Председательствующий по делу Дело № 33-1391/2019
судья Сатина И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Карабельского А.А.,
судей краевого суда Михеева С.Н. и Процкой Т.В.,
при секретаре Карамовой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 16 апреля 2019 года гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района <адрес>, Министерству труда и социальной защиты <адрес>, Министерству финансов <адрес>, МЧС России по <адрес>, УМВД России по <адрес> об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства финансов <адрес>ФИО2
на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 01 октября 2018 года, которым постановлено: требования ФИО1 удовлетворить. Установить факт постоянного проживания ФИО1 по адресу: <адрес> для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>. Признать ФИО1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинскийрайон» <адрес> в июле 2018 года. Признать за ФИО1 право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>. Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить ФИО1 в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории <адрес>. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес> выплатить ФИО1 единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных<адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>.
Заслушав доклад судьи краевого суда Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации ГП «Шилкинское», ссылаясь на то, что с 2010 года он проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В результате произошедшего в июле 2018 года наводнения, дом попал в зону затопления, однако, в выплате компенсации было отказано, так как он зарегистрирован не по месту фактического проживания.
Определениями суда от <Дата>, от <Дата> к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ГУ МЧС России по <адрес>, администрация МР «<адрес>», УМВД России по <адрес>, Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> (л.д.1-2, 29).
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований истец просил суд:
- установить факт его постоянного проживания по адресу: <адрес> для получения материальной помощи и финансовой за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>;
- признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «<адрес>» <адрес> в июле 2018 года;
- признать за ним право на получение материальной и финансовой помощи в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>;
- обязать ответчиков включить его в списки граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории <адрес>;
- обязать Министерство труда и социальной защиты населения ЗК, Министерство финансов <адрес> выплатить ему материальную и финансовую помощь в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес> (л.д.2, 67-68).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.78-84).
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Министерства финансов <адрес>ФИО2 в апелляционной жалобе просит его отменить в части обязания Министерства выплатить единовременную материальную и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, в иске к Министерству отказать. Не оспаривая по существу права истца на единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества, считает данное решение суда, в части возложения обязанности на Министерство незаконным, вынесенным с неправильным применением норм материального права, подлежащим отмене в указанной части, поскольку согласно положению о Министерстве финансов <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от 24 апреля 2018 года № 165, функции по выплате единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации - не предусмотрены. Министерству поручено только организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.
Кроме того, поскольку в соответствии с резолютивной частью решения суда будут выданы исполнительные листы в отношении каждого из обязанных должников, обжалуемое решение приведет к двойному исполнению - взысканию как с Министерства труда социальной защиты населения <адрес>, так и с Министерства финансов <адрес> из средств бюджета <адрес>, что является недопустимым (л.д.86-87).
В судебное заседание стороны по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федераций в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликцидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты «г, д» пункта 2 Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Постановлением <адрес> от 09 июля 2018 года № 45 на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации с <Дата>.
Судом установлено, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, однако фактически проживает по адресу: <адрес>, в доме, принадлежащем ему на праве собственности (л.д.5-6), который, согласно постановлению администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата>, попал в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории <адрес> (л.д.8-9).
Факт постоянного проживания истца по адресу: <адрес>, подтвержден показаниями свидетелей ФИО3 и ФИО4, справкой, выданной УУП ОМВД России по <адрес>, из которой следует, что на обслуживаемом сотрудником полиции административном участке по адресу: <адрес>, проживает ФИО1 с 2010 года по настоящее время (л.д.4), кроме того, в судебном заседании суда первой инстанции истцом на обозрение суда представлены документы, согласно которым договор энергоснабжения по указанному адресу заключен с истцом, оплату земельного налога, электроэнергии, водоотведения производит ФИО1 (л.д.74, на обороте).
В результате паводка указанное жилое помещение затопило, имущество истца утрачено частично, что подтверждается актом заключения комиссии от <Дата> (л.д.71), однако в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости истцу было отказано в связи с отсутствием регистрации по указанному адресу (л.д.63).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, анализируя приведенные доказательства, пришел к выводу о подтверждении факта постоянного проживания истца в жилом доме, попавшем в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, имевшей место в июле 2018 года, а также наличия у истца права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой им имущества первой необходимости в общей сумме 60000 рублей.
Поскольку в апелляционной жалобе приводятся доводы о незаконности решения суда в части возложения на Министерство финансов <адрес> обязанности выплатить истцу единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, а в остальной части решение суда не обжалуется, то в той части, в которой оно не обжалуется, решение не является предметом проверки судом апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Постановлением <адрес> от 09 апреля 2014 г. № 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>.
В п. 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение <адрес>. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.
Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов <адрес> документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).
Министерство финансов <адрес> осуществляет подготовку проекта распоряжения <адрес> в установленном порядке (п. 6 Порядка).
В соответствии с распоряжением <адрес> Министерство финансов <адрес> доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).
Постановлением <адрес> от 09 июля 2018 № 45 «О введении на территории <адрес> режима чрезвычайной ситуации» Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> и Министерству финансов <адрес> поручено организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам (п. 10)
Таким образом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением <адрес> определены Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> и Министерство финансов <адрес>. Отсюда следует, что обязанность по выплате истцу единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей возложена судом на Министерство финансов <адрес> обоснованно.
Доводы о том, что обжалуемое решение приведет к двойному исполнению – взысканию как с Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, так и с Министерства финансов <адрес> средств бюджета <адрес>, являются ошибочными.
В резолютивной части решения судом обязанность по выплате единовременной материальной и финансовой помощи в размере 60000 рублей возложена на Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> и на Министерство финансов <адрес> в связи с тем, что эти органы государственной власти субъекта Российской Федерации в силу нормативных положений постановления <адрес> от 09 апреля 2014 года № 144, постановления Губернатора Забайкальского края от 09 июля 2018 года № 45 являются ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.
Вопреки доводам жалобы такое изложение абзаца 6 резолютивной части решения, согласно которому на Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> и на Министерство финансов <адрес> возложена обязанность выплатить истцу единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей, не может повлечь взыскание финансовых средств в пользу пострадавшего гражданина с обоих Министерств, поскольку исходя из характера спорных правоотношений исполнение решения суда должно осуществляться в строгом соответствии с вышеприведенным Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить абзац 4 и 6 резолютивной части решения в силу следующего.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (абз. 1). В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК Российской Федерации).
На основании подпунктов «г, д» пункта 2 вышеприведенных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, выплата истцу единовременной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости будет возможно только после выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий <адрес>.
В целях исключения возникновения затруднений при исполнении решения, судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение суда в части возложения на Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> и Министерство финансов <адрес> обязанности выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 50 000 рублей истцу ФИО1, изложив абзац 4 резолютивной части решения в следующей редакции: «Признать за ФИО1 право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими виюле 2018 года на территории <адрес>».
Абзац 6 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Обязать Министерство труда и социальной защиты населения ЗК, Министерство финансов <адрес> выплатить ФИО1 единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей и финансовую помощь в размере 50000 рублей при поступлении средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>».
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края 01 октября 2018 года изменить.
Изложить абзац 4 резолютивной части решения в следующей редакции:
«Признать за ФИО1 право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей за счет средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими виюле 2018 года на территории <адрес>».
Изложить абзац 6 резолютивной части решения в следующей редакции:
«Обязать Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес> выплатить ФИО1 единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей и финансовую помощьв связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50000 рублей при поступлении средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>».
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Карабельский
Судьи С.Н. Михеев
Т.В. Процкая
Копия верна. Судья А.А. Карабельский