильных дорог города Кургана.
Из данных полномочий следует, что обязанность по организации работ по текущему ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог общего пользования должна быть возложена на МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана».
Прокурор настаивал, что ответчиками не предпринимаются должные меры для обеспечения безопасности дорожного движения на указанных участках дороги и улучшения их технического состояния, не выделяются денежные средства для из ремонта.
Просил обязать Администрацию города Кургана профинансировать работы по приведению состояния проезжей части внутриквартальных проездов от <адрес>, от <адрес>, от <адрес>, от <адрес>, от <адрес> в соответствие со стандартами и техническими нормами и (пункты 3.1.1,3.1.2,3.1.3, 3.1.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).
Обязать МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» организовать работы по приведению состояния проезжей части внутриквартальных проездов от <адрес>, от <адрес>, от <адрес>, от <адрес>, от <адрес> в соответствии со стандартами и техническими нормами (пункты 3.1.1,3.1.2,3.1.3, 3.1.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, ФИО1 на заявленных требованиях настаивала, дала пояснения по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности ФИО2 с иском не согласилась. Полагала, что ремонт внутриквартальных проездов не входит в обязанности Администрации города Кургана. Данные проезды не являются муниципальной собственностью.
Представитель ответчика МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» по доверенности ФИО3 иск также не признала. Пояснила, что земельные участки, на которых расположены внутриквартальные проезды, являются общей собственностью жильцов многоквартирных домов. Обязанность по уборке данных проездов относится к многочисленным подрядным организациям.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области, Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана, ОГИБДД УМВД России по городу Кургану, Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, ООО «УО «Спектр», ООО «УК «Заозерный», будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились.
Курганским городским судом Курганской области 20 января 2016 г. постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в части просит в апелляционной жалобе МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», считая его незаконным.
Считает необоснованным возложение на учреждение обязанности по организации работ по ремонту внутриквартальных проездов, так как в соответствии с положениями статей 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания принадлежащего ему имущества, несет собственник. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Работы по содержанию и благоустройству придомовой территории, в том числе – ремонт внутридворовых проездов и пешеходных дорожек, обустройство площадок различного назначения, осуществляется собственниками (нанимателями) помещений в доме, либо организациями, обслуживающими жилой фонд (статья 6 Правил благоустройства территории города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 14 ноября 2012 г. № 211)
МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» осуществляет свою деятельность за счет средств городского бюджета на основании бюджетной сметы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Уставом учреждения. Основным видом его деятельности является выполнение функций заказчика и заключение муниципальных контрактов от имени муниципального образования в пределах денежных средств, предусмотренных в бюджете города Кургана, участие в реализации городских программ, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории города Кургана, являющихся муниципальной собственностью.
Отмечает, что внутриквартальные проезды к дворовым территориям не являются объектами муниципальной собственности и не являются автомобильными дорогами, поэтому МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» не имеет обязанности по их ремонту и содержанию.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов. Обеспечение безопасности на них и обеспечение их сохранности, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами местного самоуправления.
Положением об Администрации города Кургана, утвержденным 22 апреля 2014 г. № 190, установлено, что Администрация города Кургана организует дорожную деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Также, ссылается на статью 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы и за счет средств бюджета соответствующего уровня. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 84-н, для казенных учреждений действует система лимитов утвержденных бюджетных обязательств по отдельным статьям финансирования. Данные лимиты устанавливаются в соответствии со сметой расходов казенного учреждения.
Указывает, что муниципальные контракты заключаются в пределах выделенных бюджетов города Кургана денежных средств на определенные цели. Лимиты бюджетных обязательств на заключение контрактов по ремонту указанных в иске дворовых территорий в бюджете города Кургана не предусмотрены, в бюджетной смете МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» данные обязательства также отсутствуют.
По мнению ответчика, из изложенного следует, что Администрация города Кургана, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления в силу закона обязана обеспечивать соответствие автомобильных дорог, а не дворовых территорий, проездов и подъездов к многоквартирным домам. Указанные в актах участки не являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, не включены в реестр объектов муниципальной собственности. В связи с этим настаивает, что содержание и ремонт указанных в иске объектов, не являющихся муниципальной собственностью, не является расходным обязательством муниципального образования.
Настаивает, что исковые требования незаконны, просит решение Курганского городского суда Курганской области от 20 января 2016 г. отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представители Администрации города Кургана Курганской области, Муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области, Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана, ОГИБДД УМВД России по городу Кургану, Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, ООО «УО «Спектр», ООО «УК «Заозерный», участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело, доводы апелляционной жалобы, возражений в их отсутствие.
Проверив решение суда первой инстанции в соответствии с доводами апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Требования к техническому содержанию автомобильных дорог изложены в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221
Согласно подпунктам 3.1.1, 3.1.2 и 3.1 названного стандарта, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине – 60 сантиметров и глубине – 5 сантиметров.
Из имеющихся в материалах дела актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленных <...> сотрудниками ОГИБДД УМВД России по городу Кургану и прокуратуры города Кургана, проезды от <адрес>, от <адрес>, от <адрес>, от <адрес>, от <адрес> имеют недостатки дорожного покрытия, превышающие предельно допустимые размеры, установленные указанным выше ГОСТ Р 50597-93.
Так, на проезде от <адрес> имеются выбоины, одна из которых по длине составляет 8,30 м, по ширине – 3,48 м, по глубине – 16,8 см (акт, л.д. 8-11).
На проезде от <адрес> имеются дефекты дорожного покрытия в виде выкрашивания, выбоин, просадок. Длина участка составляет 80 м, ширина – 6,15 м, глубина - 12,4 см (акт, л.д. 12-14).
На проезде от <адрес> имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, одна из которых по длине составляет 1,08 м, по ширине – 2,20 м, по глубине – 13,9 см (акт, л.д. 15-18).
На проезде от <адрес> имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, одна из которых составляет по длине 4 м, по ширине - 4,20 м, по глубине – 13,7 см (акт, л.д. 19-22).
На проезде от <адрес> имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, одна из которых длина составляет 4,40 м, по ширине – 2,05 м, по глубине – 11,8 см (акт, л.д. 23-26).
Разрешая спор, руководствуясь Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. № 160, суд первой инстанции правомерно отнес работы по устранению недостатков данных проездов к домам, к работам по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Проанализировав представленные сторонами доказательства и нормы права, регламентирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции счел исковые требования обоснованными, возложив на Администрацию города Кургана обязанность профинансировать работы по приведению состояния проезжей части автомобильных проездов в соответствие с нормативными требованиями, а на МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» - обязанность по организации работ по устранению дефектов дорожного покрытия автомобильных проездов.
Оспаривая судебное решение, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» выражает несогласие с решением суда в части возложения на него обязанности по организации работ по приведению проезжей части автомобильных проездов, в соответствие с требованиями государственного стандарта, полагая, что данная обязанность должна быть возложена на собственников многоквартирных домов, для доступа к которым используются эти проезды, либо - на соответствующие подрядные организации.
Также считает, что суд необоснованно возложил на Администрацию города Кургана обязанности по финансированию указанных работ.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованными по следующим основаниям.
Из Устава МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» усматривается, что предметом деятельности Учреждения является реализация полномочий Администрации города Кургана в сфере содержания автомобильных дорог и благоустройства территории городского округа.
К основным целям деятельности Учреждения относятся обеспечение сохранности и развитие автомобильных дорог города Кургана, улучшение их технического состояния, организация выполнения муниципальных целевых программ в сфере содержания, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, дорожных сооружений и благоустройства города Кургана.
Для достижения указанных целей, Учреждение выполняет функции Заказчика и от имени муниципального образования города Кургана заключает муниципальные контракты по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству улиц и дорог города Кургана.
Согласно статье 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 15 февраля 2016 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 статьи 13 вышеуказанного Закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в подпунктах 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из пунктов 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 данного Федерального закона следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе, средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования города Кургана, к вопросам местного значения города Кургана относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 37 Устава, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к полномочиям Администрации города Кургана.
В соответствии с Положением о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории города Кургана, являющимся приложением к решению Курганской городской Думы от 16 июня 2010 г. № 137 (в редакции от 14 ноября 2012 г.) «Об утверждении Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории города Кургана», организатором дорожной деятельности выступает Департамент развития городского хозяйства администрации города Кургана, а организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» с привлечением в установленном порядке специализированных организаций (пункт 3 статьи 3, пункт 11 статьи 3).
Согласно пункту 2 статьи 2 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории города Кургана, являющихся приложением к Решению Курганской городской Думы от 21 декабря 2011 г. № 289, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана».
Контроль за организацией и проведением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет Департамент развития городского хозяйства администрации города Кургана (пункт 4 статьи 1).
Таким образом, поскольку от имени муниципального образования город Курган заключение муниципальных контрактов по содержанию и ремонту проезжей части автомобильных дорог города Кургана осуществляет МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», обязанность по организации работ по приведению проезжей части автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ, возлагается на данное учреждение. В данной части решение суда является обоснованным и закону не противоречит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что автомобильные проезды, в отношении которых принят оспариваемый судебный акт, не относятся к автомобильным дорогам местного значения, в связи с чем, обязанность по организации проведения их ремонта не может быть возложена на ответчика, не может быть признан состоятельным.
В силу статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ (в редакции от 15 февраля 2016 г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Согласно пункту 11 статьи 5 указанного Федерального закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 2 Правил благоустройства города Кургана, утвержденных Решением Курганской городской Думы от 14 ноября 2012 г. № 211, под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Под территорией общего пользования - понимается территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), за исключением территорий, находящихся в собственности, в аренде или ином вещном праве у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.
Как усматривается из материалов дела, в том числе, подтверждается фотоснимками, проезды к жилым многоквартирным домам, в отношении которых заявлен иск, являются объектами транспортной инфраструктуры и предназначены для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов. Из этого следует, что данные проезды, по классификации, предусмотренной Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», могут быть отнесены к дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5).
С учетом изложенного, приняв во внимание требования пункта 11.4 раздела 11 Свода правил СП 45.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СНиП 2.7.01-89*, положения приведенного выше ГОСТ Р 50597-93, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности применения указанных нормативных актов к требованиям о техническом состоянии данных проездов.
Не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и доводы апелляционной жалобы о том, что ремонт данных проездов не относится к полномочиям органа местного самоуправления, так как бремя расходов на содержание внутриквартального проезда несут собственники помещений в многоквартирном доме по следующим основаниям.
Действительно, собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В то же время, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено доказательств того, что земельные участки, на которых на которых расположены многоквартирные дома по указанным в иске улицам, сформированы в установленном законом порядке и поставлены на государственный кадастровый учет.
Возлагая на Администрацию города Кургана обязанность по финансированию организации работ по ремонту участков дорог, поименованных в иске, суд первой инстанции правомерно руководствовался требованиями положениями статей 16, 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования город Курган. Данные выводы суда первой инстанции закону также не противоречат, доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Судебная коллегия считает нужным отметить, что оспаривая решение суда в части возложения на Администрацию города Кургана обязанности по финансированию мероприятий по ремонту дорог, МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» не обладает соответствующими полномочиями для подачи апелляционной жалобы от имени Администрации города Кургана (глава 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как основаны на неправильном, субъективном понимании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
Принимая решение о возложении на МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» обязанности по приведению участка автомобильной дороги в соответствии с требованиям ГОСТ, суд руководствовался муниципальными правовыми актами, регламентирующими правовое положение и полномочия МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», из толкования которых следует, что данное учреждение является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
В соответствии с положениями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 198-ФЗ) с 1 января 2015 г. по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера; при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, и учитывая ходатайство МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» от 17 февраля 2016 г. о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, судебная коллегия взыскивает с МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» в доход местного бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере <...> руб.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 320.1, абзацем 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» – без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» в доход муниципального образования город Курган государственную пошлину в размере <...> руб.
Судья - председательствующий
Судьи: