АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«04» июля 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Ворониной М.В., Жукова И.П.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,
при секретаре Колесниковой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации муниципального района город Нея и Нейский район ФИО1 на решение Нейского районного суда от 04 апреля 2016 г., которым на администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области возложена обязанность предоставить ФИО2 ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства).
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
у с т а н о в и л а:
Нейский межрайонный прокурор Костромской области обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с иском в интересах ФИО5 к администрации Костромской области об обязании субъекта Российской Федерации - Костромскую область, в лице администрации Костромской области предоставить ей на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории города Неи, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области, мотивируя тем, что ФИО2 (до брака ФИО6) С.Е. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец ФИО7 решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Мать ФИО8 также лишена родительских прав в отношении дочери решением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ На основании постановления главы самоуправления Нейского района от 22 апреля 1999 г. №144 ФИО9 направлена в Нейскую школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением главы самоуправления Нейского района №145 от 22 апреля 1999 г. за несовершеннолетней ФИО9 закреплена жилая площадь в доме по адресу: <адрес> по месту жительства семьи. Постановлением главы муниципального района №156 от 30 августа 2010 г. постановление главы самоуправления Нейского района №145 от 30 августа 2010 г. отменено. 07 июня 2013 г. ФИО9 окончила <данные изъяты> Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, а также сведениям, представленным ГП «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ, объектов недвижимости за ФИО9 на территории Костромской области не зарегистрировано. Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области №187-о от 26 октября 2010 г. ФИО9 включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В настоящее время имеет право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени данное право не реализовано.
В ходе рассмотрения дела Нейский межрайонный прокурор в связи с вступлением в законную силу с 30 марта 2015 г. Закона Костромской области №620-5-ЗКО от 29.12.2014 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» просил произвести замену ненадлежащего ответчика администрацию Костромской области на надлежащего - администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области; обязать администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области предоставить ФИО5 на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории города Неи, изолированное жиле помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
Определением Свердловского районного суда г.Костромы о т 15 января 2016 г. произведена замена ненадлежащего ответчика по делу - администрации Костромской области на надлежащего - администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, дело по иску Нейского межрайонного прокурора Костромской области в интересах ФИО5 к администрации муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области о предоставлении жилого помещения передано для рассмотрения по подсудности в Нейский районный суд Костромской области.
Нейский межрайонный прокурор Костромской области обратился в Нейский районный суд Костромской области с иском в интересах ФИО10 к администрации муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области об обязании предоставить ему на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район. В обоснование требований указал, что ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО11 решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец - ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на ФИО10, отсутствует. Согласно данным ГП Костромской области «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от 10 августа 2015 г. объектов недвижимости за ФИО10 на территории города Неи и Нейского района не зарегистрировано. Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №4 Костромской области №109-О от 08 июля 2010 г. ФИО10 включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время имеет право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени данное право не реализовано.
Нейский межрайонный прокурор Костромской области обратился в Нейский районный суд Костромской области с иском в интересах ФИО13 к администрации муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области об обязании предоставить ей на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район. В обоснование требований указал, что ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО13 - ФИО14 и ФИО15 лишены родительских прав. Постановлением главы администрации Нейского района и города Неи №169 от 27 мая 1996 г. ФИО13 направлена в детское государственное учреждение. Также данным постановлением за ФИО13 закреплена квартира по адресу: <адрес>. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на ФИО13, отсутствует. Согласно данным ГП Костромской области «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ №30 от 24 декабря 2015 г. объектов недвижимости за ФИО13 на территории города Неи и Нейского района не зарегистрировано. Согласно информации администрации городского поселения город Нея №449/1159 от 10 декабря 2015 г. между муниципальным образованием городское поселение город Нея и ФИО16 заключен договор социального найма №152 от 29 июля 2009 г. В данный договор в качестве членов семьи включена ФИО13 На основании заключения межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №4 Костромской области о признании возможным/невозможным факта проживания в ранее занимаемом жилом помещении от 29 января 2015 г. признан невозможным факт проживания ФИО13 в квартире по адресу: <адрес> в связи с тем, что общая площадь закрепленного жилого помещения по вышеуказанному адресу на одного члена семьи ниже учетной нормы предоставления жилой площади, установленной решением совета депутатов городского поселения город Нея №53 от 05 августа 2011 г., исходя из которой определяются уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения и вопрос принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Администрация городского поселения город Нея письмом №06/60 от 28 января 2015 г. сообщила межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства №4 о невозможности предоставить ФИО13 жилое помещение по договору социального найма. Общая площадь квартиры по вышеуказанному адресу составляет 25,62 кв.м. Решением совета депутатов городского поселения город Нея №53 от 05 августа 2011 г. учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области №540 от 18 февраля 2015 г. ФИО13 включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время имеет право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени данное право не реализовано.
Определением Нейского районного суда от 10 марта 2016 г. гражданские дела по искам Нейского межрайонного прокурора в интересах ФИО5, ФИО13 и ФИО10 к администрации муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области о предоставлении жилого помещения объединены в одно производство.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации муниципального района город Нея и Нейский район ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд не учел, что нормы Закона Костромской области №620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 г. не могут применяться при рассмотрении заявленных исковых требований к администрации муниципального района город Нея и Нейский район, так как на момент рассмотрения исков и на сегодняшний день не предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов на осуществление в 2016 г. органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Считает, что суд необоснованно не принял во внимание «Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях». Так как материальные средства для исполнения полномочий не переданы, считает, что надлежащим ответчиком по делу должна быть администрация Костромской области.
В возражениях относительно апелляционной жалобы директор департамента финансов Костромской области ФИО17 и Нейский межрайонный прокурор Лапшин Л.Н. считают решение суда законным и обоснованным.
Истцы ФИО5, ФИО13, ФИО10, представители ответчика администрации муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области; третьих лиц - департамента по труду и социальной защите населения Костромской области; департамента имущественных и земельных отношений Костромской области; департамента финансов Костромской области; департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области; межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №4 Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», пришел к выводу о том, что ФИО5, ФИО13, ФИО10 должны быть обеспечены жильем на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, а обязанность по предоставлению им жилого помещения лежит на администрации муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области.
Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО2 (до заключения брака с ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ - ФИО6) С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Отец ФИО5 - ФИО7 решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Мать ФИО8 также лишена родительских прав в отношении дочери решением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ
На основании постановления главы самоуправления Нейского района от 22 апреля 1999 г. №144 ФИО9 направлена в Нейскую школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находилась на полном государственном обеспечении.
Постановлением главы самоуправления Нейского района №145 от 22 апреля 1999 г. за несовершеннолетней ФИО9 закреплена жилая площадь в доме по адресу: <адрес> по месту жительства семьи. Постановлением главы муниципального района №156 от 30 августа 2010 г. постановление главы самоуправления Нейского района №145 от 30 августа 2010 г. отменено.
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области №187-о от 26 октября 2010 г. ФИО9 включена в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
07 июня 2013 г. ФИО9 окончила <данные изъяты>.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на ФИО5, ФИО19, ФИО18, отсутствует.
Согласно справкам ГП «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ от 12 августа 2015 г. и 14 января 2016 г., объектов недвижимости за ФИО9, ФИО19, ФИО18 на территории города Неи и Нейского района Костромской области не зарегистрировано.
Судом установлено, что ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО13 - ФИО14 и ФИО15 лишены родительских прав.
Постановлением главы администрации Нейского района и города Неи №169 от 27 мая 1996 г. ФИО13 направлена в детское государственное учреждение. Также данным постановлением за ФИО13 закреплена квартира по адресу: <адрес>
Согласно информации администрации городского поселения город Нея №449/1159 от 10 декабря 2015 г. между муниципальным образованием городское поселение город Нея и ФИО16 заключен договор социального найма №152 от 29 июля 2009 г. на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. В данный договор в качестве членов семьи включена ФИО13
Как следует из материалов дела, в квартире по указанному адресу зарегистрированы и проживают пять человек: сестра - ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сестра - ФИО20 М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сестра - ФИО20 М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; брат - ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением совета депутатов городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район №53 от 05 августа 2011 г. установлена учетная норма площади жилого помещения - в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Из заключения межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №4 Костромской области от 29 января 2015 г. следует, что проживание ФИО13 в жилом помещении по адресу: <адрес> невозможно, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанном жилом помещении, менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области №540 от 18 февраля 2015 г. ФИО13 включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на ФИО13, отсутствует.
Согласно справке ГП «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ от 24 декабря 2015 г., объектов недвижимости за ФИО13 на территории города Неи и Нейского района Костромской области не зарегистрировано.
Судом установлено, что ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Мать ФИО10 - ФИО11 решением Нейского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец - ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ
Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №4 Костромской области №109-О от 08 июля 2010 г. ФИО10 включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на ФИО10, отсутствует.
Согласно данным ГП Костромской области «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ от 10 августа 2015 г. объектов недвижимости за ФИО10 на территории города Неи и Нейского района не зарегистрировано.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Из содержания положений п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 г.) и ст.109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении ФИО5, ФИО13 и ФИО10 жилого помещения.
Пунктами «ж», «к» ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жилыми помещениями регулируются Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п.8 ст.8 вышеназванного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч.1 ст.3 Закона).
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;
3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Согласно ст.10 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
Законом Костромской области от 18.12.2015 г. №44-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2016 год» (ст.20) утверждено распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, на 2016 год согласно приложению 13 к настоящему Закону, в том числе таблица 13 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам городских округов в 2016 году на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Городскому поселению город Нея переданы субвенции в размере 3 217,0 тыс. рублей.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области обязанности по предоставлению истцам жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующими нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
Вопрос применения «Методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Доводам представителя ответчика судом дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Нейского районного суда от 04 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального района город Нея и Нейский район ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Судья Кудрявцев В.М.
Дело №33-1393