Судья: Исакова Е.И.
Докладчик: Потлова О.М. Дело № 33-1392
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Потловой О.М.
судей: Фроловой Т.В., Евтифеевой О.Э.
с участием прокурора Зотовой Г.Г.
при секретаре Мухаревой Т.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Кемерово на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 25 октября 2012 года
по иску прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах ФИО1 к администрации г. Кемерово об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Рудничного района г. Кемерово в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово об обязании совершить определенные действия.
Просит суд обязать Администрацию города Кемерово рассмотреть заявление о постановке ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию города Кемерово поставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Рудничного района города Кемерово по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства Российской Федерации, которой установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 совместно с членами своей семьи проживала в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении произошел пожар, в результате чего жилое помещение сгорело полностью. В этой связи Администрацией города Кемерово ФИО1 по договору краткосрочного найма предоставлено для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, до решения жилищной проблемы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Рудничного района г. Кемерово с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент подачи ФИО1 заявления, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Однако, в нарушение требований закона, заявление ФИО1 о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленный месячный срок со дня поступления не рассмотрено. На комиссии по жилищным вопросам вопрос о постановке (отказе в постановке) ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не рассмотрен, распоряжение о постановке (отказе в постановке) на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не издано.
Более того, заявление ФИО1 не сохранилось. При обращении в Комитет по жилищным вопросам администрации г. Кемерово ФИО1 предоставлялись сведения о том, что по состоянию на 2008 год она состоит в общем списке очередности в Территориальном управлении Рудничного района города Кемерово администрации города Кемерово, очередь № 819, а также о том, что на ДД.ММ.ГГГГ она состоит в единой городской очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, очередь № 5206.
Вместе с тем, по сведениям Комитета по жилищным вопросам администрации города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит.
Таким образом, Администрация города Кемерово в течение 17 лет уклоняется от рассмотрения заявления ФИО1 о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что ФИО1 не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма как в настоящее время, так и не являлась ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента подачи заявления о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области», ОАО «Городское бюро недвижимости» у ФИО1 зарегистрированные права на недвижимое имущество отсутствуют. Прокурор полагает, что в силу ст. 51 ЖК РФ ФИО1 является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем, имеются основания для принятия ее на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Помощник прокурора Рудничного района г. Кемерово ФИО2 и представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель администрации г. Кемерово ФИО4 исковые требования не признал.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 25 октября 2012 года постановлено:
Требования прокурора Рудничного района г. Кемерово, обратившегося в интересах ФИО1, удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Кемерово поставить ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ года.
В остальной части исковых требований прокурору Рудничного района г. Кемерово, обратившегося в интересах ФИО1, отказать.
В апелляционной жалобе начальник юридического отдела комитета по жилищным вопросам ФИО5 просит решение суда изменить в части удовлетворения требований о возложении на администрацию г. Кемерово обязанности поставить ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Указывает, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решение исполнительного комитета Совета народных депутатов.
Основанием для постановки на учет нуждающихся улучшении жилищных условий согласно Правилам являлось решение исполнительного комитета Совета народных депутатов, которое принималось на основании заявления гражданина в случае представления и документов, указанных в п.13 Правил. Доказательств того, что ФИО1 было подано заявление с приложением всех необходимых документов, в материалах дела не имеется.
Решения о постановке ФИО1 на учет нуждающихся улучшении жилищных условий не принималось.
На апелляционную жалобу прокурором прокуратуры Рудничного района г. Кемерово ФИО2 поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя истца ФИО1 ФИО3, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области ФИО4, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и представленных возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.03.2005 года, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч. 5 ст.52 ЖК РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.В соответствии с Законом Кемеровской области от 17.06.2006 года № 129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений», граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области.
В силу ст. 2 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 года № 68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», при регистрации граждан в книге регистрации их очередность определяется в зависимости от даты подачи заявления и присвоенного ему регистрационного номера в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ФЗ №189 от 29.12.2004 г. «О порядке введения в действие ЖК РФ»).
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 совместно с членами своей семьи проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в данном жилом помещении произошел пожар, в результате чего дом сгорел полностью, что подтверждается справкой ПЧ-4 ОГПС-1 от 27.03.1996г., справкой ОНД г. Кемерово УНД ГУ МЧС России по КО от 13.03.2012г. (л.д. 8).
Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что 25.09.1995г. ФИО1 обратилась в Администрацию Рудничного района г. Кемерово с заявлением о постановке ее совместно с членами семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент подачи ФИО1 заявления, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений установлен Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 года № 335.
Согласно п. 12 Правил, для принятия на учет гражданином подается заявление. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.
В соответствии с п. 14 Правил, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Согласно п. 17 Правил, на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Представитель ответчика в апелляционной жалобе указывает, что доказательств того, что ФИО1 было подано заявление с приложением всех необходимых документов, в материалах дела не имеется, в виду чего решения о постановке ФИО1 на учет нуждающихся улучшении жилищных условий не принималось.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данными доводами ответчика, установив, что заявление ФИО1 о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не сохранилось, однако представителем ответчика было заведено учетное дело в отношении ФИО1, в котором имеется объяснительная в отношении сгоревшего дома без даты и подписи. По данному факту администрацией г. Кемерово принято решение о проведении служебной проверки (л.д.23-24), однако до настоящего времени сведения о проведенной проверке суду не представлены.
Несмотря на то, что администрацией г. Кемерово не издавалось распоряжение в отношении ФИО1 о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, до июля 2012 г. администрация г. Кемерово уведомляла истца о том, что она на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях с указанием номера очереди (л.д.9-10).
Кроме того, в связи с произошедшим пожаром, Администрацией города Кемерово ФИО1 по договору краткосрочного найма предоставлено для проживания жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, до решения жилищной проблемы.
Судом также установлено, что ФИО1 не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма как в настоящее время, так и не являлась ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента подачи заявления о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области», ОАО «Городское бюро недвижимости» у ФИО1 зарегистрированные права на недвижимое имущество отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора об обязании поставить ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку фактически администрацией г. Кемерово было принято решение о постановке ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела не имеется доказательств того, что ФИО1 было подано заявление с приложением всех необходимых документов, судебная коллегия считает несостоятельным.
Факт обращения истицей по вопросу постановки ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также подачи заявления о постановке на такой учет с приложением необходимых документов, подтверждается записью № в Книге регистрации заявлений граждан Администрации Рудничного района г. Кемерово (л.д.16), в которой в соответствии с п.12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, регистрируется заявление гражданина о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, и оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 25 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Кемерово - без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Потлова
Судьи: Т.В. Фролова
О.Э. Евтифеева