Судья Сарыглар Л.Э. Дело № 33-1388/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 24 сентября 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.
судей Болат-оол А.В., Ховалыга Ш.А.
при секретаре Бичике Ш.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. административное дело по заявлению Л. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным ответа об отказе в предоставлении земельного участка по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва О. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Л. обратился в суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – Минземимущество РТ, Министерство), оспаривая ответ на свое заявление о предоставлении земельного участка на праве аренды, обосновав тем, что он 12 февраля 2015 года обратился в Минземимущество РТ о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: **, на праве аренды. 29 апреля 2015 года Минземимущество РТ ему дало ответ, в котором отказал заявителю в выделении земельного участка, указав, что на земельном участке находится жилой дом. Его заявление содержит всю информацию по испрашиваемому земельному участку с указанием права на заключение аренды, имеет кадастровый номер **. Пункт 6 ст. 30.1 ЗК РФ предусматривает предоставление земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Нахождение строения на испрашиваемом земельном участке, не прошедшего государственную регистрацию в установленном законом порядке, не может служить основанием для отказа ему в предоставлении участка на праве аренды. Просит признать ответ Минземимущества РТ незаконным, обязать Министерство рассмотреть заявление в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ.
Решением Кызылского городского суда от 02 июля 2015 года заявление удовлетворено. Суд постановил: признать незаконным письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 29.04.2015 года за исх. №**Л. на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ по земельному участку, расположенному по адресу: **; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Л. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 ЗК РФ.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства по доверенности О. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Л. В обоснование жалобы указала, что заявитель не просил рассмотреть его заявление в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ. Данное заявление рассмотрено в соответствии с действующим законодательством. Судом не дана правовая оценка доводу Министерства о даче ответа в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу частей 1 и 2 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Согласно пункту 1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 (далее – Порядок предоставления земель), процедура и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее – город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц устанавливается Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Судом установлено, что 12.02.2015 года Л. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: **.
Письмом от 29 апреля 2015 года Минземимущество РТ отказало Л. в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: ** в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в соответствии с п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ, сославшись на то, что на испрашиваемом земельном участке имеется ранее построенный жилой дом. Министерство сослалось на подпункт 6 пункта 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ, согласно которым земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, могут быть приобретены в собственность без проведения торгов гражданами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Положения Земельного кодекса РФ, регулирующие порядок приобретения прав на земельные участки, особенности предоставления земель лицам для жилищного строительства (статьи 28-34) претерпели изменения. В силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ они утратили силу с 01 марта 2015 года.
Однако заявитель обратился в уполномоченный орган государственной власти 12.02.2015 года, следовательно, судом правильно применены положения Земельного кодекса РФ в редакции до 01.03.2015 года.
Так, согласно ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности до 01.03.2015 года регулировались статьёй 30.1 ЗК РФ.
Так, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (часть 1).
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (часть 2).
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет"
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (часть 3).
Минземимущество РТ с момента получения заявления Л. (ДД.ММ.ГГГГ года) в течение 2 недель (до ДД.ММ.ГГГГ года) должно было разрешить заявление в соответствии с частью 3 статьи 30.1 ЗК РФ, тогда как ответ им дан только ДД.ММ.ГГГГ года. Сведений о принятии решения об объявлении аукциона, публикации сообщения в средствах массовой информации не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ссылка Министерства в ответе от 29 апреля 2015 года на наличие на земельном участке жилого дома не имеет правового значения для разрешения в установленном порядке заявления о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Л. не просил рассмотреть заявление в порядке статьи 30.1 ЗК РФ, несостоятельны, поскольку, обращение в уполномоченный орган государственной власти с просьбой предоставить земельный участок в аренду само собой уже предполагает обязанность рассмотрения заявления в порядке статьи 30.1 ЗК РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции несостоятельны и доводы о несоблюдении требования постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1, так как указанное постановление не определяет порядок передачи земельных участков в собственность (в аренду) гражданам, юридическим лицам.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 сентября 2015 года.
Председательствующий
Судьи